о прекращении деятельности, осуществляемой в отсутствии лицензии



Дело № 2-1901

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Осинники 02 декабря 2010 года

Судья Осинниковского городского суда Кемеровской области Черная Е.А.

При секретаре Евсееве С.Н.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Осинники в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к ОАО «Кемеровоспецстрой» о запрещении деятельности, создающей опасность причинения вреда,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор города Осинники в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением о запрете деятельности ОАО «Кемеровоспецстрой» по ликвидации горящего терриконика Номер обезличен расположенного в ...

Заявленные требования мотивирует тем, что во исполнение поручения прокуратуры Кемеровской области о проведении проверки по обращению Губернатора Кемеровской области по вопросу нарушений требований охраны труда ОАО «Кемеровоспецстрой», прокуратурой г. Осинники проведена проверка, по результатам которой выявлено, что ОАО «Кемеровоспецстрой» использует опасный производственный объект- горящий терриконик без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта.

В судебном заседании представитель истца-помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме и уточнил их, просил прекратить деятельность ОАО «Кемеровоспецстрой» по ликвидации
горящего терриконика Номер обезличен расположенного в районе улиц ..., осуществляемую в отсутствии лицензии на право осуществления данного вида деятельности до получения лицензии на право осуществления данных видов деятельности в порядке, установленном законодательством..

Представитель ОАО «Кемеровоспецстрой» ФИО3, действующий на основании доверенности, с иском не согласен. Пояснил, что на ОАО «Кемеровоспецстрой» (как подрядчика) нормативными актами не возложена обязанность по осуществлению регистрации опасного объекта и по получению лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, поэтому иск прокурора не обоснован.

Представители Администрации города Осинники, КУМИ Администрации г.Оинники, Министерства энергетики РФ (Минэнерго России) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела и изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.ЗО Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельно­сти в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.

На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 24.11.1998 года № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», предусмотрено что юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, необходимо представлять в установленном порядке Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору и федеральным органам исполнительной власти, сведения, необходимые для формирования и ведения государственного реестра опасных производственных объектов.

Пунктами 5 и 6 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.1998 года № 1371, установлено, что для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре. Объекты, вводимые в установленном порядке в эксплуатацию, подлежат регистрации в государственном реестре не позднее 30 дней с даты начала их эксплуатации.

В силу п. 28 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов.

Положения ч.1, ч.З ст.49 Гражданского кодекса РФ предусматривают, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального раз­решения (лицензии). Юридические лица могут осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов дея­тельности», лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индиви­дуальному предпринимателю.

В силу ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Суть лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, как одной из форм го­сударственного регулирования хозяйственной и иной деятельности заключается в создании гарантий безопасного квалифицированного выполнения указан­ных видов работ, оказания услуг, производства продукции. Предоставление ли­цензии следует рассматривать как подтверждение со стороны государства на­личия у субъекта, осуществляющего ту или иную деятельность, соответствую­щих технических, ресурсных, организационных, образовательных, финансовых и других необходимых возможностей, выполнение им государственных стан­дартов, правил, нормативов и требований по ее безопасному осуществлению, в частности по безопасной эксплуатации взрывопожароопасного объекта - горящего терриконика Номер обезличен расположенного в районе улиц ....

Лицензирование в сфере охраны окружающей среды и обеспечения эко­логической безопасности граждан является неотъемлемой частью и одной из важнейших функций государственного управления.

В соответствии со ст.З Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществлять­ся на основании принципов:

- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на при­родную среду исходя из требований охраны окружающей среды;

- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;

- запрещения хозяйственной и иной деятельности последствия воздейст­вия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к исто­щению природных ресурсов и иным негативным воздействиям, изменениям ок­ружающей среды.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране ок­ружающей среды» под требованиями в области охраны окружающей среды по­нимаются - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами...и иными нормативами в области охраны окружающей среды.

В данном случае, это обязательное наличие лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, как разрешительного документа со стороны государства, позволяющего ОАО «Кемеровоспецстрой» осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта.

Судом установлено, что земельный участок, на котором расположен «горящий терриконик Номер обезличен», расположен в границах муниципального образования –город Осинники, является земельным участком государственная собственность на который не разграничена, на территории Кемеровской области и находится в ведении Администрации города Осинники, что следует из ответа КУМИ администрации города Осинники нал.д.12.

В соответствии с техническим заданием на выполнение работ с целью реализации рабочего проекта «Ликвидация горящего терриконика Номер обезличен», предусмотренного скорректированным проектом ликвидации ОАО «Шахта ФИО11» предусмотрены работы по ликвидации горящего терриконика Номер обезличен, так же указано что нормативной санитарно-защитной зоны вокруг терриконика не существует, в непосредственной близости от границ терриконика находятся средняя школа, индивидуальные жилые дома, промышленные предприятия, течет река и др.

Работы по ликвидации терриконика Номер обезличен осуществляются ОАО «Кемеровоспецстрой», выполняющее работы на основании государственного контракта Номер обезличен от Дата обезличена года, заключенного с Министерством энергетики РФ.

На ликвидацию горящего терриконика Номер обезличен имеется рабочий проект «Ликвидация горящего терриконика Номер обезличен», предусмотренный скорректированным проектом ликвидации ОАО «Шахта «ФИО12», выполненный ФИО15 в 2008 году и утвержденный заместителем Министра энергетики. Экспертиза промышленной безопасности Проекта выполнена ФИО16 в ноябре 2008 года. Заключение утверждено и зарегистрировано в Управлении по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора Кемеровской области Дата обезличена года Номер обезличен.

Согласно информации Ростехнадзора от Дата обезличена года Номер обезличен, «Участок отвала пород» каковым является «горящий терриконик Номер обезличен» ОАО «Шахта «ФИО17», идентифицируется, как опасный производственный объект по признаку ведения горных работ в границах земельного отвода. Однако, данный объект не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов.

Таким образом, в нарушении вышеперечисленных требований действующего законодательства у ОАО «Кемеровоспецстрой» отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта «горящего терриконика Номер обезличен» ОАО «Шахта «ФИО18», что так же подтверждено информацией Ростехнадзора от Дата обезличена года Номер обезличен.

Согласно п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (ст. 3 указанного Закона).

По результатам проверки, проведенной прокуратурой города Осинники установлено, что Дата обезличена года около Дата обезличена при выполнении работ по ликвидации «горящего терриконика Номер обезличен», расположенного в районе ... и ... произошел обвал горящей массы терриконика, в результате чего работникам ОАО «Кемеровоспецстрой» ФИО8, ФИО7, ФИО6, ФИО5 были причинены ожоги (трое из которых скончались в медицинском учреждении).

Также постановлением Осинниковского городского суда от Дата обезличена года л.д.23-26) ОАО «Кемеровоспецстрой» привлечено к административной ответственности Номер обезличен.

Также постановлением Осинниковского городского суда от Дата обезличена года л.д.29) ОАО «Кемеровоспецстрой» привлечено к административной ответственности Номер обезличен

Таким образом, при невыполнении вышеназванных требований закона нарушаются инте­ресы Российской Федерации, конституционные права граждан, неопределенно­го круга лиц (ст.42 Конституции Российской Федерации) на благоприятную ок­ружающую среду, право на жизнь (ст.20 Конституции Российской Федерации), т.к. возникла потенциальная угроза причинения вреда жизни и здоровью граж­дан в связи с несоблюдением ОАО «Кемеровоспецстрой» требований в области охраны окружающей среды, которые предъявляются к хозяйственной и иной деятельности, обязательных условий, ограничений или их совокупность, установленные зако­нами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормати­вами и иными нормативами в области охраны окружающей среды с целью исключения негативного воздействия при обращении с взрывоопасным производственным объектом на среду жизнедеятельности и здоровье населения. Нарушение правил эксплуатации взрывоопасных производственных объектов характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей среде. Поэтому ведение такой деятельности при отсутствии специального разрешения (лицензии) само по себе представляет угрозу охраняемым общественным отношениям.

Ссылка представителя ОАО «Кемеровоспецстрой» на положения Приказа № 606 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении административного регламента... по регистрации опасных производственных объектов...», изданному в развитие Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Постановления Правительства РФ № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», а именно на пункт 23.1.2., что для постановки на учет опасного производственного объекта необходимо предоставить «документы, подтверждающие права собственности и владения опасным производственным объектом», а так же пункт 15 указанного Приказа, что «заявителем является организация (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) вне зависимости от ее организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая эксплуатацию опасных производственных объектов на правах собственности или аренды или ином законном праве, определяющем ее юридическую ответственность (далее эксплуатирующая организация)». Т.е. собственник и арендатор, то есть лица, обладающие вещным правом на объект, каковым ОАО «Кемеровоспецстрой» не является, судом отклоняется, поскольку достоверно установлено, что работы по ликвидации горящего терриконика ведет именно ответчик ОАО «Кемеровоспецстрой», и то обстоятельство что орган муниципального управления не зарегистрировал право собственности на данный объект не влечет законность действий ответчика в отсутствие указанной лицензии, и следовательно, необоснованность требований прокурора.

Согласно ст.ст. 34, 56,80 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об ох­ране окружающей среды» прекращение в полном объеме размещения, проекти­рования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды осуществляется на основании решения суда и(или) арбитражного суда.

Исходя из требований ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из земельных, экологических правоотношений.

При этом в силу требований, предусмотренных частью 1 статьи 30 ГПК РФ иски о правах на земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, а также об освобождении имущества от ареста предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов или арестованного имущества.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Терриконик находится на территории города Осинники, следовательно иск о запрещении деятельности по его эксплуатации подсуден Осинниковскому городскому суду.

Таким образом, суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований Прокурора города Осинники в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования о прекращении деятельности ОАО «Кемеровоспецстрой» по ликвидации горящего терриконика Номер обезличен расположенного в районе ...,
..., осуществляемую в отсутствии лицензии на право осуществления данного вида деятельности до получения лицензии на право осуществления данных видов деятельности в порядке, установленном законодательством.

Согласно п.п.8 п.1 ст. 333.20 НК РФ, поскольку истец при подаче искового заявления был освобожден от уплаты государственной пошлины по делу, государственная пошлина уплачивается ответчиком.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора города Осинники в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования к ОАО «Кемеровоспецстрой» удовлетворить.

Прекратить деятельность ОАО «Кемеровоспецстрой» по ликвидации
горящего терриконика Номер обезличен расположенного в районе ..., осуществляемую в отсутствии лицензии на право осуществления данного вида деятельности до получения лицензии на право осуществления данных видов деятельности в порядке, установленном законодательством.

Взыскать государственную пошлину в доход федерального бюджета с ОАО «Кемеровоспецстрой» в размере 4000 рублей.

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Судья подпись

Копия верна.

Судья Е.А. Черная