о признании решения комиссии об отказе в назначении пенсии незаконным



Дело №2-1492/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Осинники 08 сентября 2010 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

В составе судьи Ветровой Н.П.

При секретаре Юнкиной Ю.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ещенко Марины Анатольевны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области о признании незаконным решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Ещенко М.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области, в котором просит признать протоколы заседания комиссии Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области ... от ... г. недействительными и незаконными.

Заявленные требования мотивирует тем, что ... г. она обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области с заявлением о назначении льготной пенсии с ... г., но получила отказ. Считает действия Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области неправомерными, поскольку в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами она приобрела право на льготную пенсию.

В судебном заседании истица Ещенко М.А. заявленные требования поддержала, уточнила и просила признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области от ... г. ... об отказе ей в назначении трудовой пенсии по старости. В обоснование заявленных исковых требований указала, что ... г. ей ответчику было подано заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Однако в ее специальный стаж не включен период ее нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком с 1,6 до 2 лет 4 месяцев, в связи с чем, в назначении пенсии ей было отказано. От требований о признании решения комиссии Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области ... г. недействительным и незаконным отказалась, поскольку признание данного протокола незаконным не влечет для нее правовых последствий; в настоящее время при включении в общий трудовой стаж спорного периода, у нее возникает право на назначение и получение пенсии. Определением Осинниковского городского суда Кемеровской области от ... года производство по делу в части признания недействительным и незаконным протокола заседания комиссии Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области ... от ... г. прекращено, в связи с отказом истицы от исковых требований в указанной части.

Представитель ответчика – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области, Фатенкова Н.В., действующая на основании доверенности ... г., с исковыми требованиями о признании незаконным решения комиссии ФИО11 Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области от ... об отказе истице в назначении трудовой пенсии по старости, не согласна. Считает, что отказ в назначении досрочной трудовой пенсии является законным и обоснованным, поскольку Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от ... содержало норму о зачете в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, только периода отпуска женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. По поводу нахождения женщины в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком после полутора лет в данном нормативном акте ничего не сказано, следовательно, спорный период не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях.

Представитель третьего лица – Управления образования Администрации г. Осинники в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На момент обращения истицы в ГУ УПФ РФ в г. Осинники (... года) правоотношения по назначению трудовой пенсии регулируются Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в действие с 01.01.2002 года (с последующими изменениями и дополнениями).

В соответствии с пп.10 п.1 ст. 28 вышеназванного Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных, муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Данный Федеральный Закон, предусматривая основания и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условия назначения пенсии – достижение пенсионного возраста, устанавливает также порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных прав, в том числе и права на досрочное назначение трудовой пенсии независимо от возраста для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также занятых иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию разных факторов, обусловленных спецификой и характером работы.

П. 9 ст. 30 данного закона предусматривает оценку прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением ими трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. На основании данного нормативного акта Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года в ч. 3 ст. 167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми женщине, по ее заявлению, представлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данный дополнительный отпуск подлежал включению в общий и непрерывный стаж работы, а также стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства" в статью 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде были внесены изменения, согласно которым женщинам по их желанию при наличии общего трудового стажа не менее одного года (женщинам, не достигшим восемнадцати лет, - независимо от продолжительности трудового стажа) предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за эти периоды пособий по государственному социальному страхованию. Кроме этого отпуска женщине, по ее заявлению, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законом РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 в ст. 167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения, вступившие в силу с 6.10.1992 г., в соответствии с которыми по заявлению женщин им предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Также, предусмотрено, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Аналогичная норма закона установлена ст. 256 ч. 5 Трудового кодекса РФ.

В связи с внесением указанных изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР Министерством труда РФ были изданы разъяснения от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 29 ( в редакции Постановления Минтруда РФ от 01.10.1999 г. № 36), п. 21 которых предусматривал, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г., то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов труде РФ».

Судом установлено, что Ещенко (добрачная фамилия ... с ... г. находилась в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком. Данные обстоятельства подтверждаются сведениями трудовой книжки л.д.18-24).

Согласно свидетельства о заключении брака нал.д.17, ... года ... вступила в брак с ..., после заключения брака присвоена фамилия Ещенко. ... года от брака родилась дочь ... что усматривается из свидетельства о рождении нал.д.17.

... года Ещенко М.А. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, считая, что имеет необходимый трудовой стаж педагогической деятельности – 25 лет л.д.5). Однако решением комиссии Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан г. Осинники от ... ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием необходимого 25–летнего стажа. Указанным решением из специального стажа истицы для назначения досрочной пенсии был исключен период ее нахождения с ... г. находилась в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком с 16, до 2 лет 4 месяцев. Свое решение об исключении из специального стажа данного периода комиссия по пенсионным вопросам мотивировала тем, что согласно разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29.11.1989 года № 23/24-11, содержалась норма о зачете в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях, периода отпуска женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, следовательно, спорный период не подлежит включению в стаж истицы.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 09.12.1971 г.) женщине по ее заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Указанный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж по специальности без каких-либо ограничений.

В связи с внесением указанных изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР Министерством труда РФ были изданы разъяснения от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 29 ( в редакции Постановления Минтруда РФ от 01.10.1999 г. № 36), п. 21 которых предусматривал, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г., то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов труде РФ».

Суд считает, данное решение ответчика об исключении из стажа работы истицы период ее нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком с 16, до 2 лет 4 месяцев с ... г. незаконным, поскольку данный отпуск по уходу за ребенком предоставлялся в соответствии с действующим на тот момент законодательством и имел место до 06.10.1992 года. Спорный период должен быть засчитан в стаж работы по специальности и в случае назначения пенсии на льготных условиях после 01.01.2002 г. То есть, законодательство предусматривало включение отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в стаж работы по специальности, в том числе и на льготных условиях. Поэтому ответчиком незаконно были исключены из стажа истицы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии период нахождения истицы в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком от полутора до трех лет. Соответственно доводы представителя ответчика о том, что отпуска по уходу за ребенком при назначении пенсии на льготных условиях не включаются в стаж работы по специальности, а включаются только периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, суд находит несостоятельными.

С учетом изложенного, суд находит требования истицы о возложении на ответчика обязанности по включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периода ее нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком с ... г. подлежащим удовлетворению.

Суд приходит к выводу, что решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан является незаконным и подлежит отмене. Суд считает, что не включение в общий трудовой стаж спорного периода не должно влиять на права истицы.

Согласно, ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При обращении в суд истица заплатила госпошлину в размере 200 рублей, поскольку ее требования подлежат удовлетворению, то судебные расходы в виде госпошлины подлежат взысканию в пользу истицы с ответчика.

Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Требования Ещенко Марины Анатольевны удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области от ... об отказе Ещенко Марины Анатольевны в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области включить Ещенко Марине Анатольевне в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком с ... г. при возникновении права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области в пользу Ещенко Марины Анатольевны судебные расходы по возврату государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2010 года.

Судья подпись

Копия верна

Судья Н.П. Ветрова