Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Оса 05августа 2011 года Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М., при секретаре судебного заседания Недбала Т.И., с участием представителя истца - зам.прокурора Осинского района Барлуковой О.В., ответчика - представителя ООО «Леспроект» Борисова В.А., действующего на основании нотариальной доверенности от <дата обезличена>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-306/2011 по иску прокурора Осинского района к ООО «Леспроект» о возложении обязанности осуществить работы по очистке лесного участка в квартале <адрес обезличен> участкового лесничества, УСТАНОВИЛ : Прокурор Осинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Леспроект» о возложении обязанности осуществить работы по очистке лесного участка в квартале 24 выделе 18 Осинского участкового лесничества. По доводам истца, согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правил ухода за лесами. В нарушение требований законодательства лесопользователь ООО «Леспроект» на лесном участке в <адрес обезличен> участкового лесничества не произвел соответствующие работы по очистке лесного участка. В связи с чем <дата обезличена> ТУАЛХ Иркутской области по Осинскому лесничеству вынесено предписание об устранении выявленных нарушений и в отношении ООО «Леспроект», в лице генерального директора С., а также вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об АП. Однако, лесопользователем указанное предписание не исполнено, что подтверждается актом проверки соблюдения договорных обязательств от <дата обезличена> Таким образом, несоблюдение ООО «Леспроект» лесного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия. В судебном заседании представитель истца - зам.прокурора Осинского района Барлукова О.В. иск прокурора Осинского района поддержала полностью, указав, что до настоящего времени очистка лесоделяны не произведена. Представитель заинтересованного лица на стороне истца, не заявляющий самостоятельных требований на предмет спора - Территориального управления лесного хозяйства Иркутской области по Осинскому лесничеству Б., надлежащим образом извещенная судом, в судебное заседание не прибыла, представив суду заявление о рассмотрении данного дела в её отсутствие. Исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме. Ответчик - представитель по доверенности ООО «Леспроект» Борисов В.А. исковые требования прокурора признал в полном объеме и просит предоставить срок для проведения работ по очистке указанного лесного участка - 1 месяц. Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора Осинского района по следующим основаниям: В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Следовательно, прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав неопределенного круга лиц, т.к. определить перечень лиц, права которых нарушены, в данном случае действительно не представляется возможным, поскольку круг лиц, чьи права и законные интересы а благоприятную окружающую среду от негативного воздействия нарушены, определить невозможно. Кроме того, несоблюдение требований закона ведет к нарушению федерального законодательства, соответственно интересов РФ, в связи с чем суд также считает обращение прокурора Осинского района в суд с заявлением в защиту интересов РФ законным и обоснованным. В соответствии с п.п. 2, 6, 8 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ к одним из основных принципов лесного законодательства относятся: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечение охраны и защиты лесов; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнений (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. В соответствии с ч. 4 ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах должны осуществляться санитарно-оздоровительные мероприятия: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. В соответствии с ч. 1 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, или использующими леса в соответствии с Лесным кодексам РФ лицами. В соответствии с ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, а в случае осуществлении заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений. В договоре аренды лесного участка №.... от <дата обезличена>, заключенного между Агентством лесного хозяйства <адрес обезличен> и общество с ограниченной ответственностью «Леспроект», указано, что покупатель ООО «Леспроект» должен произвести расчистку (разрубку) квартальных просек (л.д.24-28). Согласно ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правил ухода за лесами. Согласно п.п. «б», «д» Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР России от 16.07.2007 г. № 184, при заготовке древесины: захламление лесов промышленными и иными доходами; запрещается оставление деревьев, предназначенных для рубки - недорубов, а также завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению. Также согласно п. 60, 61 вышеуказанных Правил при производстве работ по заготовке древесины обеспечивается: очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника, мешающих проведению лесовосстановительных работ. При этом, очистка мест рубок от порубочных остатков осуществляется с соблюдением требований правил пожарной безопасности в лесах. Согласно п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует произвести очистку мест (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок осуществляются: весенняя доочистка случае рубки в зимнее время, укладка остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания их в измельченном виде, завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок до начала пожароопасного сезона. В соответствии с ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса РФ целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства. Должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор, имеют право осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, составлять по результатам проверок акты, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства и контролировать исполнение указанных предписаний в установленные сроки. Судом установлено, что лесопользователь - ООО «Леспроект» вопреки вышеизложенным требованиям по очистке лесных участков соответствующие работы по очистке лесоделяны в установленные сроки не произвел, и тем самым не обеспечил соблюдение лесного и природоохранного законодательства. Постановлением Пленума ВС РФ от 05.11.1998 г. № 14 разъясняется, что на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств. В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2007 г. № 7-ФЗ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среды. Следовательно, несоблюдение ООО «Леспроект» лесного санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от неблагоприятного воздействия. В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда может быть исполнено. Поскольку действия по осуществлению работ по очистке лесных участков в соответствии с Договором купли-продажи лесных насаждений и п. 60 «Правил заготовки древесины» должны быть осуществлены ООО «Леспроект», то суд считает возможным на указанное юридическое лицо возложить обязанность осуществить работы по очистке разрабатываемого лесоучастка - установить срок для принятия мер по очистке лесного участка, учетом доводов ответчика в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Прокурор обратившийся в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, в силу ст. 333.39 ч.1 п. 9 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины, которая составляет по данной категории дел 4000 рублей (ст. 333.19 ч.1 п. 3 НК РФ) и подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-198, 206 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление прокурора Осинского района к ООО «Леспроект» о возложении обязанности осуществить работы по очистке лесного участка в квартале 24 выделе 18 Осинского участкового лесничества, удовлетворить. Возложить на ООО «Леспроект» обязанность по осуществлению работ по очистке лесных участков в <адрес обезличен> участкового лесничества и установить срок для проведения работ по очистке указанного лесного участка в течение 1-месяца с момента вступления решения в законную силу. Взыскать с ООО «Леспроект» в доход государства госпошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей. Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения. Председательствующий судья Д.М. Хамгушкеев