Дело № 2-1210/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Осинники 02 декабря 2010 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области
В составе судьи Третьякова С.В.
При секретаре Зверьковой А.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афонькиной Прасковьи Васильевны к Администрации г. Осинники, о включении в списки граждан, подлежащих переселению, и предоставлении социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ
Афонькина П.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Осинники, в котором просит признать за ней право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ, расположенного по адресу ..., ..., д. Номер обезличен; обязать ответчика включить ее в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта Капитальная», и предоставить ей социальную выплату для приобретения жилого помещения из расчета ... кв.м.; взыскать судебные расходы, на оплату государственной пошлины в размере ... рублей, и ... рублей за составление искового заявления.
Заявленные исковые требования мотивирует тем, что на основании договора Номер обезличен от Дата обезличена года о передаче квартир (домов) в собственность граждан, она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен. По указанному договору приватизации, собственником дома также значился ее супруг - ФИО2, умерший Дата обезличена г. В данном доме она проживает и значится зарегистрированной с ... ... находится на подработанной ОАО «Шахта «Капитальная» территории, но согласно заключения СФ ВНИМИ от Дата обезличена года Номер обезличен, значится в перечне жилых домов удовлетворительного технического состояния с малым влиянием подработки и частично оползневых процессов. Однако с момента последнего обследования дома прошло 5 лет, состояние дома постоянно ухудшается, он приходит в непригодное для проживания состояние, проживать в нем становится опасно, так как дверные и оконные проемы перекошены, в стенах и фундаменте имеются трещины, разрушается печной очаг, дом от деформации наклонился. В настоящее время, согласно справки БТИ, физический износ дома, составляет .... Считает, что указанные разрушения дома возникли в результате воздействия подработки ОАО «Шахта «Капитальная». Администрация г. Осинники отказывается в добровольном порядке включить ее в список граждан подлежащих переселению, и она вынуждена проживать в доме, который грозит обвалом, поскольку другого жилья у нее не имеется.
В судебное заседание Афонькина П.В. не явилась, представила письменное заявление, в котором просила о рассмотрении дела без ее участия и указала, что исковые требования поддерживает в полном объеме. Кроме того, в письменной форме ею были заявлено ходатайства о взыскании с ответчика судебных расходов за проведение строительно-технической экспертизы в размере ... рублей, и ... рублей за услуги представителя.
Представитель истицы - Гильфанова А.М., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г., со всеми правами стороны в гражданском процессе, поддержала исковые требования своей доверительницы. Объяснила, что в настоящее время физический износ жилого дома, в котором проживает истица, составляет .... Также считает, что заключение ВНИМИ не является экспертным заключением, так как оно дается не по результатам проведенного обследования жилых помещений, а составляется на основании карт подработки.
Представитель ответчика – Администрации г. Осинники – Дементьева Е.М., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г., исковые требования не признала, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, согласно заключений СФ ВНИМИ от Дата обезличена года Номер обезличен, и от Дата обезличена г. Номер обезличен, значится в перечне жилых домов удовлетворительного технического состояния с малым влиянием подработки и частично оползневых процессов. Полагает, что основной причиной ветхости дома являются факторы, не связанные с горными работами. Факт проживания Афонькиной П.В. в жилом доме по указанному адресу, не оспаривает.
Представители третьих лиц – Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) и Министерство энергетики РФ в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. В ответ на исковое заявление представитель Государственного учреждения по вопросам реорганизации и ликвидации нерентабельных шахт и разрезов (ГУРШ) представил отзыв, в котором указал, что формирование списков граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, является исключительным правом органа местного самоуправления, т.е. Администрации г. Осинники Кемеровской области. Уставом учреждения не предусмотрены функции по распределению средств федерального бюджета и формированию списков граждан на переселение. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения. Представитель Министерства энергетики РФ также представил письменный отзыв, в котором сообщил, что в составе проекта ликвидации ОАО «Шахта Капитальная» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья. В указанном списке дом по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен. Формирование, уточнение списков, а также установление очередности предоставления социальных выплат, являются исключительным правом органа местного самоуправления – получателя средств федерального бюджета, то есть Администрации г. Осинники Кемеровской области. Просил рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
Представитель третьего лица – ОАО шахта «Капитальная» в судебное заседание не явился, согласно определения Арбитражного суда Кемеровской области ОАО «Шахта Капитальная» ликвидировано.
При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя истца и представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Ранее действующим законодательством РФ (Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 г. № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности») предусматривалось направление средств государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, непосредственно на угольные шахты.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года «О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» данный порядок был изменен, а именно: средства федерального бюджета по программе ветхого жилья направляются не на ликвидируемые шахты, а на счета органа местного самоуправления в виде субвенций.
В настоящее время данным постановлением Правительства № 428 от 13.07.2005 года (в редакции от 27.01.2009 года) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» предусматривается предоставление межбюджетных трансфертов Министерством энергетики Российской Федерации местным бюджетам шахтерских городов и поселков.
В соответствии с пунктом 5 данного постановления межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе сноса ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Пунктом 8 Постановления предусматривается, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам – в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
В судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., д. Номер обезличен, принадлежит на праве собственности Афонькиной П.В. на основании договора Номер обезличен от Дата обезличена года о передаче квартир (домов) в собственность граждан, зарегистрированного в Бюро технической инвентаризации Дата обезличена г. л.д. 6-7). Согласно указанного договора, собственником дома также являлся супруг истицы - ФИО2, умерший Дата обезличена г. л.д. 7). Истица проживает и значится зарегистрированной по данному адресу с ... г., что подтверждается отметкой в домой книге л.д. 15-17), адресной справкой отделения УФМС от Дата обезличена г.
Судом также установлено, что принадлежащий Афонькиной П.В. жилой дом, находится на подработанной ОАО «Шахта «Капитальная» территории л.д. 18, 19). Согласно справке Номер обезличен, выданной Южным отделением Кемеровского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Дата обезличена г., физический износ жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, имеет физический износ ... л.д. 9). Однако в материалах дела имеется два заключения СФ ОАО ВНИМИ от одного числа - Дата обезличена г., под одним Номер обезличен. Согласно одного из них, жилой дом по указанному адресу, находится в списке жилых домов, с малым уровнем расчетных деформаций менее допустимых, основной причиной ветхости дома являются факторы, не связанные с горными работами л.д. 67- 81). Из другого заключения следует, что дом находится в списке жилых домов, которые не вписываются в критерий превышения расчетных деформаций над допустимыми, но после сноса окружающих домов остаются одиночными, отрезанными от сетей электро и водоснабжения, транспортных путей, и рекомендуются к сносу.
С целью определения пригодности жилого дома по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, для постоянного проживания, а также причинно-следственной связи ветхости дома с подработкой шахты «Капитальная», по ходатайству представителя Афонькиной П.В., определением суда была назначена, и проведена строительно-техническая экспертиза.
Из заключения Номер обезличен от Дата обезличена года усматривается, что здание жилого дома Номер обезличен по ..., ..., не пригодно для постоянного проживания, так как несущие конструкции имеют физический износ Номер обезличен. Здание имеет осадки-деформации аварийного характера, что является следствием подработок шахты «Капитальная», дом не подлежит ремонту и подлежит сносу, так как ремонт и замена поврежденных конструкций и элементов не имеет смысла и не эффективно, поскольку в процессе эксплуатации повреждения будут появляться вновь и прогрессировать. К тому же существует угроза обрушения несущих конструкций, что делает его не безопасным для проживания.
Суд считает данное заключение допустимым доказательством, оснований сомневаться в его объективности у суда не имеется.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО6 и ФИО5 показали, что истица проживает в жилом доме, по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен. Дом особенно сильно стал разрушаться с ... г., когда начались землетрясения, возникающие из-за подработки ОАО «Шахта «Капитальная». Все соседние дома, как находящиеся на подработанной территории, уже переселены.
Таким образом, судом установлено, что Афонькина П.В. в настоящее время значится зарегистрированной и проживает по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, что ответчиком не оспаривается. Указанный дом находится в ветхом, аварийном состоянии и подлежит сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой «Капитальная», является для истицы постоянным местом жительства что, по мнению суда, является основанием для включения ее в списки граждан подлежащих переселению из ветхих жилых домов, ставших непригодными для проживания.
Таким образом, поскольку Афонькина П.В. имеет право на предоставление ей жилого помещения взамен сносимого, в связи с изменением порядка обеспечения граждан, включенных в списки, она приобрели право и на предоставление ей социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Постановлением Правительства РФ Номер обезличен от Дата обезличена года.
В силу пунктов 9-10 указанного ранее постановления Правительства, размер социальной выплаты, предоставляемой гражданам, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья, и для одиноко проживающих граждан, составляет 33 кв.м.
С учетом изложенного, исковые требования Афонькиной П.В. о включении в списки граждан, подлежащих переселению и предоставлении социальной выплаты подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы и по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Афонькиной П.В. было заявлено письменное ходатайство о возмещении расходов на оплату услуг представителя в размере ... рублей, подтверждающихся квитанцией Номер обезличен от Дата обезличена г. С учетом сложности и длительности рассмотрения дела, характера оказанных истцу юридических услуг и фактической занятости представителя в судебных заседаниях, суд считает, сумму в ... рублей разумной и обоснованной. Указанная сумма подлежит взысканию с Администрации ... в пользу истицы.
Кроме того, Афонькиной П.В., согласно квитанции Номер обезличен от Дата обезличена г. и копии чека от Дата обезличена г., были понесены судебные расходы в размере ... рублей за составление искового заявления и ... рублей за проведение строительно-технической экспертизы. Данные расходы также подлежат взысканию с Администрации г. Осинники.
Так же при подаче искового заявления истицей было оплачена государственная пошлина в размере ... рублей. Однако, поскольку Администрация г. Осинники является органом местного самоуправления, то в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, предусматривающей освобождение органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины, указанная сумма не подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Афонькиной Прасковьи Васильевны удовлетворить.
Признать за Афонькиной Прасковьей Васильевной право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Обязать Администрацию г. Осинники включить Афонькину Прасковью Васильевну в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, в результате ведения горных работ на ликвидированном ОАО «Шахта Капитальная».
Обязать Администрацию г. Осинники предоставить Афонькиной Прасковье Васильевне социальную выплату за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья взамен ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ОАО «Шахта Капитальная», из расчета ... кв. м.
Взыскать с Администрации г. Осинники в пользу Афонькиной Прасковьи Васильевны судебные расходы в размере в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2010 года.
Судья подпись
Копия верна
Судья С.В. Третьяков.