Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Оса 01 июля 2011 года Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М., при секретаре судебного заседания Недбала Т.И., с участием представителя истца - зам. прокурора Осинского района Каримова В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-262/2011 по заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Оса» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Оса» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Оса», УСТАНОВИЛ : Прокурор Осинского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования «Оса» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Оса»в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Оса». В обоснование заявления указал, что прокуратурой Осинского района проведена проверка исполнения администрацией МО «Оса» требований Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступившего в силу с 1 января 2010 года (далее - Закона). Согласно ст.6 Закона доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами. Вышеуказанным законом предусмотрено правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности местного самоуправления посредством принятия муниципальных правовых актов. В соответствии со ст. 9 Закона в целях организации доступа к информации о своей деятельности органы местного самоуправления должны: - определить соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц; - установить права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц; - установить порядок организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления; - установить порядок ознакомления с информацией о деятельности органов местного самоуправления, находящейся в библиотечных и архивных фондах. Ст. 10 Закона предусмотрена обязанность, что для органа местного самоуправления, не имеющего возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет обеспечивать пользователям информацией возможность ознакомиться с указанной информацией в помещениях, занимаемых этим органом местного самоуправления. В связи с этим органам местного самоуправления должны быть определены также: - порядок утверждения перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет; - периодичность размещения информации в сети Интернет; - сроки ее обновления. Для осуществления контроля за обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, который возлагается на руководителей этих органов, муниципальными правовыми актами должен быть определен порядок осуществления такого контроля. В ходе проведенной проверки установлено, что в администрации МО «Оса» правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности местного самоуправления полностью отсутствует, что подтверждается информацией с администрации МО «Оса». Таким образом, по доводам прокурора, бездействие администрации МО «Оса» по не принятию муниципальных правовых актов в указанной сфере нарушает права неопределенного круга лиц открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, на достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, на свободу поиска, получения информации о деятельности органов местного самоуправления любым законным способом. В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом. В соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. В судебном заседании представитель истца - зам.прокурора Осинского района Каримов В.Е., иск прокурора Осинского района поддержал полностью, по доводам указанным в заявлении. Представитель ответчика муниципального образования «Оса» Хоткин П.Ю. представил суду письменное заявление о признании требований прокурора в полном объеме. Последствия признания иска ему разъяснены и понятны и и заявил ходатайство о рассмотрении дела без их участия. Выслушав представителя истца, исследовав заявление представителя ответчика и материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Осинского района по следующим основаниям: В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Следовательно, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, т.к. определить перечень лиц, права которых нарушены, в данном случае действительно не представляется возможным, поскольку круг лиц, чьи права и законные интересы на открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, определить невозможно. Кроме того, несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, соответственно интересов РФ, в связи, с чем суд также считает обращение прокурора Осинского района в суд с заявлением в защиту интересов РФ законным и обоснованным. В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ 1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации; 2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет; 3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах; 4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды; 5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления; 6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами. В соответствии со ст.9 вышеназванного закона, государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляется с учетом требований настоящего Федерального закона в порядке, установленном государственными органами, органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, а в отношении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации - также с учетом требований Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации". В соответствии со ст.10 вышеназванного закона, государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. В судебном заседании установлено, что в администрации муниципального образования «Оса» правового регулирования отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности местного самоуправления полностью отсутствует, что подтверждается информацией муниципального образования (л.д.6). Таким образом, судом установлено, что администрацией муниципального образования «Оса» вопреки требованиям Федерального закона от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», не принял муниципальные правовые акты, связанные с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации МО «Оса». Следовательно, несоблюдение администрацией МО «Оса» законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на открытость и доступность информации о деятельности органов местного самоуправления, на достоверность информации о деятельности органов местного самоуправления и своевременного её представления. При указанных обстоятельствах заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Оса» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Оса» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Оса», подлежит удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Оса» о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Оса» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Оса», удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Оса» в части принятия муниципальных правовых актов, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности администрации муниципального образования «Оса» и возложить обязанность устранить допущенные нарушения закона, и в течение месяца со дня получения решения сообщить об исполнении решения суда. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения. Председательствующий судья: Д.М. Хамгушкеев
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: