решение по делу № 2-238/2011



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Оса          24 июня 2011 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,

при секретаре судебного заседания Хатагаровой Е.И.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Осинского района Бочкиной У.А., представителя администрации муниципального образования «Осинский район» Балдыханова В.Н., действующего на основании доверенности от 23 июня 2011 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-238/2011 по заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Осинский район» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Осинский район» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Осинский район»,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Осинского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Осинский районный суд с заявлением к администрации муниципального образования «Осинский район» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Осинский район». В обоснование заявления указал, что прокуратурой Осинского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Осинский район» требований Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившего в силу с 1 января 2010 года (далее - Закона).

Согласно ст.6 Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Вышеуказанным законом предусмотрено правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности местного самоуправления посредством принятия муниципальных правовых актов.

        В соответствии со ст. 9 Закона в целях организации доступа к информации о своей деятельности органы местного самоуправления должны:

- определить соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц;

- установить права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц;

- установить порядок организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления;

- установить порядок ознакомления с информацией о деятельности органов местного самоуправления, находящейся в библиотечных и архивных фондах.

Ст. 10 Закона предусмотрена обязанность, что для органа местного самоуправления, не имеющего возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет обеспечивать пользователям информацией возможность ознакомиться с указанной информацией в помещениях, занимаемых этим органом местного самоуправления.

В связи с этим органам местного самоуправления должны быть определены также:

- порядок утверждения перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет;

- периодичность размещения информации в сети Интернет;

- сроки ее обновления.

Для осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, который возлагается на руководителей этих органов, муниципальными правовыми актами должен быть определен порядок осуществления такого контроля.          

        В ходе проведенной проверки установлено, что в администрации МО «Осинский район» правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности местного самоуправления полностью отсутствует, что подтверждается информацией с администрации МО «Осинский район».

Таким образом, по доводам прокурора, бездействие администрации МО «Осинский район» по не принятию муниципальных правовых актов в указанной сфере нарушает права неопределенного круга лиц открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, на достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, на свободу поиска, получения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.

В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Осинского района Бочкина У.А., иск прокурора Осинского района поддержала полностью, по доводам указанным в заявлении.

Представитель администрации муниципального образования «Осинский район» Балдыханов В.Н. требования прокурора признал. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Выслушав представителя истца, ответчика исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Осинского района по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Следовательно, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, т.к. определить перечень лиц, права которых нарушены, в данном случае действительно не представляется возможным, поскольку круг лиц, чьи права и законные интересы а благоприятную окружающую среду от негативного воздействия нарушены, определить невозможно.

Кроме того, несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, соответственно интересов РФ, в связи, с чем суд также считает обращение прокурора Осинского района в суд с заявлением в защиту интересов РФ законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Представитель администрации муниципального образования «Осинский район» в судебном заседании заявил о своем согласии с требованиями прокурора, просит предоставить сок для устранения недостатков сроком 3 месяца, то до 30 сентября 2011 года.

Суд разъяснил сторонам последствия признания иска и принятия его судом предусмотренные ст. 173 ГПК РФ.

Судом установлено, что признание ответчиком исковых требований о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Осинский район» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Осинский район», не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, поэтому суд принимает признание иска ответчиком.

Учитывая признание ответчиком исковых требований, суд считает, что исковые требования прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Осинский район» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Осинский район» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Осинский район», подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст.206 ч.2 ГПК РФ, учитывая мнение сторон, а также обстоятельства дела, суд считает возможным для устранения указанных нарушений законодательства предоставить ответчику срок - до 30 сентября 2011 года.

В соответствии с требованиями ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Осинский район» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Осинский район» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Осинский район», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Осинский район» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Осинский район» и возложить обязанность устранить допущенные нарушения закона в срок до 30 сентября 2011 года и в течение месяца со дня исполнения решения сообщить об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий судья:        Д.М. Хамгушкеев