решение по делу№ 2-12/2010 по получению разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Оса 28 января 2010 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,

при секретаре Хатагаровой Е.И.,

с участием представителя истца - зам. прокурора Осинского района Каримова В.Е.,

представителя ответчика Далбаевой Д.Д., действующего на основании доверенности, выданной <данные изъяты>» Перановой Г.Р. от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Инхиреева А.А., действующего на основании доверенности, выданной министром природных ресурсов и экологии Иркутской области Гайковой О.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ,го лица министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Инхиреева А.А., действующего на основан

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-13/2010 по заявлению прокурора Осинского района к МУЗ «<данные изъяты>» о признании незаконными действия муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты>, выразившихся в незаконном выбросе (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной, отапливающей <данные изъяты> по адресу: <адрес>, б\н <адрес>; об обязании получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной, отапливающей <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Осинского района обратился в Осинский районный суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУЗ «<данные изъяты>» о признании незаконными действия муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты>, выразившихся в незаконном выбросе (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной, отапливающей <данные изъяты> по адресу: <адрес>, б\н <адрес>; об обязании получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной, указав в обоснование иска, что по результатам, проведенной прокуратурой Осинского района проверки соблюдения законодательства об охране окружающей среды было установлено, что

МУЗ «<данные изъяты>» при эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Тем самым, МУЗ <данные изъяты> не исполняет обязанность, предусмотренную ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», что влечет за собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей природной среде.

Получение разрешения на выбросы, которым устанавливается количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду, обязательным и необходимым условием для эксплуатации стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха и является доказательством соответствия выбросов в атмосферный воздух при эксплуатации котельной установленным нормам.

Таким образом, ответчик, не получая разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, препятствует реализации принципов охраны окружающей среды; обеспечение благополучных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности и тем самым нарушает права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 22, 45, 131 ГПК РФ, ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», истец просит признать незаконными действия муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты>, выразившихся в незаконном выбросе (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной, отапливающей <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>; обязать муниципальное учреждение здравоохранения <данные изъяты> устранить нарушение закона, выразившихся в незаконном выбросе (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной расположенной по адресу <адрес>, <адрес> <адрес>.

В судебном заседании представитель заявителя зам. прокурора Осинского района Каримов В.Е. требования прокурора района поддержал в полном объеме и просит суд признать незаконными действия муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты>, выразившихся в незаконном выбросе (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной, отапливающей <данные изъяты> по адресу: <адрес>, б\н <адрес>; обязать муниципальное учреждение здравоохранения <данные изъяты> устранить нарушение закона, выразившихся в незаконном выбросе (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной расположенной по адресу <адрес>, <адрес> <адрес>.

Представитель третьего лица министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области Инхиреев А.А. по доверенности в судебном заседании данные исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, при этом представил соответствующий отзыв на исковое заявление и просит суд установить срок для разработки проекта предельно допустимых нормативов до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика МУЗ «<данные изъяты>» Далбаева Д.Д. требования прокурора признала в полном объеме и суду показала, что действительно <данные изъяты> эксплуатируется котельная стационарного типа, которая введена в действие 1976 году, используется каменный уголь Черемховского разреза, сертификат качества имеется. В настоящее время ведется работа по подготовке проекта по разрешению на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и просит суд установить срок для разработки проекта до ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием финансовых средств.

Выслушав заявителя, представителя ответчика, третье лицо, исследовав в своей совокупности представленные в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Осинского района, по следующим основаниям.

Согласно ст. 42Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Основным принципом охраны окружающей среды, перечень которых приведен в ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью или имуществу гражданин.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Также по смыслу ч. 2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» к одному из видов негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ

Согласно ч. 1 ст. 14 «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Согласно Положению о министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 01.10.2008г. № 6-ПП, в полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области входят полномочия по выдаче разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Согласно административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды от 31.10.2008г. № 288, разрешениями на выбросы устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством РФ.

Тем самым, не получая разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, МУЗ «<данные изъяты>», нарушает конституционные права граждан и препятствует реализации принципов охраны окружающей среды; обеспечение благополучных условий жизнедеятельности человека; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии с п. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 183 от 02 марта 2000 года следует, что предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся в объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

На территории Иркутской области органом, обладающим полномочиями по выдаче разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух является Министерство природных ресурсов и экологии Иркутской области, что подтверждается Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Иркутской области, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 01.10.2008 г. № 6-ПП.

Суд разъяснил сторонам последствия признания иска и принятие его судом в соответствии с ч. 2 ст. 173 и ч. 4 ст. 198 ГПК РФВ судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что МУЗ «<данные изъяты>» согласно п. 1.10 Устава МУЗ «<данные изъяты>» (л.д. 10), утвержденного Постановлением и.о. Главы администрации МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ имеет в своем составе <данные изъяты>, которая в процессе эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения.

Отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух также подтверждается информацией главного врача МУЗ «<данные изъяты>» <данные изъяты>. (л.д. 7).

В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В данном случае с учетом мнения сторон установить срок для разработки проекта предельно допустимых нормативов до ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя вышеизложенное и оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, судом бесспорно установлено, что ответчиком МУЗ «<данные изъяты>» в нарушение действующего законодательства эксплуатируется котельная расположенная по адресу <адрес> <адрес> <адрес>, без получения соответствующего разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, тем самым нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, гарантированное Конституцией РФ. Поэтому суд находит данные исковые требования подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, районный суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Осинского района к МУЗ «<данные изъяты>» о признании незаконными действия муниципального учреждения здравоохранения <данные изъяты>, выразившихся в незаконном выбросе (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной, отапливающей <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <данные изъяты> <адрес>; об обязании получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной, отапливающей <данные изъяты> - удовлетворить.

Признать действия МУЗ «<данные изъяты>», выразившихся в незаконном выбросе (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной, отапливающей <данные изъяты> по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> незаконными.

Возложить на МУЗ «<данные изъяты>» обязанность устранить нарушение закона, выразившихся в незаконном выбросе (вредных) загрязняющих веществ в атмосферный воздух при эксплуатации котельной расположенной по адресу <адрес>, <адрес> <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ и сообщить о принятых мерах в Осинский районный суд.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд, через Осинский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.

Председательствующий судья Хамгушкеев Д.М.