Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2010 года с.Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Парилова И.А.,
при секретаре Хохолове Н.С.,
с участием истца Борокшонова С.И.,
ответчика - представителя <данные изъяты> Большедворской Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-164/2010 по иску Борокшонова С.И. к <данные изъяты> о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ :
В Осинский районный суд обратился Борокшонов С.И. с исковым заявлением и просит признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, указав в обоснование иска, что с 1980 года проживает по адресу: <адрес>, ранее дом принадлежал <данные изъяты>. Дом был предоставлен ему и его братьям М. и Д. 30 октября 1982 года между ними и <данные изъяты> был заключен договор о том, что <данные изъяты> продает им в личное пользование вышеуказанный дом. Договор был зарегистрирован в <данные изъяты> за №. Другие документы не оформлялись, так как в то время никто оформлением документов не занимался и никто не выдавал свидетельство о праве собственности на недвижимое имущества. В данное время <данные изъяты> не существует. С 1980 года он проживает в данном доме, добросовестно, открыто и непрерывно владеет этим домом как своим собственным и считает дом своей собственностью. Факт приобретения и владения указанным домом могут подтвердить соседи. Признание права собственности на дом ему необходимо для оформления права собственности на данный дом.
В судебном заседании истец Борокшонов С.И. свои исковые требования о признании права собственности полностью поддержал, изменив основания и доводы иска и суду показал, что ранее он работал в <данные изъяты> и когда ушел в армию, в доме случился пожар, в связи с чем от <данные изъяты> был выделен дом в собственность по адресу: <адрес>. В данном доме проживала его мать и два брата, после армии он также проживал с ними и пользовался как собственник данным домом. В настоящее время собственником данного дома является только он, поскольку все остальные умерли, тогда как иных наследников не имеется. М. умер 24 июня 1994 года, с этого времени указанный дом, перешел в его собственность, на балансе <данные изъяты> не состоит. В настоящее время в доме проживает его дочь.
В судебное заседание представитель <данные изъяты> Большедворская Ю.А. исковые требования Борокшонова С.И. признала в полном объеме, указав о необходимости удовлетворения данных исковых требований.
Выслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав, изучив и проверив представленные в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК Российской Федерации доказательства, в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.
В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Истец Борокшонов в порядке искового производства обратился в суд с исковым заявлением о признании права собственности на дом, указав в обоснование, что М. умер 24 июня 1994 года, с этого времени указанный дом, перешел в его собственность.
Заявление истца подлежит рассмотрению в суде, поскольку суд пришел к выводу, что избранный истцом способ защиты права собственности обеспечить его восстановление, так как позволит восстановить наследственные права.
Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда РФ N 10/22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещих прав" разъяснено:
- если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость,
- право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства(п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
В судебном заседании установлено и сторонами, лицами участвующими в деле, не оспаривается, что возник спор о праве на наследство, сложились правоотношения, регулируемые нормами гражданского законодательства.
В соответствии со ст.ст. 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина, и днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Факт смерти М. подтверждается копией свидетельства о смерти (повторное) серии № №, выданного 12.04.2006 года <данные изъяты> району, из которого видно, что М. умер 24.06.1994 года.
Таким образом судом установлено, что со смертью М. открылось наследство, днем открытия наследства является 24.06.1994 года.
В соответствии со ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, лицами участвующими в деле, что в состав наследства входит имущество, в том числе имущественные права состоящие:
- из жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.
Как следует из представленных доказательств, 30.10.1982 г. между <данные изъяты> и М. был заключен договор о том, что <данные изъяты> продает последнему в личное пользование дом, расположенный по адресу: <адрес>. Данный договор был зарегистрирован в <данные изъяты> за №.
. На момент регистрации договора в полной мере соблюден установленный ч. 1 ст. 239 ГК РСФСР порядок регистрации договора купли-продажи жилого дома. Поэтому спорное домовладение принадлежало М. с момента регистрации права.
Согласно показаний представителя <данные изъяты> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> числится на праве собственности за Борокшоновым С.И.. Документов, подтверждающих право собственности на иных лиц, нет. Указанное домовладение на балансе <данные изъяты> не состоит.
Из технического паспорта <данные изъяты> составленного по состоянию на 11.05.2010 г. на домовладение, расположенного по адресу: <адрес> следует, что указанное домовладение состоит из жилого дома общей площадью <данные изъяты>, субъектом права собственности является Борокшонов С.И..
Также судом установлено и сторонами, лицами участвующими в деле не оспаривается, что имущество принадлежащее М. умершему 24.06.1994 года, фактически было принято наследником Борокшоновым С.И., которой был его братом, но не оформивший своих наследственных прав, тогда как иных наследников не имеется.
Рассматривая в судебном заседании каждое из доводов истца о праве собственности на имущество, оставшееся после смерти М. умершего 24.06.1994 года, судом установлено, что исходя из смысла приведенных доводов ответчиком не оспаривается право истца на указанное наследство в связи тем, что последним не пропущен предусмотренный ст. 1154 ГК РФ срок принятия наследства, представлены документы, подтверждающие фактическое принятие наследства, а также доказано родственное отношение с наследодателем.
В соответствии со ст.1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Судом установлено и сторонами, лицами участвующими в деле в судебном заседании фактически не оспаривается, что истец Борокшонов С.И. является родным братом М., умершего 24.06.1994 г., наследство которого фактически было принято истцом.
В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ суд считает, что признание сторонами вышеуказанных обстоятельств, освобождает их от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ по закону и по завещанию.
Также, в соответствии со ст. 1153 ГК РФ наследник вправе выбрать по своему усмотрению любой из способов принятия наследства: путем подачи соответствующего заявления нотариусу либо путем фактического принятия наследства, при этом законодательство не содержит никаких различий для принятия наследства указанными способами.
Таким образом, наследнику достаточно в пределах срока, установленного для принятия наследства, фактически вступить во владение наследственным имуществом, тогда в этом случае закон не требует обязательной подачи заявления наследником о принятии наследства.
При решении вопроса о том, вступил ли истец Борокшонов С.И в наследство, в соответствии с п. 2 ст. 1153 ГК РФ путем фактического принятия наследства в течение шести месяцев со дня открытия наследства, суд учитывает, что принятие наследства является правом, а не обязанностью наследников, при этом сторонами не оспаривается, что наследниками имущества является только истец.
Вышеуказанные обстоятельства, не оспариваемые сторонами, также подтверждаются и исследованными письменными доказательствами в своей совокупности, представленными сторонами в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Борокшонов С.И. с момента смерти брата М. с 24 июня 1994 г. открыто владел домом, расположенным по адресу: <адрес>
Согласно уведомления <данные изъяты> по <адрес> <данные изъяты> следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют данные о правах на объект недвижимого имущества на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Из сообщения <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> следует, что в базе данных ЕГРЮЛ инспекции сведений о <данные изъяты> отсутствуют.
На основании изложенного, суд приходит к твердому убеждению, что истец Борокшонов, вступив во владение и управление наследственным имуществом в течение шести месяцев со дня открытия наследства, фактически принял наследство, поскольку иное не доказано.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое Борокшоновым С.И. наследство признается принадлежащим ему со дня открытия наследства, независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, наследство оставшееся после смерти М., умершего 24.06.1994 года, принадлежит истцу, как наследнику принявшему наследство со дня открытия наследства - с 24.06.1994 года.
В соответствии со ст. 1163 ГК РФ срок обращения за получением свидетельства о праве на наследство наследником, фактически принявшим наследство, как и наследником, принявшим наследство по заявлению, законом не ограничен.
Судом разъяснены последствия принятия судом признания иска, содержащиеся в ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, что при признании ответчиком иска и принятия его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 2 ст. 1155 ГК РФ по признании наследника принявшим наследство суд определяет доли всех наследников в наследственном имуществе и при необходимости определяет меры по защите прав нового наследника на получение причитающейся ему доли наследства.
При определении доли Борокшонова С.И. в наследственном имуществе, суд исходит из того, что вся наследственная масса переходит на праве собственности к Борокшонову С.И., поскольку наследство не было никем принято, свидетельство о праве на наследство не было выдано, наследственное имущество не перешло кому-либо иному в собственность.
Исходя из вышеуказанных обстоятельств, проанализировав все доказательства в судебном заседании в своей совокупности, представленные в суд, выслушав объяснения лиц, участвующих по делу, суд считает необходимым удовлетворить требования Борокшонова С.И. в полном объеме.
До удаления в совещательную комнату, заявление о признании исковых требований ответчиком не отозвано и не изменено, возражения на исковые требования не представлены.
В определении суда о подготовке дела к судебному заседанию судом разъяснены сторонам юридически значимые обстоятельства по делу, а также обязанность их доказывания и последствия не предоставления данных доказательств.
Также сторонам разъяснены процессуальные права и обязанности, в том числе последствия признания иска и принятия его судом в соответствии с ч.4 ст. 198 ГПК РФ.
Судом установлено, что признание ответчиком иска о признании права собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес> порядке наследования, не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.
На основании изложенного, учитывая признание ответчиком исковых требований, суд пришел к убеждению, что исковые требования Борокшонова С.И. к <данные изъяты> о признании права собственности на жилой дом подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Борокшонова С.И. к <данные изъяты> о признании права собственности на жилой дом, удовлетворить.
Признать за Борокшоновым С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд, через Осинский районный суд в течение 10 суток со дня составления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья: И.А. Парилов
мотивированное решения суда в окончательной форме составлено 18.06.2010г.