2-251/2011 доступ к информации



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Оса         01 июля 2011 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,

при секретаре судебного заседания Недбала Т.И.,

с участием представителя истца - пом. прокурора Осинского района           Бочкиной У.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-251/2011 по заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Обуса» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Обуса» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Обуса»,

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Осинского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования «Обуса» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Обуса»в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Обуса». В обоснование заявления указал, что прокуратурой Осинского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Обуса» требований Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившего в силу с 1 января 2010 года (далее - Закона).

Согласно ст.6 Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

Вышеуказанным законом предусмотрено правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности местного самоуправления посредством принятия муниципальных правовых актов.

        В соответствии со ст. 9 Закона в целях организации доступа к информации о своей деятельности органы местного самоуправления должны:

- определить соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц;

- установить права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц;

- установить порядок организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления;

- установить порядок ознакомления с информацией о деятельности органов местного самоуправления, находящейся в библиотечных и архивных фондах.

Ст. 10 Закона предусмотрена обязанность, что для органа местного самоуправления, не имеющего возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет обеспечивать пользователям информацией возможность ознакомиться с указанной информацией в помещениях, занимаемых этим органом местного самоуправления.

В связи с этим органам местного самоуправления должны быть определены также:

- порядок утверждения перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет;

- периодичность размещения информации в сети Интернет;

- сроки ее обновления.

Для осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, который возлагается на руководителей этих органов, муниципальными правовыми актами должен быть определен порядок осуществления такого контроля.          

        В ходе проведенной проверки установлено, что в администрации МО «Обуса» правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности местного самоуправления полностью отсутствует, что подтверждается информацией с администрации МО «Обуса».

Таким образом, по доводам прокурора, бездействие администрации МО «Обуса» по не принятию муниципальных правовых актов в указанной сфере нарушает права неопределенного круга лиц открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, на достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, на свободу поиска, получения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.

В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В судебном заседании представитель истца - пом.прокурора Осинского района Бочкина У.А., иск прокурора Осинского района поддержала полностью, по доводам указанным в заявлении.

Глава администрации муниципального образования «Обуса» Сергеев А.А. представил суду письменное заявление о признании требований прокурора в полном объеме. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны и заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.

Выслушав представителя истца, исследовав заявление представителя ответчика и материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Осинского района по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Следовательно, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, т.к. определить перечень лиц, права которых нарушены, в данном случае действительно не представляется возможным, поскольку круг лиц, чьи права и законные интересы на открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, определить невозможно.

Кроме того, несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, соответственно интересов РФ, в связи, с чем суд также считает обращение прокурора Осинского района в суд с заявлением в защиту интересов РФ законным и обоснованным.

В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:

1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.

В соответствии со ст.9 вышеназванного закона, государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, а в отношении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации - также с учетом требований Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".

В соответствии со ст.10 вышеназванного закона, государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В судебном заседании установлено, что в администрации муниципального образования «Обуса» правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности местного самоуправления полностью отсутствует, что подтверждается информацией муниципального образования (л.д.6).

Таким образом, судом установлено, что администрацией муниципального образования «Обуса» вопреки требованиям Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», не принял муниципальные правовые акты, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации МО «Обуса».

Следовательно, несоблюдение администрацией МО «Обуса» законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, на достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременного её представления.

При указанных обстоятельствах заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Обуса» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Обуса» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Обуса», подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Обуса» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Обуса» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Обуса», удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Обуса» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Обуса» и возложить обязанность устранить допущенные нарушения закона, и в течение месяца со дня получения решения сообщить об исполнении решения суда.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий судья:      Д.М. Хамгушкеев