об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным постановления мэра района от 25.08.2010 г.



Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

20 сентября 2010 года с. Оса

Осинский районный суд Иркутской области в составе

председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,

при секретаре Недбала Т.И.,

с участием заявителя Матвеева Ю.В. - директора <данные изъяты>»,

представителя ответчика начальника юридического отдела администрации МО

«Осинский район» Балдыханова В.Н., действующего на основании доверенности, выданной 16.09.2010 г. мэром МО «Осинский район» Богдановым В.А.,

представителя заинтересованного лица Осинского муниципального управления

образования Гергеновой Р.Б., действующей на основании доверенности, выданной 17.09.2010 года начальником Осинского муниципального управления образования Команденко Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-257/2010 по исковому заявлению директора <данные изъяты> Матвеева Ю.В. о признании незаконным постановления мэра МО «Осинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ г. «О реорганизации <данные изъяты> и об его отмене»; о приостановлении действия постановления мэра района МО «Осинский район» Иркутской области Богданова В.А. от ДД.ММ.ГГГГ № до вступления в законную силу решения суда; о признании незаконным приказа начальника Осинского МУО за № от ДД.ММ.ГГГГ; опубликовании решения суда в местных СМИ,

УСТАНОВИЛ :

В Осинский районный суд обратился с заявлением к администрации муниципального образования «Осинский район» директор <данные изъяты> (далее по тексту <данные изъяты>) Матвеев Ю.В. о признании незаконным постановления мэра МО «Осинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации <данные изъяты>», указав в обоснование своих требований, что оспариваемым решением мэра МО «Осинский район» нарушаются права на обучающихся на выбор образовательного учреждения и право обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением, предусмотренное п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании». Также, оспариваемое решение было принято вразрез с мнением большинства родителей, выраженном в решении общешкольного родительского собрания (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), а также в заявлении родителей к администрации МО «Осинский район» от ДД.ММ.ГГГГ; мнением учеников старших классов, которые общались с открытым письмом от ДД.ММ.ГГГГ к мэру МО «Осинский район»; решением расширением профсоюзного собрания (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). В результате чего, Осинским муниципальным управлением образования (МУО) был дан отрицательный ответ на требования об отмене реорганизации <данные изъяты>, тем самым, по доводам заявителя нарушается п. 5.3 Устава <данные изъяты>».

Кроме того, по доводам заявителя, оспариваемое решение мэра МО «Осинский район» было опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в период нахождения большей части педагогических работников в очередном отпуске, хотя реорганизация школы приводит к уменьшению недельной часовой нагрузки ряда учителей, что влечет за собой уменьшение заработной платы.

Заявитель считает, что образовательное учреждение считается реорганизованным с момента регистрации вновь возникшего образовательного учреждения и регистрации не проведена в должной мере. Поскольку, в оспариваемом постановлении указан состав комиссии по реорганизации школы во главе с заместителем мэра ФИО11, но данная комиссия летом не работала. Заявитель Матвеев Ю.В. также находился в очередном отпуске в период с 28 июня по 30 августа 2010 г., каких либо письменных указаний по проведению реорганизации школы не поступало. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Осинского МУО дано указание не проводить набор в 10 класс, а направлять в <данные изъяты>, в то время как на 25.08.2010 г. списки учеников были составлены, заявления от обучающихся и их родителей приняты 19.08.2010 г., классы сформированы, то есть процесс подготовки к 2010-2011 учебному году шел в обычном режиме.

Также, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ нарушается п. 17 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» о том, что перевод обучающихся в аналогичные образовательные учреждения орган управления образования проводит с согласия родителей (законных представителей). Но данная процедура проведена не была.

Тем самым, нарушены права обучающихся и их родителей, как потребителей, в получении образовательных услуг.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.

В судебном заседании заявитель Матвеев Ю.В. поддержал заявленные требования, изложив объяснения и доводы, изложенные в исковом заявлении (л.д. 1-2, 36-37), при этом внес уточнения в заявленные требования в заявлении от 10.09.2010 г., а именно: в части первой: читать в новой редакции: 1. Приостановить действие постановления мэра района МО «Осинский район» Иркутской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации <данные изъяты>» до 2012 года. Часть вторую и третью исключить, т.е. от требований: отменить постановление мэра района МО «Осинский район» Иркутской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации <данные изъяты>»; признать незаконным приказ начальника Осинского МУО за № от ДД.ММ.ГГГГ - отказывается (л.д. 106-107). Опубликовать решение суда по данному заявлению в местных СМИ - оставить без изменения.

Представитель ответчика администрации МО «Осинский район» Балдыханов В.Н., заявленные требования директора <данные изъяты> Матвеева Ю.В. не признал и суду показал, что с доводами заявителя не согласен, постановление мэра МО «Осинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» считает законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами федерального законодательства, полностью поддержав доводы, изложенные в отзыве (л.д. 57-58, 108-110). При этом добавил, что заявитель, отказавшись от исковых требований: отменить постановление мэра района МО «Осинский район» Иркутской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации <данные изъяты>»; признать незаконным приказ начальника Осинского МУО за № от ДД.ММ.ГГГГ, фактически признал их законными и обоснованными и поэтому просит отказать в удовлетворении требований директора <данные изъяты> Матвеева Ю.В. о приостановлении действия постановления мэра района МО «Осинский район» Иркутской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации <данные изъяты>» до 2012 года, в полном объеме.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, всесторонне исследовав представленные сторонами в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК Российской Федерации, доказательства в своей совокупности, давая им оценку, суд приходит к выводу, что заявление директора <данные изъяты>» Матвеева Ю.В. подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.

В определении суда о подготовке дела к судебному заседанию судом разъяснены сторонам юридически значимые обстоятельства по делу, а также обязанность их доказывания и последствия не предоставления данных доказательств.

Согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, а согласно ч. 4 ст. 15 Конституции эти общепризнанные нормы и принципы международного права являются составной частью ее правовой системы.

Право на получение каждым человеком образования декларировано в пункте 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217А (III) от 10 декабря 1948 года.

Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Указанные гарантии на получение образования нашли свое дальнейшее развитие в действующих федеральных законах и принятых в соответствие с ними иных нормативных правовых актах.

Согласно ст. 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам.

А также, в силу п. 3 ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе и создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Кроме того, согласно п. 1.2 Устава <данные изъяты>» учредителем Учреждения является администрация МО «Осинский район», а также п. 10.7 указанного Устава в порядке установленном законодательство Российской Федерации, принимать решения о ликвидации, реорганизации учреждения с соблюдением условий Устава.

В силу положений п. 12.1, 12.2 Устава <данные изъяты> решение о реорганизации Учреждения принимается Учредителем на основании представления Управления образования с учетом мнения постоянной комиссии Совета по муниципальной собственности и экономическому развитию (л.д. 38-53).

Анализ содержания вышеуказанных норм закона и Устава не предусматривают согласия директора учреждения, педагогических работников, обучающихся или их родителей (законных представителей) при решении вопроса о реорганизации учреждения.

Таким образом, на основании изложенного, постановление мэра МО «Осинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации <данные изъяты>» принято в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях обеспечения единой государственной политики в области образования, в том числе реализации Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования РФ № от ДД.ММ.ГГГГ и определения основных направлений его развития (л.д. 92-99) и письма министра образования Иркутской области ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 75-81).

Кроме того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что предоставленными ответчиком доказательствами подтверждается обоснованность оспариваемого решения мэра МО «Осинский район», выраженного в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации <данные изъяты>», а именно: экспертное заключение по итогам мониторинговых исследований ресурсного обеспечения деятельности образовательных учреждений Осинского районного муниципального образования Иркутской области, которое проводилось в соответствии с заявкой мэра Осинского района и по согласованию с министерством образования Иркутской области. Экспертной группой факультета развития образовательных систем Областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 100-101), экспертное заключение начальника Осинского МУО ФИО3 по реорганизации <данные изъяты>» и представление на имя мэра Осинского района ФИО4 (л.д. 82-88), указанные обстоятельства заявителем не оспариваются и не опровергаются.

В российском законодательстве предусмотрено пять возможных форм реорганизации юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

Под реорганизацией образовательного учреждения в форме преобразования понимается либо изменение его организационно-правовой формы (например, переход из бюджетного в автономное), либо изменение статуса образовательного учреждения (например, преобразование начальной общеобразовательной школы в основную, основной - в среднюю или наоборот), что и предусмотрено оспариваемым постановлением мэра МО «Осинский район» № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации МОУ «<данные изъяты>».

При этом в случае прекращения реализации образовательной программы того или иного уровня необходимо обеспечить перевод учащихся в соответствии с п. 17 ст. 50 Закона об образовании в другое образовательное учреждение. В данном случае обеспечен перевод учащихся в <данные изъяты>», условия обучения в которой более благоприятные, согласно доводов изложенных в обращении начальника Осинского МУО ФИО3 к родительскому комитету и коллективу учащихся <данные изъяты> (л.д. 20-21). Также подтверждаются протоколами №№ 1, 2, 3 заседания муниципальной комиссии по реорганизации <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63-70) и другими доказательствами, в том числе приказом начальника МУО администрации МО «Осинский район» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № о наборе обучающихся в 10-11 классы, где директору <данные изъяты>» Матвееву Ю.В. даны указания в 2010-2011 учебном году не проводить набор обучающихся в 10 класс. Выпускников 9 класса направлять в <данные изъяты>» (л.д. 5, 57-58, 72-105, 108-110).

Таким образом, доводы заявителя о том, что оспариваемым постановлением мэра МО «Осинский район» нарушены права обучающихся и их родителей, как потребителей, в получении образовательных услуг, являются несостоятельными и не соответствуют действительным обстоятельствам дела.

Кроме того, доводы заявителя о том, что оспариваемым решением органа местного самоуправления нарушаются п. 5.3 Устава <данные изъяты>» о том, что каждый обучающийся имеет право на защиту своего достоинства, удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении, уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений. А также, о нарушении п.п. 4, 17 ст. 50 ФЗ «Об образовании», предусматривающего право обучающихся на выбор образовательного учреждения и право обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением и о переводе обучающихся в аналогичные образовательные учреждения с согласия родителей, в судебном заседании не нашло своего подтверждения. Более того, реализация указанных прав осуществляется в рамках осуществления образовательной деятельности образовательного учреждения и не связаны с решением вопросов по реорганизации образовательного учреждения и подтверждается вышеуказанными документами и материалами дела.

Так, до принятия решения о реорганизации <данные изъяты>» получено экспертное заключение по итогам мониторинговых исследований ресурсного обеспечения деятельности образовательных учреждений Осинского района муниципального образования Иркутской области в соответствии с заявкой мэра Осинского района и по согласованию с министерством образования Иркутской области. Экспертной группой факультета развития образовательных систем областного государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Иркутской области», а также экспертное заключение Осинского МУО по реорганизации МОУ <данные изъяты>», приняты меры по переводу учащихся 10-11 классов, не закончивших обучение, в <данные изъяты>

Таким образом, оспариваемое решение, принятое мэром МО «Осинский район» Федерации в пределах полномочий и соответствует действующему законодательству, что в силу ч. 4 ст. 258 ГПК является основанием к отказу в удовлетворении заявления, в том числе о приостановлении действия постановления мэра МО «Осинский район» ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ «О реорганизации <данные изъяты>».

Доводы заявителя не являются основанием к удовлетворению его требований, поскольку указанные им в заявлении права должны реализовываться в рамках действующего законодательства и не должны нарушать прав и свобод других лиц и ограничивать орган местного самоуправления в реализации своих полномочий.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

1. Заявление директора <данные изъяты>» Матвеева Ю.В. о приостановлении действия постановления мэра района МО «Осинский район» Иркутской области ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № до 2012 года; опубликовании решения суда по данному заявлению в местных СМИ, оставить без удовлетворения.

2. Резолютивную часть данного решения суда опубликовать в местных СМИ.

3. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения суда.

Председательствующий судья Д.М. Хамгушкеев

Мотивированное решение суда

в окончательной форме

составлено 24 сентября 2010 года.