решение по делу 3 2-38/2012 о возложении обязанности принять Положение об антикоррупционной экспертизе



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Оса         20 февраля 2012 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,

при секретаре судебного заседания Хатагаровой Е.И.,

с участием представителя истца - пом. прокурора Осинского района Балдыхановой К.А.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-38/2012 по заявлению прокурора Осинского района в интересах Российской Федерации и МО «Каха-Онгойское» о признании незаконным бездействия Думы МО «Каха-Онгойское» по принятию положения об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов;

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Осинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Осинский районный суд с заявлением и просит суд признать незаконным бездействие Думы МО «Каха-Онгойское» по принятию положения об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов.

В обоснование своих требований, прокурор Осинского района указал, что согласно ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

В соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Согласно ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза.

Согласно ст. 9 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2012 г.г., утвержденного Указам Президента РФ национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Как свидетельствует проведенная проверка до настоящего времени Думой МО «Каха-Онгойское» в нарушение вышеуказанных норм не принято мер по принятию соответствующего Положения.

Не исполнение органом местного самоуправления норм федерального законодательства ведет к правовому нигилизму, снижению авторитета государства, его властных органов, а также может породить недоверие населения к решению вопросов местного значения, круг которого определен Конституцией РФ, федеральным законодательством о местном самоуправлении.

Нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц заключается в том, что отсутствие Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов и вследствие этого в целом отсутствие проведения антикоррупционной экспертизы создает возможность принятия со стороны органов местного самоуправления нормативно правовых актов и их проектов, которые способствуют созданию условий для проявления коррупции и вследствие чего нарушающие прямо либо косвенно права и законные интересы неопределенного круга лиц в различных сферах жизнедеятельности граждан, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В судебном заседании представитель заявителя пом. прокурора Осинского района Балдыханова К.А. требования прокурора района поддержала в полном объеме и просит суд признать бездействие Думы МО «Каха-Онгойское» незаконным по принятию положения об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов, обязать Думу МО «Каха-Онгойское» принять Положение об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов, проектов нормативно-правовых актов в срок до 15.03.2012 года.

Представитель ответчика Думы МО «Каха-Онгойское» А. - <данные изъяты> в судебное заседание не прибыл, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, которое удовлетворено судом. При этом исковые требования прокурора Осинского района он признает в полном объеме. Последствия признания исковых требований ему разъяснены и понятны.

В соответствии со ст. 246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 23-26 ГПК РФ и другими федеральными законами.

Выслушав заявителя, исследовав письменное заявление представителя ответчика, в своей совокупности представленные в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора Осинского района, по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 ФЗ от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов» антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством РФ.

В соответствии с ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» Постановлением правительства РФ от 26.02.2010 г. № 96 утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Согласно ст. 1 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в т.ч. по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза.

Согласно ст. 9 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2012 г.г., утвержденного Указом Президента РФ национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

Судом установлено, что согласно справки главы МО «Каха-Онгойское» Б. следует, что администрацией МО «Каха-Онгойское» не принималось Положения о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов (л.д. 7).

Отсутствие Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и их проектов и вследствие этого в целом отсутствие проведения антикоррупционной экспертизы создает возможность принятия со стороны органов местного самоуправления нормативно правовых актов и их проектов, которые способствуют созданию условий для проявления коррупции и вследствие чего нарушающие прямо либо косвенно права и законные интересы неопределенного круга лиц в различных сферах жизнедеятельности граждан, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ суд считает, что признание ответчиком вышеуказанных обстоятельств, на которых истец основывает свои требования освобождают последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В данном случае, суд устанавливает срок, с учетом доводов ответчика Думы МО «Каха-Онгойское», для устранения допущенных нарушений прав неопределенного круга лиц путем принятия положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов до 15 марта 2012 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с МО «Каха-Онгойское» подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Осинского района к Думе муниципального образования «Каха-Онгойское» - удовлетворить.

Признать бездействие Думы МО «Каха-Онгойское» по принятию Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов, незаконным.

Возложить обязанность на Думу МО «Каха-Онгойское» организовать принятие Положения об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, проектов нормативно правовых актов в срок до 15.03.2012 года и сообщить о принятом решении в Осинский районный суд Иркутской области в течение месяца.

Взыскать с МО «Каха-Онгойское» государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд, через Осинский районный суд в течение 30 суток со дня вынесения.

Председательствующий судья:     Хамгушкеев Д.М.