Включение в списки на предоставление жилья



Дело № 2-1398/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Осинники Дата обезличена года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Третьякова С.В.

При секретаре Кальмук С.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черняк Ивана Алексеевича, Черняк Андрея Алексеевича к Администрации г. Осинники о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ОАО «Шахта Капитальная», и признании права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья взамен ветхого,

УСТАНОВИЛ:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Администрации г. Осинники, в котором просят признать за ними право на предоставление социальной выплаты, обязать ответчика включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подлежащего сносу по критерию безопасности в результате ведения горных работ для получения жилья, и обязать Администрацию г. Осинники предоставить им социальную выплату на 2-х человек из расчета 42 кв.м.

Свои требования мотивируют тем, что на основании договора купли-продажи от Дата обезличена года их бабушка - ФИО2 являлась собственником домовладения, расположенного по адресу ..., ... (ранее Номер обезличен). Они проживали и значились зарегистрированными в указанном жилом доме с самого рождения. ФИО2 (после вступления в брак ФИО5) А.Д. умерла Дата обезличена года. После смерти бабушки они продолжили проживать в указанном доме. Черняк И.А. проживал в доме до Дата обезличена года, после был осужден Осинниковским городским судом к трем годам лишения свободы. Освободился он Дата обезличена года. Черняк А.А. проживал в доме до Дата обезличена года, после был помещен в МУ «Социальный приют для детей и подростков». В приюте он находился до Дата обезличена года после был помещен в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Новокузнецка. После их возвращения в г. Осинники они обнаружили, что жилой дом, расположенный по адресу ..., ..., разрушился. Разрушение дома произошло в результате воздействия подработки ОАО «Шахта «Капитальная», так как дом находится на подработанной территории. В 2005 году на момент обследования БТИ физический износ дома составлял 65%. Указанный жилой дом являлся их единственным местом жительства, иного жилья они не имеют. Полагает, что поскольку их дом находился на подработанной территории, они с рождения проживали и значились зарегистрированными по указанному адресу, указанный дом являлся их единственным местом жительства, они приобрели право на включение их в списки на предоставление жилого помещения и предоставление им социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен ставшего не пригодным для проживания в результате ведения годных работ ОАО «Шахта «Капитальная». Указывают, что в соответствии с Поастновление правительства № 428 от 13.07.2007 года размер социальной выплаты, предоставляемой им на приобретение жилого помещения должен исчисляться из расчет 42 кв.м..

В судебное заседание Черняк И.А. и Черняк А.А. не явились. О дате и времени рассмотрения дела извещены. Представили письменные заявления, в которых просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истцов - Козьмин Ф.Г., действующий на основании доверенностей, исковые требования поддержал, и уточнил их. Просит признать за Черняк И.А., Черняк А.А. право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, расположенного по адресу ..., ..., обязать ответчика включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подлежащего сносу, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта Капитальная», и обязать Администрацию г. Осинники предоставить им социальную выплату для приобретения жилья взамен ветхого на семью из двух человек из расчета 42 кв. м..

Представитель истцов - адвокат Перехода С.В., действующий на основании соглашения, представивший ордер № 574 от 27.07.2010 года и удостоверение № 481, уточненные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации г. Осинники, Загацкая Э.Х., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований Черняк А.И. и Черняк А.А..

Представитель третьего лица - Управления федерального казначейства КО - Демина И.А., действующая на основании доверенности, считает исковые требования обоснованными, удовлетворение требований оставляет на усмотрение суда.

Представитель 3-го лица - Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представили письменный отзыв по существу исковых требований, из которого усматривается, что содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания, осуществляется в форме предоставления социальных выплат согласно спискам переселяемых из ветхого жилья граждан. Формирование данных списков и установление очередности предоставления социальных выплат является исключительным правом органа местного самоуправления. ГУРШ не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку Уставом ГУРШ не предусмотрены функции по распределению средств федерального бюджета и формирование списков граждан на переселение.

Заслушав объяснения представителей истцов, мнение представителя ответчика, третьих лиц, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит исковое заявление Черняк И.А. и Черняк А.А. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от Дата обезличена года ФИО2 является собственником жилого дома, расположенного по адресу ..., ... (ранее ...), что подтверждается дубликатом договора л.д.4). После вступления в брак Дата обезличена года ФИО2 присвоена фамилия ФИО5, что подтверждается справкой о заключении брака л.д.10). Почему в договоре купли-продажи, заключенном позднее - в Дата обезличена ФИО2 не указана под фамилией «ФИО5», представители истцов пояснить не смогли. ФИО9 умерла Дата обезличена года, что подтверждается свидетельством о смерти л.д.11). После ее смерти в принадлежащем ей жилом доме остался проживать ее сын ФИО5 с семьей. Истцы - Черняк И.А., Дата обезличена года рождения и Черняк А.А., Дата обезличена года рождения - дети ФИО5, с момента рождения проживали в указанном доме и значились зарегистрированными в нем. Факт проживания и регистрации истцов в указанном доме подтверждается сообщением Управления Федеральной миграционной службы по КО в г. Осинники л.д.40). Черняк И.А. проживал в указанном доме до Дата обезличена года, после был осужден Осинниковским городским судом к трем годам лишения свободы. Освободился он Дата обезличена года, что подтверждается справкой л.д.9). Дата обезличена года мать истцов - ФИО8 умерла, отец - ФИО5 решением Осинниковского городского суда от Дата обезличена года лишен родительских прав в отношении Черняк А.А., что следует из сообщения Управления образования Администрации г. Осинники л.д.64). Черняк А.А. проживал в доме до Дата обезличена года, после был помещен в МУ «Социальный приют для детей и подростков». В приюте он находился до Дата обезличена года после был помещен в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Новокузнецка. Данные обстоятельства подтверждаются справкой МУ «Социальный приют для детей и подростков» от Дата обезличена года л.д.8). Гарантийным письмом Управления образования Номер обезличен от Дата обезличена года жилой дом, в котором несовершеннолетний проживал до помещения в приют, расположенный по адресу ..., ..., был закреплен за несовершеннолетним л.д.64). После их возвращения в г. Осинники они обнаружили, что жилой дом, расположенный по адресу ..., ..., разрушился, что подтверждается справкой БТИ г. Осинники, однако были вновь, по их заявлениям, зарегистрированы по указанному адресу, что подтверждается их заявлениями, адресными справками, а также домовой книгой л.д.17-19, 7, 41,42,44-47).

В судебном заседании установлено, что указанный жилой дом находится на подработанной ОАО «Шахта «Капитальная» территории. Согласно списка ветхих домов и жителей, проживающих в них, расположенных на горном отводе ОАО «Шахта «Капитальная», дом по ..., ... значится в списке домов подлежащих сносу, переселению из указанного дома подлежали: ФИО10, ФИО5, Черняк А.А. и Черняк И.А. л.д. 73-74). Позднее при проведении обследования жилых домов, расположенных на подработанной территории, дом истцов, расположенный по адресу ..., ..., также был включен в списки жилых домов, с малым влиянием подработки и частично оползневых процессов, рекомендуемых к сносу л.д.65-72). Разрушение указанного жилого дома произошло из-за влияния подработки ОАО «Шахта «Капитальная», на дату обследования жилого дома Дата обезличена года износ дома составлял 65%, что следует из справки БТИ от Дата обезличена года л.д.6). Администрация г. Осинники отказывалась в добровольном порядке предоставить истцам жилое помещение, взамен ставшего непригодным для проживания. Администрацией г. Осинники Черняк И.А., Черняк А.А. также отказано во включении в список граждан подлежащих переселению из домов, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная», а также отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ.

На основании Постановления Правительства РФ от 03.12.1997 года № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности», ранее средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, направлялись непосредственно на угольные шахты.

Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» данный порядок был изменен, а именно: средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а на счет органа местного самоуправления в виде межбюджетных трансфертов. В частности, согласно п. 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации в том числе следующих мероприятий: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

В силу п. 8 указанных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, и является основанием для предоставления такой социальной выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

Судом установлено, что на момент принятия решения о ликвидации шахты «Капитальная» в 1998 году были составлены списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подработанного шахтой. Дом по ..., ... значится в перечне жилых домов подлежащих сносу, жильцы которого подлежат переселению. В судебном заседании установлено, что на момент составления списков ОАО «Шахта «Капитальная» - 1998 года, истцы Черняк А.А., Дата обезличена года и Черняк И.А., Дата обезличена года рождения, являлись учащимися, истцы с момента рождения проживали в указанном жилом доме и значились в нем зарегистрированными, в списках, среди лиц, подлежащих переселению из указанного жилого дома значатся, в том числе и учащиеся, Черняк А.А. и Черняк И.А., суд приходит к выводу, что они и истцы являются одними и теми же лицами.

Поскольку дом, расположенный по адресу ..., ..., рекомендован к сносу с учетом его технического состояния, и истцы значатся в списке граждан, подлежащих переселению, следовательно они приобрели право на предоставление им жилого помещения взамен ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ОАО «Шахта «Капитальная» и предоставление им социальной выплаты не приобретение жилого помещения взамен ставшего не пригодным для проживания в результате ведения горных работ. Также, поскольку в соответствии с Постановлением, указанный жилой дом подлежит сносу, не включение Администрацией г. Осинники Черняк А.А. и Черняк И.А. в список граждан, подлежащих переселению из жилых домов, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ, лишает их права на жилище. Судом установлено, что жилой дом, расположенный по адресу ..., ..., является их единственным жильем, что подтверждается сообщениями из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, и справкой БТИ л.д. 37,38,63). На основании изложенного, суд считает необходимым признать за Черняк А.А. и Черняк И.А. право на предоставление им жилого помещения взамен ветхого, подработанного шахтой.

Таким образом, поскольку истцы имеют право на предоставление им жилого помещения взамен ветхого, подработанного шахтой, в связи с изменением порядка обеспечения граждан, включенных в списки, они приобрели право и на предоставление им социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, в силу чего их требования о признании за ними данного права подлежат удовлетворению. В связи с этим, поскольку судом установлено, что истцы имеют право на предоставление им социальной выплаты, и предоставление данной социальной выплаты осуществляется согласно порядку, предусмотренному указанным Постановлением Правительства, на основании составленных списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления, истцы подлежат включению в данный список Администрацией г. Осинники. Также суд считает необходимым обязать Администрацию г. Осинники предоставить истцам социальную выплату на приобретение жилого помещения взамен ветхого, при этом считает что данная выплата должна быть предоставлена на семью из 2 человек, поскольку вышеуказанным Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, предусмотрено предоставление единой социальной выплаты на семью, проживающую в ветхом доме. Социальная выплата предоставляется на всех зарегистрированных в доме лиц, ее размер зависит от количества зарегистрированных в ветхом доме лиц, а не каждого зарегистрированного гражданина в отдельности, так как предоставление социальной выплаты направлено на приобретение жилого помещения взамен утраченного жилого помещения, а не на улучшение жилищных условий. Пункт 10 указанных выше Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков предусматривает, что норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет 33 кв. метра - для одиноких граждан, 42 кв.м. - на семью из 2 человек. Поскольку в данном случае социальная выплата должна быть предоставлена Черняк А.А. и Черняк И.А. ее размер должен составлять исходя из расчета не менее 42 кв. м. общей площадью. С учетом изложенного, исковые требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черняк Ивана Алексеевича, Черняк Андрея Алексеевича, удовлетворить.

Признать за Черняк Иваном Алексеевичем, Черняк Андреем Алексеевичем право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, расположенного по адресу ..., ..., за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Обязать Администрацию г. Осинники включить Черняк Ивана Алексеевича, Черняк Андрея Алексеевича в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта Капитальная».

Обязать Администрацию г. Осинники предоставить Черняк Ивану Алексеевичу, Черняк Андрею Алексеевичу социальную выплату на приобретение жилого помещения взамен ветхого размером из расчета не менее 42 кв. м. общей площадью.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена.

Судья С.В. Третьяков