признание права на предоставление социальной выплаты в связи с горными работами



Дело № 2-2052 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Осинники 01 декабря 2010 года

Судья Осинниковского городского суда Кемеровской области Черная Е.А.

При секретаре Евсееве С.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Овчинниковой Валентины Георгиевны, Овчинникова Василия Александровича к Администрации г. Осинники о признании за ними права на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья, взамен ветхого, признанного непригодным из-за подработки шахтой ОАО «Шахта «Капитальная», о включении их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта Капитальная», и о предоставлении им социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным,

УСТАНОВИЛ:

Овчинникова В.ГН. и Овчинников В.А. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации г. Осинники, в котором просили обязать Администрацию г. Осинники включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилого помещения, подлежащего сносу, по критерию безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта «Капитальная» и признать право на предоставление социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, и предоставить им социальную выплату из расчета 42 кв. метров на семью из двух человек.

Свои требования истцы мотивировали тем, что Овчинников В.А. в соответствии с договором купли-продажи Номер обезличен от Дата обезличена года приобрел в собственность жилой дом по адресу: .... По данному адресу зарегистрированы и проживают все истцы. Дом согласно заключения СФ ВНИМИ №35а от 29.09.1999 года значится в перечне ветхих домов с малым влиянием подработки и частично оползневых процессов (МП), требует отдельного рассмотрения для возможного возмещения затрат на поддержание домов во время подработки. При обращении в Администрацию г. Осинники истцам в предоставлении социальной выплаты отказано. Считают, что они должны быть включены в списки по предоставлению социальной выплаты.

В судебном заседании истица Овчинникова В.Г. и ее представитель ФИО2, допущенная по устному ходатайству, поддержали исковые требования в полном объеме. Пояснили, что проживают в данном доме супруги Овчинниковы начиная с 60-х годов по настоящее время, зарегистрированы в нем с 1975 года, никуда не выезжали и другого жилья не имеют. В последнее время проживание стало невозможно по причине того, что фундамент просел, образовались трещины, окна и двери сильно перекосились, не закрываются, пол в доме холодный, в доме сырость, процент износа дома 66%. Однако им отказывают в предоставлении социальной выплаты.

Истец Овчинников В.А. в судебное заседание не явился, извещен, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика – Администрации г. Осинники ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что в соответствии с заключением СФ ВНИМИ Номер обезличен от Дата обезличена года жилой дом по адресу: ... не подлежит возмещению за счет сноса ветхого подработанного жилья с горного отвода ликвидированной шахты, т. к. он относится к категории домов, подработанных с малым уровнем расчетных деформаций менее допустимых. Основной причиной ветхости домов являются факторы не связанные с горными работами шахты, поэтому истцам было отказано в предоставлении социальной выплаты.

Представитель третьего лица – Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица - Федерального агентства по энергетике (Минэнерго) в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель третьего лица – Управления Федерального казначейства по Кемеровской области- ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании разрешение требований оставила на усмотрение суда.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела и изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Ранее действующим законодательством РФ (Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 г. № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности») предусматривалось направление средств государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, непосредственно на угольные шахты.

Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» данный порядок был изменен, а именно: средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а на счета органа местного самоуправления в виде субвенций.

В настоящее время данным постановлением Правительства (в редакции от 14.11.2007 года № 428) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Федеральным агентством по энергетике местным бюджетам шахтерских городов и поселков.

В соответствии с пунктом 5 данного постановления межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Пунктом 8 Постановления № 428 от 13.07.2005 года (в новой редакции) предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике.

В силу пунктов 9-10 указанного постановления размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья (33 кв.м. – для одиноких граждан; 42 кв.м. – на семью из 2 человек; 18 кв.м. на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья на территории субъекта РФ по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта РФ, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для (выезжающих граждан).

Судом установлено, что истец Овчинников В.А. в соответствии с договором купли-продажи Номер обезличен от Дата обезличена года, является собственником жилого дома по адресу: .... По данному адресу зарегистрированы все истцы, с Дата обезличена года по настоящее время, что подтверждается копией договора купли-продажи нал.д.6, справкой БТИ нал.д.7, адресной справкой нал.д.12, выпиской из домовой книги нал.д.13-21.

Согласно заключения СФ ВНИМИ Номер обезличена от Дата обезличена года дом, расположенный по адресу: ..., значится в перечне жилых домов удовлетворительного технического состояния с малым влиянием подработки и частично оползневых процессов, так же и другие дома по ... и ... включены в указанный список, как рекомендуемых к сносу из-за преимущественного влияния подработки, так и с малым влиянием подработки л.д.10-11).

Так же из заключения СФ ВНИМИ Номер обезличен от Дата обезличена года жилой дом по адресу: ... не подлежит возмещению за счет сноса ветхого подработанного жилья с горного отвода ликвидированной шахты, т. к. он относится к категории домов, подработанных с малым уровнем расчетных деформаций менее допустимых. Основной причиной ветхости домов являются факторы не связанные с горными работами шахты: длительная эксплуатация без своевременного ремонта, конструктивные недостатки, влияние оползневых процессов и др. Влияние на них горных работ незначительно.

Истцом тек же представлена справка по данным технической инвентаризации на Дата обезличена года Центра технической инвентаризации ... филиала Номер обезличен гор. Осинники от Дата обезличена года, не оспоренная ответчиком, которые пришли к выводу о физическом износе дома по ... 66%, т.е. он является ветхим и по этой причине, про мнению суда, подлежит сносу за счет средств, выделяемых на снос ветхого подработанного жилья с горного отвода ликвидированной шахты «Капитальная».

Суд каждое доказательство оценивает по своему внутреннему убеждению и полагает, что СФ ВНИМИ, которые участвовало в разработке проекте ликвидации шахты «Капитальная» в 1999 году фактически подтвердило что дом истцов находится на подработанной шахтой территории, однако состояние дома было удовлетворительно, требовало отдельного рассмотрения для возможного возмещения затрат на поддержание домов во время подработки. В настоящее время состояние дома таково, что процент его износа составляет 66 %, фундаменты и стены жилого дома находятся в аварийном состоянии, а, следовательно, в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, не пригоден для проживания и подлежит сносу, в доме небезопасно проживать.

Заключением СФ ВНИМИ Номер обезличен от Дата обезличена года так же подтверждено, что дом истцов подвержен малому влиянию подработки и частично оползневых процессов, так же имеется совокупность других факторов, приведших к ветхости жилого дома. Суд приходит к выводу о том, что совокупность факторов, повлекших ветхость жилого дома, не должна препятствовать гражданам, лишившимся жилища в результате негативного воздействия подработки и оползневых процессов, реализовать свое право на получение социальной выплаты.

Непригодность для проживания данного дома по причине ведения ОАО «Шахта «Капитальная» горных работ, подтверждается заключением СФ ВНИМИ Номер обезличена от Дата обезличена года, СФ ВНИМИ Номер обезличен от Дата обезличена года.

Как было установлено в судебном заседании истцы зарегистрированы по вышеуказанному адресу с Дата обезличена года по настоящее время, никуда не выезжали, живут в нем постоянно, хотя в доме стало небезопасно проживать. Спорное жилое помещение для всех истцов является их постоянным единственным местом жительства, что, по мнению суда, является основанием для включения истцов Администрацией г. Осинники в списки лиц, имеющих право на получение социальной выплаты на предоставление жилья.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31.10.2007 года ОАО «Шахта «Капитальная» признано несостоятельным (банкротом) и открыто конкурсное производство.

С учетом изложенного, в силу пп. 5, 9-10 Постановления № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» истцы имеют право на получение социальной выплаты, предоставляемой на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахта «Капитальная», из расчета 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, 42 кв.м. на семью из 2-х человек, 33 кв.м. для одиноких граждан.

Поскольку, в силу п. 8 данного Постановления списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, утверждаются органами местного самоуправления и должны ежегодно уточняться, суд находит обоснованными требования истцов о возложении на Администрацию г. Осинники обязанности по включению истцов в указанный список.

Таким образом, требования истцов подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истцом Овчинниковой В.Г. при подаче искового заявления уплачена государственная пошлина в размере Номер обезличен рублей, что подтверждается квитанцией от 29.10.2010 года л.д.5), которые подлежат взысканию в ее пользу с ответчика.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Овчинниковой Валентины Георгиевны, Овчинникова Василия Александровича к Администрации г. Осинники удовлетворить.

Признать за Овчинниковой Валентиной Георгиевной, Овчинниковым Василием Александровичем право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, по адресу: ..., счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Обязать Администрацию г. Осинники включить Овчинникову Валентину Георгиевну, Овчинникова Василия Александровича в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО «Шахта Капитальная».

Обязать Администрацию г. Осинники предоставить Овчинниковой Валентине Георгиевне, Овчинникову Василию Александровичу социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО «Шахта Капитальная» из расчета 42 кв.метров на семью из двух человек.

Взыскать с Администрации г. Осинники в пользу Овчинниковой Валентины Георгиевны возврат судебных расходов в размере Номер обезличен рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Мотивированное решение изготовлено 03. 12.2010 года.

Судья подпись

Копия верна.

Судья Е.А. Черная