Признание права собственности



Дело № 2-1496/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Осинники Дата обезличена года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Третьякова С.В.

При секретаре Ветровой Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черепановой Галины Ивановны к Администрации г. Осинники об установлении права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Черепанова Г.И. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Осинники, об установлении за ней права собственности на жилой дом, общей площадью 38,3 кв.м., в том числе жилой – 29, 1 кв.м..

Требования мотивирует тем, что она приобрела жилой дом, расположенный по адресу ..., у ФИО3, что подтверждается распиской о передаче денег. Указанное домовладение принадлежало ФИО3 на основании договора от Дата обезличена года. Сделка купли-продажи дома между ними не была оформлена надлежащим образом, поскольку ФИО3 умер. После приобретения дома она пользуется им, производит ремонт, ухаживает за огородом.

В судебном заседании истица поддержала свои требования. Пояснила, что в 1998 году она приобрела у ФИО3 жилой дом, расположенный по адресу ... за 30 000 рублей. Она передала ФИО3 деньги, что подтверждается распиской, а он передал ей все документы на домовладение. Оформить сделку они не успели, поскольку ФИО3 умер. В настоящее время заключить и зарегистрировать указанный договор не представляется возможным, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с заявлением о признании за ней права собственности на указанный дом. Также пояснила, что ФИО3 был сожителем матери ее мужа, однако брак между ними заключен не был. На протяжении всей жизни они проживали в указанном доме. В 90-х годах умерла сожительница ФИО3, и он решил продать дом, а они с мужем приобрели его. Устный договор о продаже дома они заключили осенью 1998 года и передали ФИО3 деньги за дом, а он написал им расписку. Вскоре ФИО3 умер, и они так и не успели оформить документы на дом. С момента приобретения дома она пользуется им, ухаживает, производит ремонт, а также ухаживает за земельным участком, расположенным рядом с домом. На основании изложенного просит признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу ....

Представитель истца – Абабкова В.В., допущенная для участия в деле по письменному ходатайству истца, исковые требования Черепановой Г.И. поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – Администрации г. Осинники – Загацкая Э.Х., действующая на основании доверенности, возражает против удовлетворения исковых требований Черепановой Г.И., так как отсутствуют правовые основания для признания за ней права собственности на дом. Полагает, что истицей не представлено доказательств подтверждающих факт приобретения ею дома у ФИО3.

Суд, заслушав объяснения истицы, ее представителя, мнение представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства, считает исковые требования Черепановой Г.И. об установлении права собственности не обоснованными.

На основании ч. 2 п. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат в соответствии со ст. 131 ГК РФ государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

Судом установлено, что собственником жилого дома, расположенного по адресу ..., является ФИО3, что следует из справки БТИ г. Осинники от Дата обезличена года л.д.5). Указанный жилой дом принадлежал ФИО3 на основании договора купли-продажи от Дата обезличена года л.д.14). После смерти ФИО3 с 1998 года и до настоящего времени Черепанова Г.И. пользуется указанным домом, осуществляет уход за ним, возделывает земельный участок. Со слов Черепановой Г.И. следует, что она приобрела указанный дом у ФИО3 за 30 000 рублей. Однако договор купли-продажи указанного домовладения между ней и ФИО3 надлежащим образом оформлен не был, поскольку собственник домовладения – ФИО3, умер Дата обезличена года, что подтверждается свидетельством о смерти л.д.23). В настоящее время оформить право собственности на Черепанову Г.И. во внесудебном порядке не представляется возможным, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с иском о признании за ней права собственности на жилой дом, расположенный по адресу ....

В соответствии со ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения: сделки юридических лиц между собой и с гражданами; сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.

Согласно ст. 162 ГК РФ, несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

В судебном заседании установлено, что договор купли-продажи жилого дома между собственником дома и Черепановой Г.И., в нарушение действующего законодательства, надлежащим образом не оформлялся. Из представленной в судебное заседание расписки л.д.24), следует, что ФИО3 получил от Черепановой Г.И. денежные средства в размере 30 000 рублей, за проданный дом. В указанной расписке стоит дата составления Дата обезличена года. Однако как установлено в судебном заседании ФИО3 умер Дата обезличена года, что подтверждается свидетельством о смерти л.д.23). Как следует из пояснений истицы, ФИО3 сам составлял указанную расписку, писал ее собственноручно, почему при написании даты ее составления ФИО3 указана такая дата – Дата обезличена года, она пояснить не может. Однако поясняет, что договор между ними фактически состоялся осенью 1998 года, она передала деньги за дом, но оформить сделку надлежащим образом они не успели. На основании изложенного, суд считает представленную истицей расписку недопустимым доказательством по делу. Каких-либо иных письменных доказательств, подтверждающих заключение договора и продажу ей выше указанного жилого дома, Черепановой Г.И. в судебное заседание не представлено.

Согласно ст. 164 ГК РФ, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Несоблюдение требования о государственной регистрации сделки влечет ее недействительность.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право собственности на недвижимое имущество и сделки с ним подлежит обязательной государственной регистрации. До вступления данного закона в силу, то есть до 27.01.1998 г., государственную регистрацию прав осуществляли органы БТИ, и данная регистрация является юридически действительной.

Однако, как установлено в судебном заседании и следует из пояснений истицы, при заключении между ней и ФИО3 договора купли-продажи жилого дома по ..., не была соблюдена письменная форма сделки, а, для сделок с недвижимым имуществом требование о соблюдении письменной формы обязательно, поскольку объекты недвижимости обладают повышенной ценностью и высокой стоимостью, а также не была осуществлена государственная регистрация перехода права собственности не указанный жилой дом, в связи с чем, суд не может признать за Черепановой Г.И. право собственности на указанный жилой дом, и считает ее требования не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, суд не может принять за основу представленную истицей расписку. К пояснениям истицы, о том, что фактически сделка между ней и ФИО3 состоялась осенью 1998 года, однако ФИО3 дата составления расписки была указана не верно, суд также относится критически. В судебном заседании установлено, что ФИО3 приходился отчимом мужу истицы, что других родственников у него не было, и что после продажи дома, он так и остался проживать в доме. На основании изложенного суд приходит к убеждению, что истица, давая показания о продаже ей жилого дома и предоставляя расписку намеренно вводит суд в заблуждение с целью достижения положительного результата при рассмотрении ее исковых требований.

В судебном заседании свидетели ФИО7 и ФИО6 пояснили, что ФИО3 хотел продать дом Черепановой Г.И.. Позднее из разговоров с ФИО3 им было известно, что он продал дом Черепановой Г.И.. Зимой 1998 года ФИО3 умер. С 1998 года, по настоящее время, указанным домом пользуется Черепанова Г.И..

Показания указанных свидетелей суд не может принять за основу при вынесении решения по исковому заявлению Черепановой Г.И., поскольку факт заключения договора купли-продажи жилого дома, должен быть подтвержден истицей письменными доказательствами.

Таким образом, поскольку в судебном заседании истицей не представлено письменных доказательств подтверждающих заключение договора купли-продажи жилого дома, по адресу ..., с ФИО3. и продажу указанного жилого дома ей, суд считает, что ее требования о признании за ней право собственности на жилой дом, распложенный по адресу ..., являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Черепановой Галины Ивановны к Администрации г. Осинники об установлении права собственности на жилой дом, расположенный по адресу ..., общей площадью 38,3 кв.м., в том числе жилой – 29, 1 кв.м., отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена года.

Судья С.В. Третьяков