ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Оса 24 июня 2011 года Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М., при секретаре судебного заседания Хатагаровой Е.И., с участием представителя истца - помощника прокурора Осинского района Бочкиной У.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-239/2011 по заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к главе администрации муниципального образования «Каха-Онгойское» о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «Каха-Онгойское» по своевременному представлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области сведений об официальном опубликовании муниципальных правовых актов о внесении изменений в Устав муниципального образования «Каха-Онгойское», УСТАНОВИЛ : Прокурор Осинского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Осинский районный суд с заявлением к главе администрации муниципального образования «Каха-Онгойское» о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «Каха-Онгойское» по своевременному представлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области сведений об официальном опубликовании муниципальных правовых актов о внесении изменений в Устав муниципального образования «Каха-Онгойское». В обоснование заявления указал, что согласно информации Управления Министерства юстиции по Иркутской области шесть поселений Осинского района своевременно не предоставили сведения об официальном опубликовании муниципальных правовых актов о внесении изменений в Устав муниципального образования «Каха-Онгойское». Так, 17 февраля 2010 года Думой муниципального образования «Каха-Онгойское» принято решение № 35 « О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Каха-Онгойское». Данное решение опубликовано в Вестнике муниципального образования «Каха» 23.04.2010 г. Регистрация решения Думы произведена 30 марта 2010 года. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правого акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правого акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», государственный реестр уставов муниципальных образований является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований. В соответствии с частью 3 ст.2 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации включаются следующие сведения: 1) государственный регистрационный номер устава муниципального образования; 2) реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав); 3) сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования. Частью 4 ст.2 вышеназванного закона установлено, что сведения о муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.6 ст.2 вышеназванного федерального закона, уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными. Таким образом, по доводам прокурора Осинского района, бездействие главы муниципального образования «Каха-Онгойское» по представлению сведений об официальном опубликовании муниципальных правовых актов о внесении изменений в устав муниципального образования «Каха-Онгойское» нарушает права и законные интересы Российской Федерации, в связи с тем, что не представляется возможным формирование достоверного и полного государственного реестра уставов муниципальных образований Иркутской области неопределенного круга лиц, поскольку Устав муниципального образования «Каха-Онгойское» является нормативно-правовым актом, который в свою очередь устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращении существующих правоотношений, а именно ознакомление с данными правовыми нормами, установленные в Уставе, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Осинского района Бочкина У.А., иск прокурора Осинского района поддержала полностью, по доводам указанным в заявлении. Глава администрации муниципального образования «Каха-Онгойское» надлежащим образом извещенный о времени и месте, на судебное заседание не явился, возражения на требования прокурора не предоставил. Помощник прокурора Бочкина У.А. заявила ходатайство о рассмотрении дела в заочном порядке, исковые требования не изменяет. В соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства по правилам ст.ст. 233- 235 ГПК РФ. Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Осинского района по следующим основаниям: В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Следовательно, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, т.к. определить перечень лиц, права которых нарушены, в данном случае действительно не представляется возможным, поскольку Устав муниципального образования «Каха-Онгойское» является нормативно-правовым актом, который в свою очередь устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений. Кроме того, несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, соответственно интересов РФ, в связи, с чем суд также считает обращение прокурора Осинского района в суд с заявлением в защиту интересов РФ законным и обоснованным. В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», глава муниципального образования в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правого акта о внесении изменений в устав муниципального образования) обязан направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правого акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», государственный реестр уставов муниципальных образований является сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований. В соответствии с частью 3 ст.2 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований», в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации включаются следующие сведения: 1) государственный регистрационный номер устава муниципального образования; 2) реквизиты устава муниципального образования (орган, принявший устав, наименование устава, номер и дата утверждения решения, которым принят устав); 3) сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования. Частью 4 ст.2 вышеназванного закона установлено, что сведения о муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.6 ст.2 вышеназванного федерального закона, уставы муниципальных образований, муниципальные правовые акты о внесении изменений в уставы муниципальных образований, сведения, включенные в государственный реестр уставов муниципальных образований, являются открытыми и общедоступными. В судебном заседании установлено, что 17 февраля 2010 года Думой МО «Каха-Онгойское» принято решение № 35 «О внесении изменений и дополнений в Устав МО «Каха-Онгойское». Данное решение опубликовано в Вестнике МО «Каха-Онгойское» 23 апреля 2010 года. Дата регистрации решения Думы № 35 от 17 февраля 2010 года -30 марта 2010 года ( л.д.10-21) По состоянию на 05 мая 2011 года глава муниципального образования «Каха-Онгойское» не представил сведения об опубликовании (обнародовании) правовых актов о внесении изменений в устав, что подтверждается сообщением Управления Министерства юстиции по Иркутской области ( л.д.8-9). Таким образом, судом установлено, что глава администрации муниципального образования «Каха-Онгойское» вопреки требованиям Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» не предоставляет сведения об источнике и дате официального опубликования устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъектов. Следовательно, несоблюдение главой администрации МО «Каха-Онгойское» законодательства влечет нарушение прав и законных интересов РФ, отсутствует возможность формирования полного и достоверного государственного реестра Уставов муниципальных образований Иркутской области, и неопределенного круга лиц. При указанных обстоятельствах заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к главе администрации муниципального образования «Каха-Онгойское» о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «Каха-Онгойское» по своевременному представлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области сведений об официальном опубликовании муниципальных правовых актов о внесении изменений в Устав муниципального образования «Каха-Онгойское», подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Каха-Онгойское» о признании незаконным бездействия главы муниципального образования «Каха-Онгойское» по своевременному представлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области сведений об официальном опубликовании муниципальных правовых актов о внесении изменений в Устав муниципального образования «Каха-Онгойское», удовлетворить. Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования «Каха-Онгойское» по своевременному представлению в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области сведений об официальном опубликовании муниципальных правовых актов о внесении изменений в Устав муниципального образования «Каха-Онгойское», и возложить обязанность устранить допущенные нарушения закона и в течение месяца с момента получения решения сообщить об исполнении. Ответчик имеет право обратиться в суд, принявший заочное решение, с заявлением о его отмене в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления. Председательствующий судья: Д.М. Хамгушкеев