признание незаконным отказа в назначении пенсии



Дело № 2-1969/2010РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Город Осинники 09 ноября 2010 года

Судья Осинниковского городского суда Кемеровской области Черная Е.А.

При секретаре Евсееве С.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клепиковой Ирины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области о признании незаконным решения комиссии Управления ПФР в г. Осинники,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области (далее – УПФР в г. Осинники Кемеровской области), в котором просила признать незаконным решение комиссии Управления ПФР в г. Осинники Кемеровской области от *** года ***; обязать ответчика включить в стаж ее работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, период отпуска по уходу за ребенком с *** года по *** года (7 месяцев 23 дня) в период работы *** *** и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, то есть с *** года.

Свои требования мотивирует тем, что *** года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ. Однако решением комиссии Управления ПФР в г. Осинники по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** года *** ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием необходимого 25–летнего стажа. При этом, из стажа для досрочного назначения пенсии ответчиком был исключен период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с *** года по *** года (7 месяцев 23 дня). Считает, что ссылка комиссии Управления ПФР в г. Осинники на то, что включение в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, не основана на законе. Полагает, что комиссией Управления ПФР в г. Осинники не учтено, что при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал ранее. Аналогичную правовую позицию определили Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 года № 2-П и Верховный Суд РФ в ряде определений Судебной коллегии по гражданским делам. Согласно данной правовой позиции пенсионные права, приобретенные ранее по законодательству, действовавшему до введения нового правового регулирования, сохраняются в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права независимо от времени наступления права на пенсию и времени обращения за ее назначением. Также считает, что в период, когда она находилась в отпуске по уходу за ребенком, действовал КЗоТ РСФСР, предусматривающий включение в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком. В связи с этим указанный период ее отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью. С включением данного периода ее специальный стаж на дату обращения в УПФР в г. Осинники Кемеровской области составит 25 лет 3 дня, при требуемых для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 год № 173-ФЗ - 25 лет.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме. Также просила взыскать с ответчика в ее пользу возврат госпошлины в сумме *** руб.

Представитель ответчика - УПФР в г. Осинники Кемеровской области ФИО3, действующая на основании доверенности от *** года ***, в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что истица *** года обратилась в УПФР в г. Осинники Кемеровской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В специальный стаж истицы не засчитан период с *** года по *** года (7 месяцев 23 дня) отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком от 1,6 до 3-х лет. Согласно п. 21 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ». Разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденное постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 года № 23/24-11, содержало норму о зачете в стаж, дающей право на пенсию на льготных условиях, периода отпуска женщины по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (разъяснение силу не утратило и применено в части не противоречащей действующему законодательству). Пенсионный фонд Российской Федерации является правоприменительным органом и в своей деятельности обязан строго руководствоваться законными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. С учетом всего вышеизложенного, специальный стаж Клепиковой И.Н. на дату подачи заявления - *** года, составляет 24 года 4 месяца 10 дней. Таким образом, в связи с отсутствием требуемого специального стажа для назначения досрочной трудовой в связи с педагогической деятельностью право на назначение трудовой пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года №173-ФЗ Клепикова И.Н. на дату подачи заявления *** года, не имеет.

Представитель третьего лица – Управления образования Администрации г. Осинники в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, заслушав объяснения истицы, представителя ответчика, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На момент обращения истицы в УПФР в г. Осинники (*** года) правоотношения по назначению трудовой пенсии регулировались Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в действие с 01.01.2002 года.

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 вышеназванного Федерального закона (в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 30.12.2008 года № 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Данный Федеральный Закон, предусматривая основания и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условия назначения пенсии – достижение пенсионного возраста, устанавливает также порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных прав, в том числе и права на досрочное назначение трудовой пенсии независимо от возраста для лиц, которые длительное время были заняты на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также занятых иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию вредных факторов, обусловленных спецификой и характером работы.

Пункт 9 статьи 30 данного закона предусматривает оценку прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением ими трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01.01.2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 09.12.1971 г.) женщине по ее заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Указанный отпуск засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж по специальности без каких-либо ограничений.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. На основании данного нормативного акта Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года в ч. 3 ст. 167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения, в соответствии с которыми женщине, по ее заявлению, представлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данный дополнительный отпуск подлежал включению в общий и непрерывный стаж работы, а также стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи, детства» в статью 71 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде были внесены изменения, согласно которым женщинам по их желанию при наличии общего трудового стажа не менее одного года (женщинам, не достигшим восемнадцати лет, - независимо от продолжительности трудового стажа) предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за эти периоды пособий по государственному социальному страхованию. Кроме этого отпуска женщине, по ее заявлению, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законом РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 в ст. 167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения, вступившие в силу с 6.10.1992 г., в соответствии с которыми по заявлению женщин им предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Также, предусмотрено, что отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях). Аналогичная норма установлена ст. 256 ч. 5 Трудового кодекса РФ.

В связи с внесением указанных изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР Министерством труда РФ были изданы разъяснения от 22 мая 1996 г. № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденными Постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. № 29 ( в редакции Постановления Минтруда РФ от 01.10.1999 г. № 36), п. 21 которых предусматривал, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992 г., то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов труде РФ».

Судом установлено, что согласно записям в трудовой книжке нал.д. 9-15 Клепикова И.Н. с *** года выполняла педагогическую деятельность *** ***.

*** года у истицы родился сын – ФИО7, что подтверждается свидетельством о его рождении л.д. 30).

Согласно справке, подтверждающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, выданной *** *** года л.д. 22) истица действительно работала *** При этом с *** года по *** года находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а с *** года по *** года в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет. Данные обстоятельства также подтверждаются приказом *** л.д. 28-29).

*** года Клепикова И.Н. обратилась в УПФР в г. Осинники Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью л.д. 23-24). Однако решением комиссии Управления ПФР в г. Осинники по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** года *** ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием необходимого 25–летнего стажа, что подтверждается протоколом заседания комиссии нал.д. 7-8 и решением нал.д. 32. Решением комиссии Управления ПФР в г. Осинники Кемеровской области по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан из специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости был исключен период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком от полутора до 3-х лет с *** года по *** года (7 месяцев 23 дня).

Суд считает, данное решение ответчика незаконным в части исключения из специального стажа истицы периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком от полутора до 3 лет, поскольку действующее до 06.10.1992 года законодательство предусматривало включение отпуска по уходу за ребенком в стаж работы по специальности, в том числе и на льготных условиях, а также не содержало ограничений в связи с предоставлением дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Поэтому ответчиком незаконно был исключен из стажа истицы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком от полутора до 3-х лет.

С учетом изложенного, суд находит требования истицы о возложении на ответчика обязанности по включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком от полутора до 3-х лет с *** года по *** года (7 месяцев 23 дня) подлежащими удовлетворению.

Истица также просит обязать ответчика назначить ей пенсию с *** года, то есть с момента ее обращения за досрочным назначением трудовой пенсии. Суд считает данные требования обоснованными, так как специальный стаж истицы с включением в него периода нахождения Клепиковой И. Н. в отпуске по уходу за ребенком с *** года по *** года – 7 месяцев 23 дня составляет 25 лет 3 дня, из расчета: 24 года 4 месяца 10 дней (не оспариваемый сторонами стаж истицы) + 7 месяцев 23 дня = 25 лет 3 дня, что дает истице необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно, ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При обращении в суд истица оплатила госпошлину в размере *** рублей, что подтверждается квитанцией нал.д. 6, поскольку ее требования подлежат удовлетворению, то судебные расходы в сумме *** рублей подлежат взысканию в пользу истицы с ответчика.

Руководствуясь ст. ст.194- 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Требования Клепиковой Ирины Николаевны к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области о признании незаконным отказа комиссии Управления ПФР в г. Осинники в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии Управления ПФР в г. Осинники по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** года *** об отказе Клепиковой Ирине Николаевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области включить Клепиковой Ирине Николаевне в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с *** года по *** года (7 месяцев 23 дня) в период работы ***.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области назначить Клепиковой Ирине Николаевне досрочную трудовую пенсию по старости с *** года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области в пользу Клепиковой Ирины Николаевны судебные расходы по возврату государственной пошлины в размере *** рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 11.11.2010 года.

Судья подпись

Копия верна

Судья Е.А. Черная