об обязании Бильчирской СОШ получения лицензии на автобус



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 марта 2011 г. с. Оса

Осинский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Хамгушкеева Д.М.,

при секретаре судебного заседания Хатагаровой Е.И.,

с участием представителя прокурора Осинского района Иркутской области - помощника прокурора Бочкиной У.А.,

представителя ответчика - муниципального общеобразовательного учреждения «Бильчирская средняя общеобразовательная школа» - ведущего специалиста юридического отдела администрации МО «Осинский район» Халтаева В.П., действующего на основании доверенности, выданной 10 марта 2011 года директором муниципального общеобразовательного учреждения «Бильчирская средняя общеобразовательная школа»,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Осинское муниципальное управление образования Барлукова П.Г., действующего на основании доверенности от 12.01.2011 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-33/2011 по иску прокурора Осинского района Иркутской области, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Бильчирская средняя общеобразовательная школа» о признании незаконным бездействия МОУ «Бильчирская средняя общеобразовательная школа» в части получения лицензии на осуществление перевозок школьников на автобусы марки УАЗ <данные изъяты> гос.номер №.... и возложении обязанности устранить выявленные нарушения путем получения лицензии на осуществление перевозок школьников на указанных автобусах,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Осинского района Иркутской области обратился в Осинский районный суд с исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образовательному учреждению «Бильчирская средняя общеобразовательная школа» (далее МОУ «Бильчирская СОШ») о признании незаконным бездействия МОУ «Бильчирская средняя общеобразовательная школа» в части получения лицензии на осуществление перевозок школьников на автобусы марки УАЗ <данные изъяты> гос.номер №.... и возложении обязанности устранить выявленные нарушения путем получения лицензии на осуществление перевозок школьников на указанных автобусах.

В обоснование заявленного требования прокурор указывает, что в результате проведенной проверки соблюдения исполнения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», наличия лицензии на осуществление перевозок школьников автомобильным транспортом образовательными учреждениями, тем самым по соблюдению законодательства, направленного на защиту интересов пассажиров(детей) в части перевозок их школьными автобусами, находящимися на балансе МОУ «Бильчирская СОШ», выявлены нарушения. МОУ «Бильчирская СОШ» владеет школьным автобусом УАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак №...., предназначенным для перевозки детей. При этом, лицензия на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более восьми человек, у образовательного учреждения, отсутствует.

Указывая в обоснование заявленного требования п. 62 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 128-Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст.1 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637, а также п. 1.2.3.3 и п. 1.6 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 г. № 2, и п. 108 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса РСФСР от 31.12. 1981 г. № 200, прокурор полагает, что неполучение МОУ «Бильчирская СОШ» лицензии на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, влечет нарушение конституционных прав несовершеннолетних граждан - учащихся образовательного учреждения на охрану жизни и здоровья, число которых постоянно меняется, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц. В связи с чем, прокурор просит суд обязать МОУ «Бильчирская СОШ» произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование и получить лицензию на право осуществления перевозки пассажиров вышеуказанными школьными автобусами.

В судебном заседании представитель прокурора Осинского района Иркутской области Бочкина У.А. заявленные исковые требования уточнила, просит суд обязать МОУ «Бильчирская СОШ» произвести в соответствии с действующим законодательством лицензирование на право осуществления деятельности по перевозке пассажиров школьными автобусами УАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак №...., в срок до 30 июля 2011 года, доводы искового заявления поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Халтаев В.П. требования прокурора района признал полностью и представил письменное заявление об этом и просит для устранения указанных нарушений дать срок до 20 августа 2011 года.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Барлуков П.Г. требования прокурора признал в полном объеме, просит для устранения указанных нарушений, дать срок до 31 августа 2011 года.

Выслушав стороны, лиц участвующих в деле, а также всесторонне исследовав в своей совокупности доказательства, представленные сторонами в соответствии со ст.ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему выводу, что исковые требования прокурора Осинского района Иркутской области, в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному образовательному учреждению «Бильчирская СОШ» о признании незаконным бездействия МОУ «Бильчирская СОШ» в части получения лицензии на осуществление перевозок школьников на автобусы марки УАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.... и возложении обязанности устранить выявленные нарушения путем получения лицензии на осуществление перевозок школьников на указанных автобусах.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованные лица вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Способ защиты нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов избирается обратившимся лицом.

При принятии решения суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле; решает, подлежит ли иск удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина. В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их правовая защита - обязанность государства.

Указанное обстоятельство в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав и интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федерального закона № 128-Федерального закона) к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 128-Федерального закона деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2006 года № 637 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 2 Положения лицензирование перевозок пассажиров осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

В силу пункта 6 Положения, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган ряд документов, предусмотренных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: копии талонов о прохождении государственного технического осмотра, копии документов, подтверждающих прохождение аттестации на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей соискателя лицензии, копии документов, подтверждающих возможность соискателя лицензии осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-Федерального закона «О безопасности дорожного движения», настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами данного закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со статьей 5 указанного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и сторонами, лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в МОУ «Бильчирская СОШ» зарегистрированы школьные автобусы марки УАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак №...., который производит регулярные школьные перевозки детей в школу, при этом лицензии на осуществление перевозок школьников на данном автомобильном транспорте, не имеется.

В соответствии с ч. 1 и ст. 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Представитель ответчика Халтаев В.П., представитель третьего лица Барлуков П.Г. в судебном заседании признали исковые требования о признании незаконным бездействия МОУ «Бильчирская СОШ» в части получения лицензии на осуществление перевозок школьников на автобусы марки УАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.... и возложении обязанности устранить выявленные нарушения путем получения лицензии на осуществление перевозок школьников на указанных автобусах. При этом указали, что последствия признания иска им разъяснены и понятны.

Суд разъяснил сторонам последствия признания иска и принятия его судом в соответствии с ч. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ.

В соответствии с ч.2 ст.68 ГПК РФ, суд считает, что признание ответчиком обстоятельств, на которых истец основывает свои требования освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии со ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных требований.

Судом установлено, что признание ответчиком иска о признании незаконным бездействия МОУ «Бильчирская СОШ» в части получения лицензии на осуществление перевозок школьников на автобусы марки УАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.... и возложении обязанности устранить выявленные нарушения путем получения лицензии на осуществление перевозок школьников на указанных автобусах, не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, поэтому суд принимает признание иска ответчиком.

На основании изложенного, учитывая признание ответчиком исковых требований, суд считает, что исковые требования о признании незаконным бездействия МОУ «Бильчирская СОШ» в части получения лицензии на осуществление перевозок школьников на автобус марки УАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.... и возложении обязанности устранить выявленные нарушения путем получения лицензии на осуществление перевозок школьников на указанных автобусах, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с требованиями ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В соответствии со ст.206 ч.2 ГПК РФ, учитывая мнение сторон, а также то обстоятельство, что процедура получения лицензии требует определенного времени, суд считает возможным для устранений нарушений законодательства предоставить ответчику срок до 31 августа 2011 года.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 НК Российской Федерации по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления неимущественного характера организации уплачивают государственную пошлину в размере 4000 рублей.

В силу пункта 9 части 1 статьи 333.36 НК Российской Федерации прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 Гражданского процессуального кодекса.

Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что школа является бюджетным учреждением и денежные средства на иные расходы ( в том числе уплату государственной пошлины), не заложены.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным уменьшить ответчику подлежащую взысканию государственную пошлину до 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 173, 194-198, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Бильчирская средняя общеобразовательная школа» опризнании незаконным бездействия МОУ «Бильчирская СОШ» в части получения лицензии на осуществление перевозок школьников на автобусы марки УАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.... и возложении обязанности устранить выявленные нарушения путем получения лицензии на осуществление перевозок школьников на указанных автобусах, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МОУ «Бильчирская средняя общеобразовательная школа» в части получения лицензии на осуществление перевозок школьников на автобусы марки УАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак №.....

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бильчирская средняя общеобразовательная школа» устранить выявленные нарушения путем получения лицензии на осуществление по перевозке школьников автобусом УАЗ <данные изъяты> государственный регистрационный знак №...., в срок до 31 августа 2011 года.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения «Бильчирская средняя общеобразовательная школа» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Осинский районный суд в течение 10 дней с момента вынесения.

Председательствующий судья: Хамгушкеев Д.М.