Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
01 сентября 2010 года с. Оса
Осинский районный суд Иркутской области в составе
председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,
при секретаре Хатагаровой Е.И.,
с участием помощника прокурора Осинского района Барлуковой О.В., представителя ответчика начальника юридического отдела администрации МО «Осинский район» Балдыханова В.Н., действующего на основании доверенности, выданной 06.10.2009 г. мэром МО «Осинский район» Богдановым В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-236/2010 по исковому заявлению и.о. прокурора Осинского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Осинский район» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Осинский район» в части разработки схемы территориального планирования муниципального образования «Осинский район»,
УСТАНОВИЛ :
И.О.прокурора Осинского района, в интересах неопределенного круга лиц обратилась в Осинский районный суд с заявлением к администрации муниципального образования «Осинский район» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Осинский район» в части разработки схемы территориального планирования муниципального образования «Осинский район», указав в обоснование своих требований, что в ходе проверки исполнения градостроительного законодательства в МО «Осинский район» установлено, что администрацией МО «Осинский район» длительное время не разрабатывается схема территориального планирования муниципального района и данное обстоятельство влечет за собой грубое нарушение прав жителей района на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также лишает органы местного самоуправления поселений возможности разрабатывать генеральные планы поселений и на их основе правила землепользования и застройки.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 14 ст. 5 Устава МО «Осинский район» к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, на основании которой проводится утверждение документации по планировке территории.
Согласно ст. 19 Градостроительного Кодекса РФ схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которая (в т.ч. внесение изменений) в соответствии со ст. 20 Градостроительного Кодекса РФ утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
Кроме того, проект схемы территориального планирования муниципального района до её утверждения подлежит в соответствии со ст. 21 Градостроительного Кодекса РФ обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
При этом, подготовка схемы территориального планирования муниципального района осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципального района, с учетом содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования Субъектов РФ, генеральных планах поселений, положений о территориальном планировании, с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.
В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Осинского района Барлукова О.В. поддержала заявленные требования в полном объеме, изложив объяснения и доводы, изложенные в исковом заявлении (л.д. 4-6), просит признать незаконным бездействия администрации муниципального образования «Осинский район» в части разработки схемы территориального планирования муниципального образования «Осинский район», которое влечет за собой грубое нарушение прав жителей района на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также лишает органы местного самоуправления поселений возможности разрабатывать генеральные планы поселений и на их основе правила землепользования и застройки. При этом, она внесла уточнения к заявленным требованиям, а именно установить срок до 31.12.2011 года для разработки схемы территориального планирования МО «Осинский район», предоставив письменные уточнения к данному заявлению.
Представитель ответчика администрации МО «Осинский район» Балдыханов В.Н., заявленные требования прокурора Осинского района признал частично и суду показал, что п. 2 просительной части уточнения к исковому заявлению прокурора он полностью признает, что администрация МО «Осинский район» в срок до 31 декабря 2011 года обязуется рассмотреть схему территориального планирования МО «Осинский район» и предоставить на утверждение Думы МО «Осинский район».
А по поводу п. 1 просительной части уточнения к исковому заявлению прокурора он не признает, так как администрация МО «Осинский район» не бездействовала, а действовала, то есть объявили конкурс на проектирование схемы территориального планирования, в результате проведенного конкурса 19.03.2009 года (протокол № 6 от 19.03.2009 г) с участником - победителем - ООО «Ленинград» (г. Санкт - Петербург пл. Чернышевского, д. 11 оф. 5) был заключен муниципальный контракт на проведение вышеуказанных работ. По данному муниципальному контракту сторонами не исполнялись свои обязанности по причине обжалования в Арбитражном суде Иркутской области итогов конкурса.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, всесторонне исследовав представленные сторонами в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК Российской Федерации, доказательства в своей совокупности, давая им оценку, суд приходит к выводу, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В определении суда о подготовке дела к судебному заседанию судом разъяснены сторонам юридически значимые обстоятельства по делу, а также обязанность их доказывания и последствия не предоставления данных доказательств.
Представителем ответчика не представлены какие-либо доказательства об исполнении обязанности по разработки схемы территориального планирования муниципального образования «Осинский район», в соответствии с требованиями законодательства, указанными в установочной части решения, то есть обосновывающие доводы отзыва о том, что администрация МО «Осинский район» в части разработки схемы территориального планирования МО «Осинский район» фактически что-то сделано, как требует п. 15 ч. 1, ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 14 ст. 5 Устава МО «Осинский район» и ст. 19 ГрК РФ. Кроме объявления конкурса от 19.03.2009 г., где победителем стал ООО «Ленинград» г. Санкт-Петербург, а далее муниципальный контракт сторонами не исполнялись.
Поэтому суд не может согласиться, с указанными доводами ответчика, так как доводы ответчика в этой части не основаны на законе и являются несостоятельными.
По смыслу ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование представляет собой, таким образом, перечень административно-правовых по своему содержанию действий по определению на будущее и фиксации в соответствующих документах основных видов совокупного использования объектов, расположенных на соответствующей территории.
Согласно ст. 19 Градостроительного Кодекса РФ схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которая (в т.ч. внесение изменений) в соответствии со ст. 20 Градостроительного Кодекса РФ утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
Конкретное определение схем территориального планирования муниципального района, установленное п. 1 ст. 19 ГрК РФ, следует целям планирования на данном уровне, и прежде всего это размещение объектов, имеющих значение для муниципального района и необходимых для осуществления основных полномочий соответствующих органов местного самоуправления.
Схема территориального планирования муниципального района включает в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения. При этом, объекты капитального строительства, а также иные объекты предусмотрены в ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ в качестве вопросов местного значения муниципального района. Решение указанных вопросов местного значения должно финансироваться за счет бюджета муниципального района. Соответственно вопрос о размещении конкретных объектов капитального строительства также должен решаться органами местного самоуправления муниципального района.
Согласно ч. 3 ст. 19 ГрК РФ Положения о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования муниципального района, включают в себя:
1) цели и задачи территориального планирования;
2) перечень мероприятий по территориальному планированию и указание на последовательность их выполнения.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 5 Устава МО «Осинский район» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, на основании которой проводится утверждение документации по планировке территории (л.д. 7-12). Но данный пункт 14 ч. 1 ст. 5 указанного Устава МО «Осинский район» не исполняется, как требуют вышеуказанные нормы федерального законодательства.
Таким образом, на основании изложенного, суд считает бездействие администрации муниципального образования «Осинский район» в части разработки схемы территориального планирования муниципального образования «Осинский район» незаконным, так как влечет за собой грубое нарушение прав жителей района на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, а также лишает органы местного самоуправления поселений возможности разрабатывать генеральные планы поселений и на их основе правила землепользования и застройки.
На основании изложенного, заявление и.о. прокурора Осинского района, в интересах неопределенного круга лиц, кМО «Осинский район» о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Осинский район» в части разработки схемы территориального планирования муниципального образования «Осинский район» и возложении обязанности устранить нарушения закона, обоснованно и подлежит удовлетворению, все иные доводы сторон не влияют на принятое решение, а потому не могут быть приняты во внимание.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора Осинского района, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Осинский район» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Осинский район» в части разработки схемы территориального планирования муниципального образования «Осинский район» и обязании администрации муниципального образования «Осинский район» организовать разработки схемы территориального планирования муниципального образования «Осинский район» в срок до 31 декабря 2011 года, удовлетворить.
Признать бездействия администрации муниципального образования «Осинский район» в части разработки схемы территориального планирования муниципального образования «Осинский район» незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования «Осинский район» до 31 декабря 2011 года устранить в полном объеме допущенное нарушение и не позднее чем в течение месяца со дня исполнения решения сообщить в суд об исполнении решения суда.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.
Председательствующий судья Д.М. Хамгушкеев