Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
10 июня 2010 года с. Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Парилова И.А.,
при секретаре Хатагаровой Е.И.,
с участием прокурора Осинского района Манданова И.И.,
представителя МО «Ирхидей» Хингелова И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-176/2010 по заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к Думе МО «Ирхидей и главе администрации МО «Ирхидей» о признании противоречащим федеральному законодательству Устава муниципального образования «Ирхидей»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Осинского района обратился в Осинский районный суд с исковым заявлением, в порядке ст.ст. 45, 251, 253 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц признании противоречащим федеральному законодательству Устава МО «Ирхидей», указав в обоснование своих требований, что Устав МО «Ирхидей», зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу, действует в редакции изменений от 25.02.2008 года, тем самым Устав муниципального образования длительное время не приводился в соответствие с изменениями, внесенными в федеральное и областное законодательство.
Так, положения ст. 36 Устава МО «Ирхидей» противоречат ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
Также, положения ст.ст. 22-28 Устава МО «Ирхидей» противоречат ст. 35, ч.ч. 2, 4, 6 ст. 36, ч. 6.1 ст. 37, ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о том, что к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования также относится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку; представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации; глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности; полномочия главы муниципального образования прекращаются в случае удаления в отставку; главы местной администрации осуществляет свои полномочия на основе контракта и т.д.
Положения ст. 7 Устава МО «Ирхидей» противоречат ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Положения ст. 45 Устава МО «Ирхидей» противоречат ч. 2 ст. 37 ч.ч. 4 и 8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, что контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования; не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования и иное.
Положения Устава МО «Ирхидей» также противоречат Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора контроля и муниципального контроля» в части определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.
Приведя указанные доводы, прокурор Осинского района Иркутской области просит суд признать противоречащим федеральному законодательству Устав МО «Ирхидей».
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании прокурор Осинского района Манданов И.И. поддержал заявление в полном объеме, изложив объяснения и доводы, изложенные в исковом заявлении о признании Устава несоответствующим Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Председатель Думы и глава администрации МО «Ирхидей» Хингелов И.И. заявленные требования прокурора Осинского района признал в полном объеме и суду показал, что все соответствующие изменения в Устав МО «Ирхидей» внесены и в настоящее время Устав находится на государственной регистрации.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и прибывших в судебное заседание, всесторонне исследовав представленные сторонами в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК Российской Федерации, доказательства в своей совокупности, давая им оценку, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 24-26 ГПК РФ.
Судом установлено и сторонами не оспорено, что пункты 7, 22-28, 36, 45 Устава МО «Ирхидей» противоречат федеральному законодательству, а именно ст.ст. 17, 35-37, 40, 44, 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также противоречат Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора контроля и муниципального контроля» в части определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.
Так, положения ст. 36 Устава МО «Ирхидей» противоречат ст. 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
Также, положения ст.ст. 22-28 Устава МО «Ирхидей» противоречат ст. 35, ч.ч. 2, 4, 6 ст. 36, ч. 6.1 ст. 37, ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которых к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования также относится принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку; представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации; глава муниципального образования обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности; полномочия главы муниципального образования прекращаются в случае удаления в отставку; главы местной администрации осуществляет свои полномочия на основе контракта и т.д.
Положения ст. 7 Устава МО «Ирхидей» противоречат ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о том, согласно которой, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: утверждение и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организация проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организация и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Положения ст. 45 Устава МО «Ирхидей» противоречат ч. 2 ст. 37 ч.ч. 4 и 8 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» согласно которых контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования; не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования и иное.
Положения Устава МО «Ирхидей» также противоречат Федеральному закону № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора контроля и муниципального контроля» в части определения органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования.
В определении суда о подготовке дела к судебному заседанию судом разъяснены сторонам юридически значимые обстоятельства по делу, а также обязанность их доказывания и последствия не предоставления данных доказательств.
Представителем Думы и администрации МО «Ирхидей» не представлены какие-либо доказательства о внесении изменений в Устав и приведение его в соответствие федеральному законодательству в указанной в установочной части решения.
До удаления суда в совещательную комнату, заявление истцом не отозвано и не изменено, возражения на заявленные требования не представлены.
На основании изложенного, суд считает, что признание недействительным Устава МО «Ирхидей» как в полном объеме, нарушит права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем заявление прокурора Осинского района, в интересах неопределенного круга лиц, кМО «Ирхидей» о признании противоречащим федеральному законодательству пунктов Устава МО «Ирхидей» обоснованно и подлежит удовлетворению частично, все иные доводы сторон не влияют на принятое решение, а потому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 252-253 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Прокурора Осинского района, в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащим федеральному законодательству Устава МО «Ирхидей» удовлетворить частично.
Признать положения пунктов 7, 22-28, 36, 45 Устава муниципального образования «Ирхидей» противоречащими ст. 17, ст. 35, ч.ч. 2-6 ст. 36, ч. 2 и ч. 6.1 ст. 37, ч.4 и ч. 8 ст. 44, ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора контроля и муниципального контроля» и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда, в остальной части заявление оставить без удовлетворения.
Опубликовать резолютивную часть решения суда в газете «Знамя труда» после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течении десяти дней со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья И.А. Парилов