2-36/2011 о взыскании компенсации льгот по оплате коммунальных услуг



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Оса 13 мая 2011 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,

при секретаре Хатагаровой Е.И.,

с участием истца Ильиной Л.А., представителя ответчиков - муниципального управления образования администрации МО «Осинский район», МДОУ <данные изъяты>» Барлукова П.Г., действующего соответственно на основании доверенности, выданной 12.01.2011 г. начальником Осинского МУО Команденко Т.А., доверенности выданной 12 мая 2011 года Заведующей МДОУ <данные изъяты> Тюрневой В.И.

представителя третьего лица на стороне ответчика - управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Осинскому району Быргазовой Л.И., действующей на основании доверенности, выданной начальником управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Осинскому району Шалтыковым В.Р. от 26 апреля 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-36/2011 по исковому заявлению Ильиной Л.А. к Осинскому муниципальному управлению образования о признании незаконным бездействия, выразившееся в отказе выплаты компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, также взыскании суммы задолженности в размере <данные изъяты> рублей и признании права на меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ :

Ильина Л.А. обратилась в Осинский районный суд с заявлением к Осинскому муниципальному управлению образования о признании незаконным отказ в выплате компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, указав обоснование своих требований, что она проработала медицинским работником 35 лет, ежегодно пользовалась льготами на компенсацию расходов по оплате коммунальных услуг за отопление и электроэнергию. В 2009 году ей было отказано в компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, как указано в письме начальника Осинского муниципального управления образования Команденко Т.А. от 26 11.2010 года исх. 905(б) в связи с тем, что категория медицинских работников, работающих в сфере образования, в соответствии Законом РФ « Об образовании», Законом Иркутской области от 14.11.2005 года №73-оз (с изменениями от 17.09.2009 года 56\22-оз) и от 30.11.2007 года №115-оз, не относится к перечню лиц, пользующихся льготами по оплате коммунальных услуг.

Не согласившись с данным отказом и считая свои права на получение льгот по оплате коммунальных услуг нарушенными, истец просит признать за ней право на получение указанной выплаты в будущем и взыскать задолженность по оплате коммунальных услуг за 2009 и 2010 г.г. в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Ильина Л.А. настаивает на доводах, изложенных в заявлении,уточнив свои исковые требования, просит: признать за ней право на получение указанной выплаты в будущем и взыскать задолженность по оплате коммунальных услуг за 2009 и 2010 годы.

Дополнительно указав в обоснование своих требований, что стаж её работы, как медицинского работника составляет 35 лет. С <дата обезличена> по <дата обезличена>, до выхода на пенсию, она работала в МДОУ «Русско-Янгутский детский сад в должности медицинской сестры. С 1990 года пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг и получала денежную компенсацию расходов на оплату электроснабжения и отопления в размере <данные изъяты> рублей в год, из расчета по <данные изъяты> рубля в месяц до 2008 года. За 2009 год ей выплатили денежную компенсацию; согласно платежной ведомости №.... за декабрь 2008 год и январь 2009 год в сумме <данные изъяты> рубля 73 копейки, согласно платежной ведомости №.... за февраль и март 2009 года выплатили в сумме <данные изъяты> руб. За 2009 год она недополучила денежную компенсацию на сумму <данные изъяты> рубль, а за период 2010 года денежную компенсацию по оплате коммунальных услуг она вообще не получала. Отказ Осинского муниципального управления образования в выплате денежной компенсации расходов на оплату электроснабжения и отопления считает незаконным, поскольку ограничивается ее право и она необоснованно поставлена в неравное положение с ее коллегами, работающими в медицинских учреждениях. Медицинским работником в сельской местности она работала более 10 лет, а всего 35лет, из них в образовательном учреждении 23 года. В настоящее время все медицинские работники медицинских учреждений и педагогические работники, проработавшие в сельской местности получают данный вид компенсации. Дискриминация по месту работы, несмотря на тождественность выполняемых (работ) функций, условия и характера работы недопустимы. Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на то, что позиция, аналогичная позиции Осинского управления образования не имеет объективного и разумного оправдания, приводит к нарушению конституционных принципов справедливости и равенства. Кроме того, Конституционный Суд РФ в своих решениях также указывал на недопустимость ограничения права в зависимости от принадлежности наименования учреждения, когда такое ограничение не обусловлено конституционно значимыми целями (Определение КС РФ от 18.06.2004г.№197-0, определение КС РФ РТ 15.07.2004г.№287-о, постановление КС РФ от 03.06.2004г.№11-п) Считает отказ ответчиков незаконным и просит полностью удовлетворить ее требования.

При этом, истец не настаивает на своем расчете за указанный период, а требует предусмотренные законодательством выплаты компенсации жилищно-коммунальных услуг. И главное, признание за ней права на получение указанной выплаты в будущем.

Представитель ответчика Барлуков П.Г. по доверенности в судебном заседании требования Ильиной Л.А. не признал в полном объеме и просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям:

  1. В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
  2. Законом Иркутской области от 14.11.2005 № 73-оз «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях» устанавливаются размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), если общий стаж работы этих работников в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались данным правом, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей.

3. Закон Иркутской области от 30.11.2007 № 115-оз «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения» определяет меры социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения.

4. Постановление Правительства Иркутской области от 4 декабря 2009 г. N 349/128-ПП «О порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг» устанавливает порядок возмещения расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам.

Кроме того, по доводам представителя ответчика ранее истцу выплачивались льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных образовательных учреждениях производилось в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», который Федеральным законом от 06.05.2003 г. № 52-ФЗ признано утратившим силу.

Далее истцу выплачивались компенсационные выплаты по оплате коммунальных услуг в соответствии с законодательством Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, Закон Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 2 июня 2006 г. N 262-ОЗ "О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и работающим в муниципальных образовательных учреждениях". Принят Думой Усть-Ордынского Бурятского автономного округа 25 мая 2006 года.

В 2009 году компенсационные выплаты по оплате коммунальных услуг были прекращены в том числе, в связи вступлением в силу Закона Иркутской области от 17 декабря 2008 г. N 114-ОЗ «О распространении действия Закона Иркутской области «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях» (Законом Иркутской области от 08.11.2010 г. № 106-ОЗ настоящий Закон признан утратившим силу с 1 января 2011 г.) на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области, внесении в него изменения и признании утратившим силу Закона Усть-Ордынского Бурятского автономного округа «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности и работающим в муниципальных образовательных учреждениях».

Согласно ст. 1 Закона Иркутской области от 14 ноября 2005 г. N 73-ОЗ «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются только педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей, а также указанным педагогическим работникам, вышедшим на трудовую пенсию по старости (инвалидности), если общий стаж работы этих работников в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее десяти лет и ко дню выхода на трудовую пенсию по старости (инвалидности) они пользовались данным правом, с учетом проживающих с ними совместно членов их семей.

Следовательно, медицинским работникам, работающим в дошкольных образовательных учреждениях социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не производится.

Также, по доводам представителя ответчика, истцом пропущен срок обращения в суд установленный п. 1 ст. 392 ТК РФ три месяца. Согласно протокола судебного заседания от <дата обезличена> Истец неоднократно устно указывала на то, что узнала о нарушении своих прав в начале октября 2010г. Истцом срок обращения в суд в судебном порядке не восстанавливался.

Суд не соглашается с доводами ответчика о пропуске истцом сроков исковой давности по основаниям, изложенным в определении от <дата обезличена> (л.д. 77).

Представитель третьего лица на стороне ответчика на основании доверенности Быргазова Л.И. исковые требования истца не признала и она согласна с доводами ответчика Барлукова П.Г. и просит в удовлетворении исковых требований Ильиной Л.А. отказать.

Выслушав стороны, лиц участвующих в деле, прибывших в суд, а также всесторонне исследовав в своей совокупности доказательства, представленные сторонами в соответствии со ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу, что исковые требования Ильиной Л.А. о признании незаконным отказа в выплате компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и взыскании суммы задолженности в размере <данные изъяты> рублей и признании права на меры социальной поддержки, подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ст. 6 Всеобщей Декларации прав человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Так, согласно конституционно-правового смысла, неоднократно выраженного Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12 июля 2006 года № 375-О; от 4 декабря 2007 года № 947-О-П; от 7 февраля 2008 года № 383-О-П, где указывается на несоответствие отдельных Законов субъектов
Российской Федерации статье 153 Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 года, по смыслу которой установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием указанного федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено условие, что при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В частности, в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 947-О-П, указано, что Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных по состоянию на 31 декабря 2004 года для различных категорий граждан, что было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления федеральных законов от 4 июля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, в силу части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позицией изменение законодателем ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано; Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат либо льгот компенсаторного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П, от 24 мая 2001 года N 8-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, от 15.05.2006 года № 5-П, от 4 декабря 2007 года №947-О-П, определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 1 декабря 2005 года N 521-О и др.).

Анализируя вышеуказанные правовые позиции Конституционного суда Российской Федерации суд пришел к выводу, что закрепленное в п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ правовое регулирование - во взаимосвязи с положениями преамбулы и ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 -ФЗ - не предполагает отмену права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (отопления и освещения), приобретенного работающими (работавшими) и проживающими в сельской местности медицинскими работниками учреждениями здравоохранения и образовательных учреждений на основании законодательства, которое действовало до 1 января 2005 года, а, напротив, обеспечивает возможность его сохранения после указанной даты. При этом органы государственной власти Российской Федерации, субьектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при возможном изменении порядка и способа социальной поддержки указанной категории медицинских работников должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня их социальной защиты в жилищно-коммунальной сфере. Данный конституционно-правовой смысл правовых норм, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. При этом требование ст.6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Судом установлено, что в ответе от <дата обезличена> исх.№ 905(б) начальника Осинского муниципального управления образования Команденко Т.А. указала, что предоставление мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для медицинских работников, работающих в муниципальных образовательных учреждениях в соответствии Законом РФ « Об образовании», Законом Иркутской области от 14.11.2005 года №73-оз (с изменениями от 17.09.2009 года 56\22-оз) и от 30.11.2007 года №115-оз. не предусмотрено, отказав тем самым истцу в предоставлении указанных мер социальной поддержки.

Суд не может согласиться с данным решением по следующим основаниям.

Льготами по оплате жилья и коммунальных услуг пользуются педагогические и медицинские работники, проживающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Жилищно-коммунальные льготы указанным категориям граждан были установлены Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках"

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР

Право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением закреплялось ч. 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. N 5487-I (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) за врачами, провизорами, работниками со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающий в сельской местности и поселках городского типа, а также за членами их семей.

Изменение подхода к предоставлению льгот в жилищно-коммунальной сфере при одновременном обеспечении государственной поддержки отдельных категорий граждан далее нашло отражение в Законе РФ от 24.12.1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", которым определялись основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, устанавливались общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере (преамбула), вводилось понятие компенсаций (субсидий), т.е. средств, предоставляемых гражданам, в частности в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг (статья 1).

Федеральный закон от 06.05.2003 г. N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" и частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Таким образом, ФЗ от <дата обезличена> N 52-ФЗ был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот, в соответствии с чем субъекты РФ должны были до 01.01.2005 г. установить своими законодательными актами механизм возмещения расходов в рамках межбюджетных отношений на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, в том числе педагогическим и медицинским работникам и сельских местностях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 г. N 377 были утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности, предусматривающие компенсацию фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности.

Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. льготы медицинским и фармацевтическим работкам по предоставлению бесплатного жилого помещения с отоплением и освещением отменены с 01 января 2005 г.

При этом, в преамбуле указанного закона закреплено, что «при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:

при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;

реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования;

предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений;

не допускать при осуществлении гражданами социальных прав и свобод нарушения прав и свобод других лиц»

Кроме того, согласно статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1); при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты) размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены (часть 2).

В системной связи с названными законоположениями находятся нормативные правовые акты, которыми отдельным категориям граждан предоставлялись льготы, социальные выплаты, гарантии и компенсации по состоянию на 31 декабря 2004 года и на основании которых осуществлялось соответствующее финансирование.

Вместе с тем, по смыслу статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

В рамках указанных полномочий, меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) установлены Законом Иркутской области от 14.11.2005 № 73-оз «О размерах, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях» и Законом Иркутской области от 30.11.2007 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающих в муниципальных организациях здравоохранения».

Данные законы устанавливают размеры, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и работающим в муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности

При таких обстоятельствах, можно сделать вывод о том, что за педагогическими и медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, сохранилось право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.

Однако, в силу того обстоятельства, что Ильина Л.А., являясь медицинским работником в образовательном учреждении, была лишена права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности, поскольку указанные законы Иркутской области № 73-оз от 14.11.2005 г. и № 115-оз от 30.11.2007 г. предусматривают лишь предоставление социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в муниципальных образовательных учреждениях и медицинских и фармацевтических работников, работающих в муниципальных организациях здравоохранения.

Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 28 декабря 2006 г., 28 сентября 2010 г.), если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (часть 2 статьи 120 Конституции РФ, часть 2 статьи 11 ГПК РФ, статья 5 ТК РФ).

Исходя из изложенного суд не может согласиться с доводами ответчиков, которые указаны в отзыве на заявление истца (л.д.196-198,261-263), а также ответе - письме начальника Осинского муниципального управления образования Команденко Т.А. от 26 11.2010 года исх. 905(б) в связи с тем, что категория медицинских работников, работающих в сфере образования, не относится к перечню лиц, пользующихся льготами по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии Законом РФ « Об образовании», Законом Иркутской области от 14.11.2005 года №73-оз (с изменениями от 17.09.2009 года 56\22-оз) и от 30.11.2007 года №115-оз не предусмотрено, отказав тем самым истцу в предоставлении указанных мер социальной поддержки (л.д.12-13).

Кроме того, ответчик, отказав истцу, неправомерно лишил её установленных государством социальных гарантий без равноценной компенсации и тем самым противоречат ст.ст. 2, 7, 18, 19, 39, 40 и 55 ч. 2 Конституции РФ.

Таким образом, отказ в предоставлении права на выплату денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг, ограничивает истца в её правах и необоснованно ставит её в неравное положение с коллегами, проживающими в сельской местности и работающими в медицинских учреждениях здравоохранения.

Поскольку, судом установлено и сторонами не оспаривается, что Ильина Л.А. до <дата обезличена> работала медицинским работником 35 лет, имеющим соответствующую квалификацию, проживающим в сельской местности, что подтверждается следующими представленными по делу доказательствами.

Согласно диплома III №...., выданного <дата обезличена>, регистрационная запись №...., на имя ФИО1, судом установлено, что решением Государственной квалификационной комиссии от <дата обезличена> последней присвоена квалификация «Фельдшер» (л.д. 9).

Согласно свидетельства о заключении брака 1-СТ №.... от <дата обезличена> ФИО10 и ФИО1 заключили брак. После заключения брака ей присвоена фамилия: ФИО10 (л.д. 240)

Установлено, и сторонами не оспаривается, что истец действительно работала в МДОУ «<данные изъяты> с <дата обезличена> по <дата обезличена> в должности медицинской сестры и пользовалась льготами на коммунальные услуги с 1985 года по 2008 год.(л.д.20), также она получала компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за январь-март 2009 года. Данное обстоятельство подтверждается копиями трудовой книжки, дипломом о медицинском образование, соответствующими приказами, справками, платежными ведомостями №...., 38, 40, 50 (л.д. 5-9, 19, 44-45, 50-54).

Согласно записей в трудовой книжке Ильной Л.А., судом установлено, что истец <дата обезличена> принята медсестрой в <данные изъяты> в штате колхоза «<данные изъяты>; <дата обезличена> назначена переводом медсестрой в Русско-Янгутского детского сада в штате Русско-Янгутского сельского совета; <дата обезличена> Русско-Янгутскому детскому саду присвоен статус юридического лица и <дата обезличена> истец уволена по собственному желанию по достижению пенсионного возраста (л.д. 5-7). Согласно пенсионного удостоверения №.... истец получает пенсию с <дата обезличена> (л.д.8)

Удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что истец Ильина Л.А., как медицинский работник, работающий и проживающий в сельской местности до 01 января 2005 года пользовалась жилищно-коммунальными льготами на основании ч. 2 ст. 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 года № 5487-1, ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, Поэтому в силу положений, закрепленных в преамбуле и с предписаниями ч. 1 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122 - ФЗ, с учетом анализа всех вышеприведенных правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, суд считает, что Ильина Л.А. не может быть ущемлена в праве на выплату компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг и условия предоставления мер социальной поддержки не могут быть ухудшены или прекращены.

Кроме того, суд руководствуется п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ, при осуществлении правосудия» (с изм. от 06.02.2007 г.), где разъяснена ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с этим конституционным положением судом при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассмотрение судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

При этом, суд учитывает, что истец <дата обезличена> была уволена из штата Русско-Янгутского детского сада по собственному желанию, в связи с достижением пенсионного возраста. Поэтому, в этой части, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, то есть требования о взыскании выплаты компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг после увольнения за ноябрь-декабрь 2009 года и за 2010 год не могут быть удовлетворены, так как трудовой договор прекращен на основании ст. 80 ТК РФ (л.д. 7).

Согласно представленного расчета от начальника Осинского МУО следует, что в 2009 году денежная компенсация за твердое топливо педагогическим работникам, работающим в образовательных учреждениях составила <данные изъяты> рублей за один месяц, итого: <данные изъяты> рублей, за 2010 год <данные изъяты> рубля в месяц, итого: <данные изъяты> рублей (л.д. 212, 213).

Таким образом, подлежат взысканию в пользу истца выплаты компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг с апреля 2009 г. по октябрь 2009 г., итого: <данные изъяты> рублей.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования, по указанным выше основаниям подлежат частичному удовлетворению. Иное решение данного вопроса приведет к несоразмерному ограничению её конституционного права на социальное обеспечение и, тем самым, нарушит предписания ст. 19 ч.ч. 1 и 2, ст. 39 ч.ч. 1 и 2 и ст. 55 ч. Ч. 2 и 3 Конституции РФ.

Иные доводы сторон и их представителей не могут повлиять на выводы суда по данному иску Ильиной Л.А. к Осинскому муниципальному управлению образования.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ильиной Л.А. к Осинскому муниципальному управлению образования о признании незаконным бездействия, выразившееся в отказе выплаты компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и взыскании суммы задолженности в размере <данные изъяты> рублей, и признании права на меры социальной поддержки, удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ начальника Осинского муниципального управления образования Команденко Т.А. от 26 ноября 2010 года в выплате компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Признать за Ильиной Л.А. право на выплату компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Взыскать с Осинского муниципального управления образования в пользу Ильиной Любовь Александровны <данные изъяты>) рублей, в счет компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в остальной части исковых требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд, через Осинский районный суд в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения, то есть 18 мая 2011 года.

Председательствующий судья: Д.М. Хамгушкеев