о включении в списки на предоставление социальной выплаты в связи со сносом дома с горными работами



Дело № 2-1418 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Осинники 09 сентября 2010 года

Судья Осинниковского городского суда Кемеровской области Черная Е.А.

При секретаре Евсееве С.Н.

Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Кострикина Валерия Прокопьевича к Администрации г.Осинники о признании права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, признанного непригодным из-за подработки шахтой ОАО «Шахта «Капитальная», о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта Капитальная», и о предоставлении социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском в суд к Администрации г. Осинники, в котором просил признать за ним право на предоставление социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, взамен ветхого, подлежащего сносу в связи с подработкой ОАО «Шахта «Капитальная» по адресу: ..., ..., ...; обязать Администрацию г. Осинники включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, подлежащего сносу по критерию безопасности в результате ведения горных работ, для получения жилья и предоставить ему социальную выплату.

Свои требования мотивировал тем, что в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону является собственником дома по адресу: ..., ..., .... Состояние дома таково, что он подлежит сносу, находится на территории подработанной шахтой, разрушается в связи с ведением горных работ. Но истец не числится в списках на переселение. Считает, что ему должна быть предоставлена социальная выплата.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме. Пояснил, что в указанном доме не проживал, но является собственником и желает в него вселиться и жить, прописан в нем, другого жилья не имеет. Его брату Кострикину М.П.Администрация города Осинники предоставила социальную выплату, однако он так же в доме не проживал, в доме проживали квартиранты. Подтвердил, что у его жены в собственности имеется трехкомнатная квартира, в котором зарегистрированы жена, дочь и внук, а также в собственности у жены имеется дом по ..., в котором он ранее был зарегистрирован и проживает, но брак фактически распался.

Представитель ответчика – Администрации г. Осинники Загацкая Э.Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против заявленных требований, указывая что спорный дом включен в список домов и жителей подлежащих переселению из ветхого жилья ставшего непригодным в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте Капитальная, социальная выплата по спорному жилью уже предоставлена Кострикину М.П., который был включен в списки граждан шахтой Капитальная, а истец в спорном доме не проживал, был зарегистрирован 01.06. 2010 года, на момент предоставления социальной выплаты не проживал и не был зарегистрирован в доме.

Третье лицо на стороне ответчика Кострикин М.П. поддержал доводы ответчика. Пояснив, что действительно ему была предоставлена социальная выплата, с ним заключен договор долевого участия в строительстве жилья. Его брат в спорном доме не проживал.

Третье лицо на стороне ответчика Донских Л.П. так же подтвердила, что Кострикин В.П. в доме не проживал, жила она с разрешения Кострикина М.П.

Третьи лица Иванова Е.В., Тютюнова Е.В. в судебное заседание не явились, извещены.

Представитель третьего лица – Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица - Федерального агентства по энергетике (Минэнерго) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в их отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором указано что в составе проекта ликвидации ОАО «Шахта Капитальная» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке по адресу: ..., ..., ... значились ФИО9, ФИО8, Кострикин М.П. Последнему в 4 квартале 2009 года была предоставлена социальная выплата в размере *** тыс.рублей на приобретение нового жилья. Т.о. в настоящее время жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ... должен быть передан Администрации города Осинники в соответствии с актом приемки-передачи. На момент предоставления социальной выплаты гражданин Кострикин В.П. по вышеуказанному адресу зарегистрирован не был.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела и изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Ранее действующим законодательством РФ Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 г. № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности») предусматривалось направление средств государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, непосредственно на угольные шахты.

Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» данный порядок был изменен, а именно: средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а на счета органа местного самоуправления в виде субвенций.

В настоящее время данным постановлением Правительства (в редакции от 14.11.2007 года № 428) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Федеральным агентством по энергетике местным бюджетам шахтерских городов и поселков.

В соответствии с пунктом 5 данного постановления межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Пунктом 8 Постановления № 428 от 13.07.2005 года (в новой редакции) предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.

В силу пунктов 9-10 указанного постановления размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв.м. – для одиноких граждан; 42 кв.м. – на семью из 2 человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для (выезжающих граждан).

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31.10.2007 года ОАО «Шахта «Капитальная» признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.

Судом установлено, что истец в соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону от Дата обезличена года л.д.6) является собственником дома по адресу: ..., ..., .... По данному адресу ранее был зарегистрирован отец истца ФИО9, умерший Дата обезличена года, его брат ФИО8, так же умерший Дата обезличена года, и третье лицо Кострикин М.П. с Дата обезличена года по настоящее время. Истец был зарегистрирован в указанном доме с Дата обезличена года, ранее истец был зарегистрирован в доме по ... ... с Дата обезличена года, собственником которого в соответствии с договором дарения от Дата обезличена года является его супруга ФИО10, что подтверждается справкой БТИ нал.д.12, 50, копией свидетельства о праве на наследство нал.д.6, свидетельства о государственной регистрации права нал.д.7, копией свидетельства о рождении и нал.д.8, выпиской из домовой книги по ..., ..., и по ..., копией технического паспорта нал.д.15-23, копией кадастрового паспорта нал.д.24, копией свидетельств о смерти нал.д.25,26, адресными справками нал.д.33-36, копией договора дарения.

Согласно списков ветхих домов и жителей, подлежащих переселению, проживающих на горном отводе ОАО «Шахта Капитальная» дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., значится в перечне ветхих домов и оползневых процессов, рекомендуемых к сносу из-за влияния подработки, в списках указаны отец истца ФИО9, умерший Дата обезличена года, брат ФИО8, так же умерший Дата обезличена года, и третье лицо Кострикин М.П.

В соответствии с договором *** от Дата обезличена года социальная выплата для приобретения жилья предоставлена Кострикину М.П. л.д.53-55). В соответствии с условиями данного договора Кострикин М.П. обязуется в месячный срок после приобретения жилья безвозмездно передать в Администрацию города занимаемое им жилое помещение по адресу: ..., ..., ....

Согласно условиям договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома от Дата обезличена года Кострикин М.П. за счет социальной выплаты является участником долевого строительства однокомнатной квартиры в новом строящемся доме.

В соответствии с постановлением главы Администрации города Осинники ***П от Дата обезличена года дом по ..., ... выведен из жилого фонда города Осинники в нежилой (лд.10-11).

В подтверждение доводов истца им были предоставлены справка зам.начальника инспекции федеральной налоговой службы о том, что адрес налогоплательщика ФИО2- ..., ...; так же сведения с ИФНС что по данному дому ему начисляется налог на имущество; а так же копия паспорта транспортного средства, что оно зарегистрировано по адресу: ..., ...л.д.82-84).

Так же истцом представлены сведения, что у его жены ФИО10 и дочери ФИО11 в равных долях в соответствии с договором на передачу квартир (домов) в собственность граждан от Дата обезличена года в собственности имеется *** квартира общей площадью *** кв.м. и жилой площадью *** кв.м.. Он не участвовал в приватизации, поскольку не был зарегистрирован (прописан) в указанной квартире, что следует из поквартирной карточки.

Таким образом, как было установлено в судебном заседании истец после смерти своих родителей является собственником спорного жилого помещения в связи с получением его по наследству, зарегистрирован в нем с Дата обезличена года, т.е. за месяц для предъявления иска в суд, а фактически в указанном доме не проживал, длительное время с 1994 года был зарегистрирован и проживал в доме по ... ..., в спорном жилом помещении не проживал более пятнадцати лет, фактически в доме проживала ФИО5 с детьми, Кострикин М.П., которому уже предоставлена социальная выплата в ноябре 2009 года. Спорное жилое помещение для истца не является его постоянным единственным местом жительства, что, по мнению суда, имеет существенное значение для установления права истца на включения Администрацией г. Осинники в списки лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на предоставление жилья.

Статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации указаны критерии для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, в том числе не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

По смыслу закона социальная выплата имеет цель обеспечить граждан жильем взамен сносимого, т.е. предполагает, что гражданин претендующий на социальную выплату, не имеет другого жилого помещения в собственности либо в пользовании.

Однако представленные доказательства свидетельствуют об обратном. Таким образом, в удовлетворении требований истца следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Кострикину Валерию Прокопьевичу к Администрации г.Осинники о признании за ним права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, признанного непригодным из-за подработки ОАО «Шахта «Капитальная», о включении в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО «Шахта Капитальная», и о предоставлении социальной выплаты – отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 13. 09.2010 года.

Судья подпись

Копия верна.

Судья Е.А. Черная