решение по делу № 2-171/2011 по возложению обязанности включить в реестр муниципальной собствености автомобильные дороги



ЗАОЧНОЕ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2011 года        с. Оса

Осинский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,

при секретаре судебного заседания Недбала Т.И.,

с участием представителя истца - заместителя прокурора Осинского района Каримова В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-171/2011 по иску прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации и Думе муниципального образования «Улейское» о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте грани поселения и определить порядок управления распоряжения ими,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Осинского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации и Думе МО «Улейское» и просит суд возложить на органы местного самоуправления обязанность включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ поселения и определить порядок управления и распоряжения ими. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что прокуратурой Осинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства о местном самоуправлении в части решения вопросов по содержанию и строительству автомобильных дорог общего и не общего пользования в черте границ поселений. В ходе проверки выявлены нарушения в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования в указанной сфере правоотношений.

Отсутствие правового основания на право собственности не позволяет органу местного самоуправления принимать меры по самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего и необщего пользования в границах поселения, а также принимать участие в реализации федеральных целевых программ, в т.ч. на предоставление средств федерального бюджета на осуществление строительства и реконструкции объектов, находящихся в муниципальной собственности, что предусматривается осуществление в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах средств, предусмотренных в подпрограмме, в том числе в 2010 году на основании нормативного акта Правительства Российской Федерации, а в период 2011 - 2015 годов - в соответствии с методикой расчета размера межбюджетных субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, предусмотренных подпрограммой, условиями и порядком их предоставления, которая приведена в приложении N 4 к настоящей подпрограмме. В составе указанных субсидий предусмотрено выделение средств на софинансирование объектов, направленных на прирост количества населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, распределение которых между субъектами Российской Федерации приведено в Приложении N 5, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 21.12.2010, с изм. от 22.12.2010) "О Федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)".

        Отсутствие закрепленного права на собственность органом местного самоуправления нарушает права неопределенного круга граждан на безопасность дорожного движения. Так как, автомобильные дороги, не имеющие собственника, могут оставаться без надлежащего обслуживания и ремонта.

        Количество граждан, права которых нарушены, не является постоянным и в силу различных причин меняется, в связи, с чем конкретные лица не могут быть определены. Кроме того, настоящее заявление прокурора направлено не только на устранение нарушений закона, уже допущенных данными субъектами, но также и на защиту интересов лиц, права которых могут быть нарушены в будущем, круг таких лиц точно определен быть не может.

В судебном заседании представитель истца - зам.прокурора Осинского района Каримов В.Е., иск прокурора Осинского района поддержал полностью, по основаниям, указанным в заявлении.

Ответчик - глава администрации и председатель Думы муниципального образования «Улейское» Намсараев А.Н., будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не прибыл, возражения на исковые требования не предоставил.

Представитель истца Каримов В.Е. заявила ходатайство о рассмотрении дела в заочном порядке, исковые требования не изменяет.

В соответствии с требованиями ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. Судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства по правилам ст.ст. 233- 235 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения прокурора Осинского района по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действия, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст.1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Поскольку из искового заявления прокурора следует, что оно подано в целях пресечения причинения вреда в будущем в соответствии со ст.1065 ГК РФ, то данные правоотношения подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Следовательно, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, т.к. определить перечень лиц, права которых нарушены, в данном случае действительно не представляется возможным, поскольку круг лиц, чьи права и законные интересы на безопасность дорожного движения нарушены, определить невозможно.

Кроме того, несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, соответственно интересов РФ, в связи, с чем суд также считает обращение прокурора Осинского района в суд с заявлением в защиту интересов РФ законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", В собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

В соответствии со ст.51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относятся использование автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности.

В судебном заседании установлено, что имеющиеся автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте границ муниципального образования «Улейское» юридически в качестве муниципальной собственности не оформлены, в реестр муниципальной собственности не включены.

Данные обстоятельства подтверждаются реестром муниципального имущества по администрации муниципального образования «Улейское», из которого следует, что автомобильные дороги в данный реестр не включены, юридически не оформлены ( л.д.9).

Согласно Устава муниципального образования «Улейское», из статьи 6 следует, что в соответствии с Федеральным законом к вопросам местного значения Поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отсутствие правового регулирования правоотношений по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог в границах поселения нарушает права неопределенного круга лиц граждан на безопасность дорожного движения, также влечет нарушение прав и интересов лиц в будущем.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что исковое заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации и Думе муниципального образования «Улейское» о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте грани поселения и определить порядок управления распоряжения ими, подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Прокурор, обратившийся в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, в силу ст. 333.39 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, которая составляет по данной категории дел 200 рублей и подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации и Думе муниципального образования «Улейское» о возложении обязанности включить в реестр муниципальной собственности автомобильные дороги общего и необщего пользования в черте грани поселения и определить порядок управления распоряжения ими, удовлетворить.

Возложить на администрации и думу муниципального образования «Улейское» обязанность по включению в реестр муниципальной собственности автомобильных дорог общего и необщего пользования в черте грани поселения и определить порядок управления распоряжения ими.

Взыскать с администрации муниципального образования «Улейское» в доход государства госпошлину в размере 200 (двести) рублей.

Ответчик имеет право обратиться в суд, принявший заочное решение, с заявлением о его отмене в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья:       Д.М. Хамгушкеев