право собственности



Дело №2-1657/10

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Город Осинники 04 октября 2010 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

В составе председательствующего судьи В.Д. Максимова

При секретаре Карпуниной Е.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бердышевой Анны Николаевны к Администрации города Осинники об установлении права собственности на жилой дом, третье лицо: межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России №5 по Кемеровской области, Отдел архитектуры и градостроительства администрации г. Осинники, Управление федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области,

У С Т А Н О В И Л :

Бердышева А.Н. обратилась в суд с исковым заявлением о признании права собственности, на жилой дом, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ..., с надворными постройками: гараж, сарай, сарай, сооружения, расположенные по адресу: ..., ..., ... за Бердышевым Алексеем Ивановичем и включении указанного имущества в наследственную массу. Свои требования мотивирует тем, что Бердышев А.И. ее муж, которому на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности Номер обезличен от Дата обезличена г., удостоверенного нотариусом Бортниковой В.Л. принадлежал жилой дом по адресу: ..., ..., .... Дата обезличена г. Бердышев А.И. умер. После его смерти открылось наследственное имущество в виде жилого дома и надворных построек по ..., ... При обращении с заявлением к нотариусу о выдаче свидетельства о праве на наследство ей в выдаче было отказано, в связи с тем, что надворные постройки Бердышевым А.И. были возведены самовольно, без получения разрешения отдела архитектуры. Возведенные Бердышевым А.И. постройки были построены с соблюдением градостроительных норм и правил и не нарушают права и законные интересы других лиц.

В ходе судебного разбирательства по делу представитель истца Ходьмаш Н.А., действующая на основании нотариальной доверенности, изменила заявленные исковые требования и просит признать право собственности на жилой дом, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., с надворными постройками: гараж, сарай, сарай, сооружения, расположенные по адресу: ..., ..., ... за истцом Бердышевой А.Н., и дала пояснения аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г. Осинники Дементьева Е.М., действующая на основании доверенности Номер обезличен не возражает против исковых требований Бердышевой А.Н.

Представители 3-их лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Кемеровской области, отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Осинники, Управления федеральной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области в судебное заседание не явились, о времени и месте извещены надлежащим образом. Представитель отдела архитектуры и градостроительства Администрации г. Осинники согласно письменного ходатайства просит рассмотреть дело без их участия.

Суд с учетом мнения представителя истца, представителя ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц.

Заслушав пояснения представителя истца, мнение представителя ответчика по заявленным исковым требованиям, опросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования Бердышевой А.Н. обоснованными и подлежащими удовлетворению последующим основаниям.

Часть 1 ст. 218 ГК РФ предусматривает, что право собственности на новую, изготовленную или вновь созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Согласно ст.219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Судом установлено, что Дата обезличена г. умер супруг истца Бердышевой А.Н.- Бердышев Алексей Иванович, что подтверждается свидетельством о его смерти л.д.8). После его смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома с надворными постройками, расположенными по адресу: ..., ..., ... Указанный жилой дом, с постройками, расположенный по ..., ... принадлежал мужу истца Бердышевой А.Н. на праве собственности, на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности Номер обезличен от Дата обезличена г., удостоверенного нотариусом Бортниковой Дата обезличена г. и ЮТИ г. Осинники под Номер обезличен л.д.31), что также следует из справки БТИ от Дата обезличена г. л.д.7). Кроме того, согласно справки БТИ Номер обезличен на земельном участке по ..., ... имеются самовольно возведенные постройки: пристройка, сарай, сарай, гараж, сооружения, которые были построены Бердышевым А.И. без получения соответствующего разрешения на строительство и после завершения строительства в установленном порядке оформлены. Поскольку на земельном участке имеются самовольные постройки Бердышева А.Н., не может оформить свои права на указанное наследственное имущество.

На основании ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке без получения на это необходимых разрешений.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Как было установлено судом муж истца Бердышевой А.Н. являясь собственником земельного участка по ..., ... ..., при жизни без получения разрешения на строительство, т.е. самовольно, перестроил дом, пристроив к дому пристройку и возвел надворные постройки: гараж, сарай, сарай, сооружения, которыми с момента их постройки и до своей смерти владел и пользовался, однако не оформил свое право собственности на них в установленном законом порядке.

Согласно справки отдела Архитектуры и градостроительствал.д.31), хозяйственные постройки: сарай А1, Г2,Г4,Г5(пристройка, сарай, сарай, сооружения, расположенные по адресу: ... построены без нарушения градостроительных норм и правил. Расстояние от хозяйственных построек до соседних домов составляет более шести метров, тем самым не нарушая СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Жилой дом с самовольно выполненной перепланировкой и хозяйственными постройками не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц и не создают угрозу жизни и здоровью людей.

Факт того, что надворные постройки, возведенные Бердышевым А.И. на земельном участке по ..., ... не нарушают права и законные интересы других лиц подтверди в суде свидетели ФИО7, ФИО6, которые проживают по соседству с домом Бердышева.

Таким образом, самовольные постройки были возведены Бердышевым А.И. на земельном участке, принадлежащем ему на законном основании, без нарушения норм и правил и которые как установлено в настоящее время, не создают угрозы для жизни и здоровья граждан и не нарушают права и законные интересы других лиц.

Как следует из смысла закона, самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требования признания за ними права собственности на самовольную постройку. Такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных ст. 222 ГК РФ.

Из материалов дела следует, что истец Бердышева А.Н. является женой умершего, что подтверждается свидетельством о браке л.д.9). После смерти своего мужа она пользуется данным жилым домом с надворными постройками, расположенными на земельном участке по ..., ... который принадлежал умершему, несет бремя их содержания. Таким образом, Бердышева А.Н. является наследником первой очереди после смерти своего мужа, который при жизни самовольно возвел хозяйственные постройки, которыми добросовестно, открыто владел и пользовался, в связи с чем Бердышевой А.Н. перешло право собственности на земельный участок, с расположенным на нем домом и надворными постройками.

Учитывая, что в настоящее время нет возможности в ином, внесудебном порядке установить право собственности Бердышевой А.Н. на указанный жилой дом с надворными постройками, ее владение и пользование ими никто не оспаривает, суд считает возможным установить за Бердышевой А.Н. право собственности на жилой дом, общей площадью ... кв. м., жилой площадью ... кв. м., надворные постройки: гараж, сарай, сарай, сооружения расположенные на земельном участке по адресу: ..., ..., ..., ...

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Бердышевой Анны Николаевны удовлетворить.

Признать за Бердышевой Анной Николаевной, Дата обезличена года рождения право собственности на жилой дом, общей площадью ... кв.м., жилой площадью .... м., на надворные постройки: гараж, сарай, сарай, сооружения расположенные на земельном участке по адресу: ..., ..., ..., ....

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья: подпись-

Верно

Судья В.Д. Максимов