РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Оса 28 октября 2010 года
Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,
при секретаре Недбала Т.И.,
с участием представителя истца - пом. прокурора Осинского района Бочкиной У.А.,
представителя ответчика - Думы МО «Обуса» главы МО «Обуса» Сергеева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-286/2010 по заявлению прокурора Осинского района о признании незаконным бездействия Думы МО «Обуса» по принятию положения об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов;
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Осинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Осинский районный суд с заявлением и просит суд признать незаконным бездействие Думы МО «Обуса» по принятию положения об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов.
В обоснование своих требований, прокурор Осинского района указал, что Согласно ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.
В соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Согласно ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза.
Согласно ст. 9 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2012 г.г., утвержденного Указам Президента РФ национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
12.02.2010 г. прокурором района на имя главы администрации МО «Обуса» внесено представление об устранении нарушений требований ФЗ «О противодействии коррупции», а именно о необходимости принятия нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы и до настоящего времени Думой МО «Обуса» в нарушение норм законодательства не принято мер по принятию соответствующего Положения.
Нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц заключается в том, что отсутствие Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов и вследствие этого в целом отсутствие проведения антикоррупционной экспертизы создает возможность принятия со стороны органов местного самоуправления нормативно правовых актов и их проектов, которые способствуют созданию условий для проявления коррупции и вследствие чего нарушающие прямо либо косвенно права и законные интересы неопределенного круга лиц в различных сферах жизнедеятельности граждан, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В судебном заседании представитель заявителя пом. прокурора Осинского района Бочкина У.А. требования прокурора района поддержала в полном объеме и просит суд признать бездействие Думы МО «Обуса» незаконным по принятию положения об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов, обязать Думу МО «Обуса» принять Положение об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов в срок до 30.11.2010 года.
Представитель ответчика Думы МО «Обуса» Сергеев А.А. в судебном заседании требования прокурора признал в полном объеме и суду показал, что Дума МО «Обуса» в ближайшее время до 30.11.2010 года решит данный вопрос и планируют принять положения об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов.
Выслушав заявителя, представителя ответчика, исследовав в своей совокупности представленные в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Осинского района, по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.
В соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Согласно ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии со ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза.
Согласно ст. 9 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2012 г.г., утвержденного Указом Президента РФ национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.
Судом установлено, что 12.02.2010 г. прокурором района на имя главы администрации МО «Обуса» внесено представление об устранении нарушений требований ФЗ «О противодействии коррупции», а именно о необходимости принятия нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы и до настоящего времени Думой МО «Обуса» в нарушение норм законодательства не принято мер по принятию соответствующего Положения (л.д. 7).
Отсутствие Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов и вследствие этого в целом отсутствие проведения антикоррупционной экспертизы создает возможность принятия со стороны органов местного самоуправления нормативно правовых актов и их проектов, которые способствуют созданию условий для проявления коррупции и вследствие чего нарушающие прямо либо косвенно права и законные интересы неопределенного круга лиц в различных сферах жизнедеятельности граждан, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ суд считает, что признание ответчиком вышеуказанных обстоятельств, на которых истец основывает свои требования освобождают последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, суд устанавливает срок, с учетом доводов ответчика Думы МО «Обуса», для устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц путем принятия положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов до 30 ноября 2010 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с МО «Обуса» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Осинского района к Думе муниципального образования «Обуса» - удовлетворить.
Признать бездействие Думы МО «Обуса» по принятию Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, незаконным.
Возложить обязанность на Думу МО «Обуса» организовать принятие Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативно правовых актов в срок до 30 ноября 2010 года и сообщить о принятом решении в Осинский районный суд Иркутской области.
Взыскать с МО «Обуса» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд, через Осинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.
Председательствующий судья: Хамгушкеев Д.М.