Дело Номер обезличен РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Осинники 01 июля 2010 года
Судья Осинниковского городского суда Кемеровской области Черная Е.А.
При секретаре Евсееве С.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Цыгановой Ларисы Петровны, Цыганова Николая Васильевича, Цыганова Александра Николаевича, Цыгановой Ирины Николаевны к Администрации г. Осинники о признании за ними права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, признанного непригодным из-за подработки шахтой ОАО «Шахта «Капитальная», о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО «Шахта Капитальная», и о предоставлении им социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Администрации г. Осинники, в котором просили обязать Администрацию г. Осинники включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого помещения, подлежащего сносу, по критерию безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта «Капитальная» и признать право на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета.
Свои требования истцы мотивировали тем, что Цыганов Н.В.. в соответствии с договором купли-продажи от Дата обезличена года является собственником жилого дома по адресу: ... ..., .... По данному адресу зарегистрированы и проживают все истцы. Износ дома в соответствии со справкой БТИ 60%, однако в доме небезопасно проживать- фундамент потрескался, стены повело, образовались трещины. Дом значится в перечне ветхих домов с малым влиянием подработки и частично оползневых процессов, однако полагает состояние дома находится в причинной связи с горными работами шахты Капитальная. При обращении в Администрацию г. Осинники истцам в предоставлении социальной выплаты отказано. Считают, что они должны быть включены в списки по предоставлению социальной выплаты.
В судебном заседании истица Цыганова Л.П. и ее представитель адвокат Гильфанова А.М., действующая в соответствии с ордером, поддержали исковые требования в полном объеме и дополнили их. Просили признать за истцами право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, по адресу: гор. ... ..., ..., счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков; обязать Администрацию г. Осинники включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО «Шахта Капитальная»; обязать Администрацию г. Осинники предоставить им социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО «Шахта Капитальная» из расчета 18 кв.метров на каждого члена семьи. Пояснила, что проживают в данном доме, хотя в последнее время проживание стало невозможно по причине того, что фундамент просел, образовались трещины, окна и двери сильно перекосились, не закрываются, пол в доме холодный, в доме сырость. В собственности либо в пользовании другого жилья у них нет. Дочь учится в ..., проживает временно в общежитии. Так е просила взыскать в ее пользу судебные издержки в сумме Номер обезличен рублей, которые были ею произведены для оплаты экспертизы, услуги адвоката и за проведение обследования филиалом Ростехинвентаризация.
Представитель ответчика – Администрации г. Осинники – Лутфуллина Р.Д., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г., не возражала против удовлетворения исковых требований относительно трех истцов, однако не признала иск в части включения дочери истцов, поскольку она была зарегистрирована в спорном доме в 2009 году.
Представитель третьего лица – Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Представили письменный отзыв, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Федерального агентства по энергетике (Минэнерго) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Представили письменный отзыв, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица – ОАО «Шахта Капитальная» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Истцы Цыганов Н.В., Цыганов А.Н. и Цыганова И.Н. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела и изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Ранее действующим законодательством РФ (Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 г. № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности») предусматривалось направление средств государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, непосредственно на угольные шахты.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» данный порядок был изменен, а именно: средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а на счета органа местного самоуправления в виде субвенций.
В настоящее время данным постановлением Правительства (в редакции от 14.11.2007 года № 428) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Федеральным агентством по энергетике местным бюджетам шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктом 5 данного постановления межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 Постановления № 428 от 13.07.2005 года (в новой редакции) предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.
В силу пунктов 9-10 указанного постановления размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв.м. – для одиноких граждан; 42 кв.м. – на семью из 2 человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для (выезжающих граждан).
Судом установлено, что истец Цыганов Н.В. в соответствии с договором купли-продажи от Дата обезличена года является собственником жилого дома по адресу: ... ... ..., .... По данному адресу зарегистрированы и проживают все истцы, ФИО6 с Дата обезличена года, ФИО7 с Дата обезличена года, ФИО5 с Дата обезличена года, ФИО4 с Дата обезличена года, затем убыла Дата обезличена года на учебу в ..., вновь была зарегистрирована с Дата обезличена года, что подтверждается копией договора купли-продажи нал.д.5, справкой БТИ нал.д.8, выпиской из домовой книги нал.д.10-12, адресной справкой насл.д.6-7, справкой об обучении нал.д.9.
Согласно заключения СФ ВНИМИ №35а от 29.09.1999 года дом, расположенный по адресу: ... ..., ..., значится в перечне жилых домов удовлетворительного технического состояния с малым влиянием подработки и частично оползневых процессов л.д.23).
Судом для определения состояния жилого дома в настоящее время, поскольку после заключения №35а от 29.09.1999 года прошло более десяти лет, назначена строительно-техническая экспертиза в ФГУП Государственного научно-исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ.
Из заключения эксперта ФГУП Государственного научно-исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ №134 от 03.06.2010 года, следует, что жилой дом по ... ..., ... ... находится на угленосной территории в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты «Капитальная», которые проводились при отработке пластов 1967-84 г.г. Причинами ветхого состояния дома является комплекс влияющих факторов: горные работы шахты «Капитальная», отсутствие конструктивных мер защиты строения до начала ведения горных работ, отсутствие послеосадочного ремонта после подработки и естественный физический износ строения. Ремонт дома нецелесообразен из-за значительного физического износа (70%). Дом рекомендуется к сносу как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работы шахты «Капитальная».
Суд полагает, что данное заключение является относимым и допустимым доказательством по делу.
Справку БТИ о проценте износа 60 % суд оценивает критически, поскольку из нее не ясно, в связи с чем данное учреждение пришло к такому выводу. Истцом представлена справка Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по состоянию на 14 апреля 2010 года о величине физического износа строения 70%.
Таким образом, суд считает, что жилой дом, расположенный по адресу: ... ..., ... имеет процент износа 70%, фундаменты и стены жилого дома находятся в аварийном состоянии, а, следовательно, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, не пригоден для проживания и подлежит сносу, в доме небезопасно проживать. При этом суд приходит к выводу о том, что совокупность факторов, повлекших ветхость жилого дома, не должна препятствовать гражданам, лишившимся жилища в результате негативного воздействия подработки и оползневых процессов, реализовать свое право на получение социальной выплаты.
Непригодность для проживания данного дома по причине ведения ОАО «Шахта «Капитальная» горных работ, подтверждается заключением ФГУП Государственного научно-исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела межотраслевой научный центр ВНИМИ.
Как было установлено в судебном заседании истцы зарегистрированы и проживают по вышеуказанному адресу с Дата обезличена года, а истец Цыганов Н.В. с Дата обезличена года. Выезд Цыгановой И.Н. являлся временным по причине ее обучения в другом населенном пункте. Спорное жилое помещение для всех истцов является их постоянным единственным местом жительства, что, по мнению суда, является основанием для включения истцов Администрацией г. Осинники в списки лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на предоставление жилья.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31.10.2007 года ОАО «Шахта «Капитальная» признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.
С учетом изложенного, в силу пп. 5, 9-10 Постановления № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» истцы имеют право на получение социальной выплаты, предоставляемой на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная», из расчета 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, 42 кв.м. на семью из 2-х человек, 33 кв.м. для одиноких граждан.
Поскольку, в силу п. 8 данного Постановления списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, утверждаются органами местного самоуправления и должны ежегодно уточняться, суд находит обоснованными требования истцов о возложении на Администрацию г. Осинники обязанности по включению истцов в указанный список.
Таким образом, требования истцов подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истицей Цыгановой Л.П. при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере Номер обезличен рублей, так же оплачены услуги адвоката Номер обезличен рублей по составлению иска, Номер обезличен рублей за участие адвоката в судебном заседании (досудебная подготовка, предварительное судебное заседание и одно судебное заседание), оплачены Номер обезличен рублей за проведение экспертизы, Номер обезличен рублей за обследование филиалом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, что подтверждаются квитанциями, которые подлежат взысканию в ее пользу с ответчика в соответствии со ст.ст. 98-100 ГПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований, необходимости понесения данных расходов, требований разумности и справедливости в сумме Номер обезличен рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Цыгановой Ларисы Петровны, Цыганова Николая Васильевича, Цыганова Александра Николаевича, Цыгановой Ирины Николаевны к Администрации г. Осинники удовлетворить.
Признать за Цыгановой Ларисой Петровной, Цыгановым Николаем Васильевичем, Цыгановым Александром Николаевичем, Цыгановой Ириной Николаевной право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, по адресу: ..., счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Обязать Администрацию г. Осинники включить Цыганову Ларису Петровну, Цыганова Николая Васильевича, Цыганова Александра Николаевича, Цыганову Ирину Николаевну в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО «Шахта Капитальная».
Обязать Администрацию г. Осинники предоставить Цыгановой Ларисе Петровне, Цыганову Николаю Васильевичу, Цыганову Александру Николаевичу, Цыгановой Ирине Николаевне социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО «Шахта Капитальная» из расчета 18 кв.метров на каждого члена семьи.
Взыскать с Администрации г. Осинники в пользу Цыгановой Ларисы Петровны возврат судебных расходов в размере Номер обезличен рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 2. 07.2010 года.
Судья подпись
Копия верна.
Судья Е.А. Черная