РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата обезличена> <адрес обезличен>
Осинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя прокурора <адрес обезличен>: ФИО2 заместителя прокурора <адрес обезличен>,
третьего лица - представителя ОГУ «Осинская станция по борьбе с болезнями животных» ФИО3, действующей на основании доверенности от <дата обезличена>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №.... по заявлению прокурора <адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации МО «Каха-Онгойское» в части создания специализированных организаций (коммунальных служб) по сбору и уничтожению трупов диких (бродячих) животных в населенных пунктах муниципального образования;
УСТАНОВИЛ :
<адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц обратился в Осинский районный суд с заявлением и просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Каха-Онгойское» в части создания специализированных организаций (коммунальных служб) по сбору и уничтожению трупов диких (бродячих) животных в населенных пунктах муниципального образования, обязать администрацию МО «Каха-Онгойское» принять меры к созданию специализированных организаций (коммунальных служб), с возложением на последних функций сбора и уничтожения трупов диких (бродячих) животных в населенных пунктах Мольта, Хокта, Онгой, Северный, <адрес обезличен>.
В обоснование своих требований, прокурор <адрес обезличен> указал, что проведенной проверкой соблюдения требований законодательства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселений и территории муниципального района, законодательства об экологической безопасности установлено, что на территории населенных пунктов МО «Каха-Онгойское» не соблюдаются требования Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (далее Правил), утв. Минсельхозпродом РФ от <дата обезличена> №.... (в ред. от <дата обезличена> №....). В соответствии с п. 2.3 Правил сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных производится владельцем, в чьем ведении находится данная местность (в населенных пунктах - коммунальная служба). Согласно информации ОГУ Осинская СББЖ указывается, что на территории муниципального образования «Осинский район» специальных организаций (коммунальных служб), на которые возложены функции по сбору и уничтожению трупов диких (бродячих) животных не имеется, что также подтверждается и письмом мэра МО «Осинский район» от <дата обезличена> №.....
Таким образом, в указанных населенных пунктах МО «Каха-Онгойское» сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных не производится.
Федеральный закон от <дата обезличена> N 131-ФЗ (ред. от <дата обезличена>, с изм. от <дата обезличена>) к вопросам местного значения поселения (п. 7.1 ч.1 ст. 14) и муниципального района (п. 7 ч.1 ст. 15) относит участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения и на территории муниципального района.
Предусмотренные п.7 ч.1 ст. 15 Федерального закона от <дата обезличена> N 131-ФЗ (ред. от <дата обезличена>, с изм. от <дата обезличена>) полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотий, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям. Соблюдение данных Правил имеет своей целью также охрану окружающей среды, внешнее благоустройство поселений.
Бездействие органов местного самоуправления нарушает права неопределенного круга граждан на экологическую безопасность, защиту от возникновения чрезвычайных ситуаций.
Количество граждан, права которых нарушены не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных данными субъектами, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций в форме эпидемий, эпизоотий экономический вред будет причинен также Российской Федерации и органам местного самоуправления, т.к. будут иметь место необходимость выделения не предусмотренных дополнительных финансовых и материальных средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, ограничение конституционных прав населения территорий, на которых возникло чрезвычайная ситуация и т.д.
Одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 Гражданского кодекса РФ).
В силу ч.1 ст. 21 Федерального закона от <дата обезличена> N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 3. ст. 35 Федерального закона от <дата обезличена> N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Прокурор в соответствии ч.1 ст.45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании, заместитель прокурора <адрес обезличен> ФИО2 уточнив требования, поддержал в полном объеме доводы и обстоятельства в обоснование требований, изложенными в заявлении, просит признать незаконным бездействия администрации МО «Каха-Онгойское», в части непринятия мер по сбору и уничтожению трупов диких (бродячих) животных в населенных пунктах муниципального образования и обязать устранить выявленное нарушение.
От заявленных требований к администрации МО «Осинский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Осинский район» в части создания специализированных организаций (коммунальных служб) по сбору и уничтожению трупов диких (бродячих) животных в населенных пунктах муниципального образования, отказался. Определением суда от <дата обезличена> ходатайство прокурора об отказе от исковых требований в части судом удовлетворено, производство по делу по заявлению прокурора <адрес обезличен> к администрации МО «Осинский район» о признании незаконным бездействие администрации МО «Осинский район» в части создания специализированных организаций (коммунальных служб) по сбору и уничтожению трупов диких (бродячих) животных в населенных пунктах МО «Каха-Онгойское», прекращено.
Представитель ОГУ «Осинская станция по борьбе с болезнями животных» ФИО3 требования прокурора поддержала и просил суд их удовлетворить.
Представитель МО «Каха-Онгойское» будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, уважительных причин неявки не представил в суд, заявление о рассмотрении дела в его отсутствии не поступало. В связи с чем судом принято решение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, всесторонне исследовав представленные сторонами в соответствии со ст. 56, 57 ГПК РФ доказательства в своей совокупности, давая им оценку, суд считает, что заявленные требования прокурора <адрес обезличен>, поддержанные в судебном заседании, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.
<адрес обезличен> в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с вышеуказанным заявлением, которое подлежит рассмотрению в суде.
В соответствии с ч. 1 ст. 246 ГПК РФ дела, возникшие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26 ГПК РФ и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к оспариваемым решениям, действиям (бездействиям) относятся коллегиальные и единичные решения и действия (бездействия) в результате которых нарушены права и свободы граждан; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статьей 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 64 Федерального закона «Об охране окружающей среды» на органы местного самоуправления возложена обязанность по контролю в области окружающей среды.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относит широкий круг вопросов, в том числе, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям.
Данные мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, проводятся заблаговременно и направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (статья 1 ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно ст. 1 Федерального Закона от <дата обезличена> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организацисанитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, т.е. организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными относит иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Согласно ч.2 ст. 2 Федерального Закона от <дата обезличена> № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.В соответствии со ст. 2 Закона РФ от <дата обезличена> №.... «О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативно-правовых актов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Неисполнение Правил, регламентирующих условия предупреждения заболеваний людей зооантропозными болезнями и охраны окружающей среды от загрязнения, способствует ухудшению санитарно - эпидемиологического положения и может отрицательно сказаться на здоровье граждан, проживающих на территории МО «Каха-Онгойское», а также временно находящихся в указанном населенном пункте лицах.
Исходя из положений ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 2.3 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (далее Правил), утв. Минсельхозпродом РФ от <дата обезличена> №.... (в ред. от <дата обезличена> №....) сбор и уничтожение трупов диких (бродячих) животных производится владельцем, в чьем ведении находится данная местность (в населенных пунктах - коммунальная служба).
Кроме того, соблюдение данных Правил имеет своей целью охрану окружающий среды, внешнее благоустройство поселений.
Ответственность за создание специализированных организаций (коммунальных служб), с возложением на последних функций сбора и уничтожения трупов диких (бродячих) животных является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на местную администрацию приведенными выше нормами федерального законодательства.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, а также в силу ч. 2 ст. 68 ГПК РФ освобождает стороны от необходимости дальнейшего доказывания обстоятельств того, что создание специализированных организаций (коммунальных служб), с возложением на последних функций сбора и уничтожения трупов диких (бродячих) животных относится к вопросам муниципального образования.
Также установлено, что создание специализированных организаций (коммунальных служб), с возложением на последних функций сбора и уничтожения трупов диких (бродячих) животных, порядок их деятельности определяется администрацией МО «Каха-Онгойское».
Однако, на территории населенных пунктов МО «Каха-Онгойское» вышеуказанная служба, не создана.
Что подтверждается также письмом мэра МО «Осинский район» от <дата обезличена> №...., информации главы администрации МО «Каха-Онгойское» из которых следует, что по состоянию на <дата обезличена> на территории МО «Каха-Онгойское» специализированная организация (коммунальная служба), на которую возложены функции по сбору и уничтожению трупов диких (бродячих) животных, не создана (л.д. 8-9).
Как видно из п.п. 9, 24 ст. 6 Устава МО «Каха-Онгойское», к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д. 10-18).
Согласно п. 22 ст. 14, ст. 84 Федерального закона №131-ФЗ от <дата обезличена> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава МО, к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с <дата обезличена> вопросы местного значения должны решаться органами местного самоуправления самостоятельно.
Бездействие МО «Каха-Онгойское», которое самостоятельно не создает специализированные организации (коммунальные службы), с возложением на последних функций сбора и уничтожения трупов диких (бродячих) животных, отнесенное к вопросам местного значения, по мнению суда, является незаконным и влечет нарушение конституционных прав граждан на экологическую безопасность, защиту от возникновения чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций в форме эпидемий, эпизоотий экономический вред будет причинен также Российской Федерации и органам местного самоуправления, поскольку будут иметь место необходимость выделения не предусмотренных дополнительных финансовых и материальных средств на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, ограничение конституционных прав населения территорий, на которых возникла чрезвычайная ситуация.
При таких обстоятельствах, суд считает, что уточненное заявление прокурора <адрес обезличен>, поддержанное в судебном заседании в части о признании незаконным бездействия администрации МО «Каха-Онгойское» по непринятию мер по сбору и уничтожения трупов диких (бродячих) животных в населенных пунктах МО «Каха-Онгойское» <адрес обезличен> и обязать их устранить выявленное нарушение, признать обоснованным и удовлетворить, все иные доводы сторон не влияют на принятое решение, а потому не могут быть приняты во внимание.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", изложенных в п. 28, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает необходимым установить срок устранения допущенных недостатков в срок до <дата обезличена>
Вместе с тем, ответчиком в силу ст.ст. 56, 60 ГПК РФ не представлено возражений против иска прокурора, что позволяет суду сделать вывод о том, что ответчик согласен с доводами истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 206, 258 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Заявление прокурора <адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие администрации МО «Каха-Онгойское», в части непринятия мер по сбору и уничтожению трупов диких (бродячих) животных в населенных пунктах муниципального образования и обязать их устранить выявленное нарушение, признать обоснованным и удовлетворить.
Бездействие администрации МО «Каха-Онгойское» по непринятию мер по сбору и уничтожению трупов диких (бродячих) животных в населенных пунктах МО «Каха-Онгойское»: Мольта, Хокта, Онгой, Северный, Табатай, признать незаконным и обязать МО «Каха-Онгойское», в срок до <дата обезличена> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан по сбору и уничтожению трупов диких (бродячих) животных в указанных населенных пунктах МО «Каха-Онгойское» и не позднее чем в течение месяца со дня исполнения решения сообщить в суд об исполнении решения суда.
Заявление об отмене заочного решения может быть подано в Осинский районный суд в течении семи дней со дня вручения копии решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течении 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, или в течении 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения
Председательствующий судья: Д.М. Хамгушкеев