Дело №2-1314/2010 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Осинники 10 августа 2010 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области
В составе судьи Ветровой Н.П.
При секретаре Юнкиной Ю.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Осинники и Мерзаева Варахматулла Мерзиджан Оглы к Администрации г. Осинники о признании действий по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Осинники и Мерзаев В.М.О. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации г. Осинники, в котором просят признать действия Администрации г. Осинники по отказу Мерзаеву В.М.О. в признании его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и по отказу в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, незаконными; обязать Администрацию г. Осинники признать Мерзаева В.М.О. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Заявленные требования мотивируют тем, что Мерзаев В.М.О., являясь гражданином РФ, значится зарегистрированным по адресу г. Осинники, ул. .... Регистрация Мерзаева В.М.О. по указанному адресу осуществлялась на основании письменного заявления собственника данной квартиры – его внука Мерзаева В.В. Истец Мерзаев В.М.О. является ветераном участником Великой Отечественной войны. При обращении в отдел по учету и распределению жилья Администрации г. Осинники с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как участника Великой Отечественной войны, Мерзаеву В.М.О. было отказано в связи с тем, что им не предоставлены документы, подтверждающие право собственности на жилье в течение 5 лет, предшествующих постановке на учет. Кроме того, Администрация г. Осинники ссылается на то, что Мерзаев проживает в квартире по адресу г. Осинники, ул. ... и он обеспечен жилой площадью на каждого члена семьи более учетной нормы, поэтому оснований для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется. В данном ответе отсутствует ссылка на норму ЖК РФ, в соответствии с которой ему было отказано в постановку на учет. Мерзаев собственником квартиры, в которой проживает, не является, и проживание в квартире внука Мерзаева В.М.О., не означает, что истец является членом семьи собственника жилого помещения. Полагают, что действия Администрации г. Осинники по отказу в постановке Мерзаева В.М.О. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются неправомерными и влекут за собой нарушения Конституционных и Жилищных прав граждан.
В судебном заседании помощник прокурора Рычкова Н.Ф. поддержала заявленные исковые требования, уточнила и просит признать незаконными Распоряжение Главы г. Осинники №... от ... г. в отношении Мерзаева В.М.О. об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и Распоряжение Главы г. Осинники №... от ... г. в отношении Мерзаева В.М.О. об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Пояснила, что Мерзаев В.М.О. является ветераном Великой отечественной войны, своего жилья не имеет, проживает в квартире, не принадлежащей ему на праве собственности, поэтому считает Мерзаева В.М.О. нуждающимся в предоставлении социального жилья в порядке, установленном Указом Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов». Администрацией г. Осинники Мерзаеву В.М.О. было отказано в признании нуждающимся в получении социального жилья, поскольку он обеспечен учетной нормой жилья. Считает данный отказ незаконным, так как в соответствии с Указом Президента РФ № 714 имущественное положение не имеет значения при решении вопроса о предоставлении жилья ветеранам ВОВ. Указала, что в квартире по адресу г. Осинники, ул. ... зарегистрированы два человека - Мерзаев В.М.О. и его сноха Мерзаева Р.Н., а фактически проживают впятером, а именно: его внук Мерзаев В.В., двое несовершеннолетних детей внука – Мерзаев А.В. и Мерзаев В.В., Мерзаев Н.Э., Мерзаева Р.Н. (сноха истца) и Мерзаев В.М.О., в силу чего, истец не обеспечен учетной нормой жилья, то есть является нуждающимся в жилом помещении, а потому подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Временное отсутствие по месту жительства (г. Осинники, ул. ...) внука Мерзаева В.В. и его несовершеннолетних детей, на момент обследования Администрацией г. Осинники в 2009 г. квартиры по адресу г. Осинники, ул. ..., не могут являться основанием к отказу в признании Мерзаева В.М.О. нуждающимся в жилом помещении в соответствии с Указом Президента РФ №714. Полагает, что Администрация г. Осинники, отказывая Мерзаеву В.М.О. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не признавая его нуждающимся в жилом помещении не учла того, что Мерзаев В.М.О. проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности другим лицам, которые вправе в любое время распорядиться ею по своему усмотрению, а Мерзаев В.М.О. останется без жилья. Истец не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает, и в установленном законном порядке не признан таковым. Просит удовлетворить заявленные исковые требования.
Мерзаев В.М.О., как лицо, в интересах которого прокурор обратился в суд с исковым заявлением, в судебном заседании предъявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить. Пояснил, что с октября 1944 г. по 1971 г. проживал на территории г. Осинники, работал на шахте и ушел на пенсию по старости. Будучи пенсионером, переехал в Азербайджан, где проживал в доме сына. Каких – либо правоустанавливающих документов на данный дом у сына не было. Поскольку в 2006 г. его сын умер, а его жена (жена истца) умерла еще раньше в 1992 г., то данный дом сноха без оформления документов продала за незначительную сумму, которой хватило только на переезд из Азербайджана в Россию. Права на наследственное имущество, оставшееся после смерти сына, он не оформлял ввиду того, что документов на дом не было. В конце 2006 г. в ... он переехал из Азербайджана в г. Осинники к своему внуку – Мерзаеву В.В. С 2007 г. он (истец) был постановлен на миграционный учет как гражданин Азербайджана, в 2008 г. принял гражданство РФ, получил паспорт гражданина РФ и с этого же момента постановлен на регистрационный учет по месту жительства по адресу г. Осинники, ул. .... Данная двухкомнатная квартира принадлежит его внуку Мерзаеву В.В., в которой они проживают впятером, а именно: он (истец), Мерзаев В.В. (внук истца) двое его несовершеннолетних детей, Мерзаева Н.Э. (жена внука) и Мерзаева Р.Н. (сноха Мерзаева В.М.О.) Какого – либо жилого помещения в собственности у него не имеется, а проживание в данной двухкомнатной квартире не представляется возможным, поскольку в двухкомнатной квартире они проживают впятером. Письмом ответчик сообщил ему, что не может принять его на учет, как ФИО19 в улучшении жилищных условий, поскольку жилая площадь квартиры, в которой он проживает, превышает учетную норму. Считает себя нуждающимся в жилом помещении, поскольку является ветераном ВОВ и не имеет в собственности жилья. С решением об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не согласен, поскольку органом местного самоуправления не был учтен тот факт, что он не имеет в собственности своего жилья и указанный отказ не позволит ему реализовать свое право на улучшение жилищных условий. Считает данный отказ незаконным, просил суд обязать Администрацию поставить его на учет нуждающихся в жилье.
Представитель ответчика – Администрации г. Осинники Загацкая Э.Х., действующая на основании доверенности ... от ... г., с предъявленным иском не согласна в полном объеме, пояснив, что распоряжением Главы г. Осинники истцу Мерзаеву было отказано в постановке и принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Вывод Администрации г. Осинники основан на тех обстоятельствах, что Мерзаев обеспечен пригодным для проживания жилым помещением; жилая площадь превышает учетную норму предоставления на одного человека. Мерзаев В.М.О. проживает в квартире по адресу г. Осинники, ул. ... и вселен в данную квартиру в качестве члена семьи собственника. Истец не может быть признан нуждающимся в жилье, поскольку проживает в двухкомнатной квартире вчетвером, как он пояснил в судебном заседании. Квартира, в которой проживает Мерзаев, была осмотрена в ноябре 2009 г. комиссией Администрации г. Осинники, о чем составлен акт жилищных условий, который приобщен к материалам дела. Считает, что жилое помещение пригодно для проживания. Кроме того, указала, что в администрацию г. Осинники истец не представил в полном объеме документы, которые оговорены ст. 53 ЖК РФ, а именно: не представлена справка, подтверждающая право собственности на жилье в течение 5 лет, предшествующих постановке на учет. Кроме того, им не представлены документы о жилом помещении, в котором проживал на территории Азербайджана. Следовательно, Мерзаев В.М.О. не может быть признан нуждающимся в жилье. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо Мерзаев В.В., внук истца, считает заявленные требования обоснованными. Пояснил, что Мерзаев В.М.О. его дед по линии отца. Его отец проживал на территории Азербайджана до 2006 г. и в 2006 г. умер. Впоследствии брат отца - Мерзаев В.М.О. переехал на постоянное место жительство в г. Осинники из Азербайджана, в 2007 г. принял гражданство РФ и был зарегистрирован по месту жительства в его квартире по адресу г. Осинники, ул. ..., поскольку иного жилья Мерзаев В.М.О. не имеет. Также указал, что квартира по адресу г. Осинники, ул. ... принадлежит ему (Мерзаеву В.В.) на праве собственности, в которой проживает он (Мерзаев В.В.), его несовершеннолетние дети Мерзаев А.В., 2005 года рождения, и Мерзаев В.В., 1994 года рождения, Мерзаева Р.Н. (сноха истца), Мерзаева Н.Э. и Мерзаев В.М.О. Квартира, в которой он (Мерзаев В.В.) зарегистрирован, по ул. ... принадлежит его супруге Мерзаевой Н.Э., и ее ребенку от первого брака ... по ? доли в праве собственности, где проживает дочь супруги. Считает, что истец является нуждающимся в жилом помещении, поскольку проживает в квартире г. Осинники, ул. ... с его семьей и проживание в указанной двухкомнатной квартире впятером не представляется возможным. Просит удовлетворить заявленные исковые требования.
Исследовав обстоятельства данного дела, письменные доказательства, представленные сторонами, выслушав мнение сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.40 Конституции РФ никто не может быть лишен права на жилое помещение.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах» (далее Федеральный закон от 12.01.1995 № 5) участникам Великой Отечественной Войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 марта 2005 года, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, в том числе, указанных в статье 15 Федерального закона от 12.01.1995 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших па учет до 01.01.2005 года и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005 года.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».
Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
В судебном заседании установлено, что Мерзаев В.М.О. является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением, выданным Управлением Социальной защиты населения администрации г. Осинники от ... г. л.д.11).
Из справки, выданной Управлением Федеральной Миграционной службы по Кемеровской области ... от ... г., следует, что решением УФМС России по Кемеровской области от ... г. Мерзаев В.М.О., 1921 года рождения, уроженец Азербайджана принял гражданство РФ на основании ч. 5 ст. 14 ФЗ от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» л.д.12). С 06.05.2008 г. Мерзаев В.М.О. значится зарегистрированным по адресу г. Осинники, ул. ..., что подтверждено поквартирной карточкой по указанному адресу от ... г. л.д.26). Указанная квартира находится в собственности его внука Мерзаева В.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ... г. Общая площадь квартиры составляет 47,4 л.д.31).
На момент вселения Мерзаева В.М.О. в вышеуказанную квартиру в ней был зарегистрирован один человек: Мерзаева Р.Н.
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлены критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Положениями ст. 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, при этом ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно части 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления
Таким образом, постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий относится к компетенции Администрации г. Осинники.
Обосновывая свои требования, истцы ссылаются на Указ Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», указывая, что Мерзаев не имеет собственного жилья, проживает в квартире внука, таким образом, является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
01.12.2009 года Мерзаев В.М.О. обратился в отдел по учету и распределению жилья администрации г. Осинники по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник Великой отечественной Войны, представив справку о том, что является ветераном - участником ВОВ, справку о составе семьи, данные об отсутствии у него в собственности иного жилого помещения.
Письмом Администрации г. Осинники от ... г. Мерзаеву был дан ответ, из которого следует, что Администрация г. Осинники не может принять его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку им не представлены документы, подтверждающие права собственности на жилье в течение 5 лет, предшествующих постановке на учет л.д.19). Более того, Администрация г. Осинники в письме от ... г. отказывая в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении указывает, что Мерзаев В.М.О. проживая в квартире внука по адресу г. Осинники, ул. ... обеспечен общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы л.д.24). Главой г. Осинники изданы распоряжения ...-... от ... г. в отношении Мерзаева В.М.О. об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и ... от ... г. в отношении Мерзаева В.М.О. об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах» (далее Федеральный закон от 12.01.1995 № 5) участникам Великой Отечественной Войны, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч. 2 ст. 23.2).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. следует необходимым завершить.
В соответствии с пунктом 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок проведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Кемеровской области вышеназванные правоотношения регулируются законом Кемеровской области №68-ОЗ от 10.06.2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями.
Судом установлено, что ... г. комиссией Администрации г. Осинники были обследованы жилищные условия Мерзаева В.М.О., согласно которым Мерзаев В.М.О. проживает в квартире по адресу г. Осинники, ул. ... со снохой Мерзаевой И.Н. Квартира находится в хорошем состоянии, предметами первой необходимости обеспечен л.д.25).
В судебном заседании Мерзаев В.М.О. пояснил, что проживает в квартире по адресу г. Осинники, ул. ... со снохой Мерзаевой И.Н., внуком Мерзаевым В.В., женой внука Мрзаевой Н.Э. и двумя несовершеннолетними детьми двоими несовершеннолетними детьми. Факт проживания пяти человек в квартире Мерзаева Администрация г. Осинники не оспорила.
Администрация г. Осинники, отказывая Мерзаеву в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылается на наличие у Мерзаева В.М.О. общей площади жилого помещения более учетной нормы, в подтверждение чего представитель Администрации г. Осинники в судебное заседание представил акт обследования жилищных условий Мерзаева В.М.О.
Исследуя представленные ответчиком доказательства, суд считает, что Администрацией г. Осинники не доказан факт наличия у Мерзаева В.М.О. общей площади жилого помещения более учетной нормы, поскольку представленный акт от ... г. не служить доказательством, подтверждающим наличие у Мерзаева В.М.О. жилой площади более учетной нормы. Суд считает, что данный акт составлен ненадлежащим образом. Акт составлен по состоянию на 2009 г. и в графе об ознакомлении с указанным актом подпись Мерзаева В.М.О. либо иных проживающих лиц в квартире по адресу г. Осинники, ул. ..., отсутствует. На момент рассмотрения данного гражданского дела в суде, представитель Администрации г. Осинники иного акта о фактическом проживании граждан в квартире по адресу г. Осинники, ул. ..., не представил, а также факт проживания в указанной квартире пятерых человек не оспорил.
Из смысла и правового содержания приведенных выше норм Закона следует, что жилье участникам ВОВ предоставляется при условии их нуждаемости в нем.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены условия признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Данная норма ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, к которым относятся: 1) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В качестве нуждающихся закон признал лиц, которые являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. 2 Постановления Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21 сентября 2005 г. N 260 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации г. Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным кодексом РФ» на территории муниципального образования «Город Осинники» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена 13 квадратных метров общей площади на 1 человека (в соответствии с требованиями пункта 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
В квартире по адресу г. Осинники, ул. ... кроме Мерзаева В.М.О. также проживают Мерзаева Р.Н. (сноха истца, которая зарегистрирована по указанному адресу), Мерзаев В.В. (внук истца), двое несовершеннолетних детей внука – Мерзаев А.В. и Мерзаев В.В., Мерзаев Н.Э. (жена внука), всего пять человек. Данный факт не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании. На каждого из них приходится 9,48 кв.м. общей площади жилого помещения, что составляет менее учетной нормы, установленной на территории г. Осинники (13 кв.м.). Таким образом, суд приходит к выводу, что Мерзаев В.М.О., проживая в квартире своего внука общей площадью 47,4 вместе со снохой, сыном и его семьей, в которой на каждого члена семьи приходиться 9,48 кв.м, может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Именно по этим основаниям Администрацией г. Осинники был выдан Мерзаеву В.М.О. отказ в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Данный отказ суд считает незаконным и необоснованным, поскольку обеспеченность жильем Мерзаева В.М.О. составляет менее учетной нормы –9,48 кв.м при учетной норме в 13 кв.м.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что во всех ответах, выданных Администрацией г. Осинники, отсутствует ссылка на норму жилой площади, которой обеспечен Мерзаев, и которая положена гражданину по г. Осинники Кемеровской области. В связи с чем, сделать однозначный вывод о том какую учетную норму Администрация г. Осинники ставит в основу своего отказа истцу, не представляется возможным.
Доводы представителя Администрации г. Осинники о том, что Мерзаев вселен в квартиру внука в качестве члена семьи собственника, суд считает обоснованными.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Несмотря на то, что Мерзаев В.М.О. вселен в квартиру по адресу г. Осинники, ул. ..., однако членом семьи собственника не является. Истец не признан членом семьи собственника в установленном порядке, суд считает, что регистрация и проживание истца в квартире само по себе не является обстоятельством, свидетельствующим о возникновении у Мерзаева права пользования жилым помещением как у члена семьи собственника квартиры.
Более того, судом установлено, что при обращении Мерзаева В.М.О. в администрацию г. Осинники с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье, представитель Администрация г. Осинники не приводил доводов об учетной норме жилья на территории г. Осинники Кемеровской области либо о том, что Мерзаев В.М.О. является членом семьи собственника, ограничившись лишь суждениями о непредставлении Мерзаевым документов, подтверждающих право собственности на жилье в течение пяти лет, предшествующих постановке на учет на 2010 г. Данный довод ответчика суд также считает не основанным на законе, т.к. в бесспорном порядке установлено, что истец в конце 2006 года приехал в РФ, в 2008 году получил гражданство, за время проживания в РФ истец предоставил справки о том, что у него на территории РФ нет жилых помещений, а за время проживания в другой стране такой справки не предоставил. Суд считает, что для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ЖК РФ не требует предоставления справки об отсутствия жилья у граждан РФ в собственности на территории других государств. В связи с этим, довод ответчика об отсутствии справки о наличии в собственности жилья на территории Азербайджана, суд считает не обоснованным.
Представитель Администрации г. Осинники в судебном заседании пояснил, что истец не был признан в установленном порядке малоимущим, а потому не постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете имеют право граждане, относящиеся к следующим категориям: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президентом Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Таким образом, суд считает, что ветераны Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом «О ветеранах». При этом единственным критерием для получения ветеранами Великой Отечественной войны мер социальной поддержки по обеспечению жильем остается нуждаемость указанных категорий граждан в улучшении жилищных условий. Необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что действия администрации г. Осинники об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании истца нуждающимся в жилом помещении, являются незаконными.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора г. Осинники и Мерзаева Варахматулла Мерзиджан Оглы удовлетворить.
Признать Распоряжение Главы г. Осинники №... от ... г. в отношении Мерзаева Варахматулла Мерзиджан Оглы об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и Распоряжение Главы г. Осинники №... от ... г. в отношении Мерзаева Варахматулла Мерзиджан Оглы об отказе его в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконными.
Обязать Администрацию г. Осинники признать Мерзаева Варахматулла Мерзиджан Оглы нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Осинниковский городской суд Кемеровской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2010 года.
Судья подпись
Копия верна
Судья Н.П. Ветрова