О признании незаконным решения органов местного самоуправления



Дело № 2-2078/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Осинники 27 декабря 2010 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

В составе судьи Третьякова С.В.

При секретаре Зверьковой А.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кривобокова Андрея Викторовича об оспаривании решения Администрации г. Осинники об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка

У С Т А Н О В И Л

Кривобоков А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать действие (бездействие) заместителя главы администрации г. Осинники - Ефимановой О.В. незаконными и обязать администрацию г. Осинники устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод, изменив вид разрешенного использования земельного участка по адресу: ..., ..., ..., общей площадью ... кв.м., кадастровый номер Номер обезличен с «для размещения основного здания пивзавода» на «под жилищное строительство» с Дата обезличена г.

Заявление мотивирует тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ..., который имеет вид разрешенного использования: для размещения основного здания ... Однако в настоящее время он произвел частичный демонтаж здания ... и намерен использовать земельный участок для индивидуального жилищного строительства. Для этого, Дата обезличена г., он обратился в Администрацию г. Осинники с заявлением об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка, но получил отказ. Считает, что отказ Администрации г. Осинники нарушает его права и законные интересы, предусмотренные Гражданским и Земельным кодексами РФ, так как он не имеет возможности в полной мере осуществлять принадлежащие ему права на земельный участок по своему усмотрению.

Кривобоков А.В. в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителя – Кузьминой Л.Н. и указал, что настаивает на заявленных требованиях.

Представитель заявителя – Кузьмина Л.Н., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г., со всеми правами заявителя в гражданском процессе, поддержала заявление своего доверителя об оспаривании решения Администрации г. Осинники, уточнив его. Просит признать незаконным решение Администрации г. Осинники об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, обязать Администрацию г. Осинники устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов Кривобокова А.В. и изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., общей площадью Номер обезличен кв.м., кадастровый номер Номер обезличен с «для размещения основного здания ...» на «под жилищное строительство» с Дата обезличена г. Объяснила, что ранее, земельный участок по адресу: ..., ..., ..., принадлежал на праве аренды ..., которое в ... было ликвидировано. Решениями главы администрации г. Осинники данный земельный участок был разделен на ... части, одна из которых продана Кривобокову А.В., так как он являлся собственником расположенного на нем здания ..., купленных им в период банкротства .... Поскольку в настоящее время здание частично демонтировано, Кривобоков А.В. обратился в Администрацию г. Осинники с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, но ему было отказано на том основании, что генеральным планом города и проектом «Корректировка генерального плана» изменения вида разрешенного использования земельных участков не предусмотрены. Однако считает, что Администрация г. Осинники своими действиями нарушает права Кривобокова А.В. как собственника земельного участка, поскольку полагает возможным изменение вида разрешенного использования земельного участка, так как земельный участок имеет категорию земель - земли «населенных пунктов», которая в свою очередь может иметь разрешенное использование, в том числе и для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам. Разрешенное использование «под жилищное строительство» не противоречит целевому назначению категории земель г. Осинники, вид разрешенного использования носит временный характер и законом предусмотрено его изменение. К тому же зонирование территории г. Осинники, не проводилось, градостроительный регламент и план застройки территории города, отсутствует. Данный земельный участок промышленной зоной не является, находится в центре жилой застройки. Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Осинники, дал заключение о том, что жилищное строительство на спорном участке возможно, поскольку он соответствует Санитарным правилам и нормам. Так же пояснила, что государственным инспектором по использованию и охране земель была проведена проверка соблюдения земельного законодательства, и на заявителя наложен штраф и выдано предписание об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Представитель заинтересованных лиц – Администрации г. Осинники и комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Осинники – Чернова С.Ю., действующая на основании доверенностей от Дата обезличена г. и от Дата обезличена г., считает заявление Кривобокова А.В. не подлежащим удовлетворению. Объяснила, что здание, расположенные на земельном участке по адресу: ..., ..., ..., было приобретено заявителем, как производственное. Вид разрешенного использования земельного участка по указанному адресу – для размещения производственных зданий, и, приобретая данный земельный участок, Кривобоков А.В. был согласен с таким видом разрешенного использования. В настоящее время на данном участке территории производств нет. Однако в генеральном плане муниципального образования г. Осинники данная территория указана как производственная зона, и изменения вида разрешенного использования земельного участка на «под жилищное строительство» не предусмотрены, так как проживание в производственной зоне невозможно, только бытовое обслуживание. Также пояснила, что Генеральный план с ... г. находится в стадии разработки и корректировки, и в настоящее время еще не утвержден. Технический и градостроительный регламенты, а также документы градостроительного зонирования и территориального планирования предоставить не имеет возможности, в виду их отсутствия.

Заслушав объяснения представителя заявителя и представителя заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.

В ст. 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

Аналогичные положения предусмотрены и ст. 61 Земельного кодекса РФ.

В ст. 209 Гражданского кодекса РФ закреплено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

На основании п. 1 ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка имеет право на возведение на нем сооружений и зданий, осуществление их сноса или перестройки, выдачу разрешений на строительные работы в пределах данного участка другим гражданам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Положения, закрепленные в ГК РФ, развивает также Земельный кодекс РФ. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 и п. 1 ст. 43 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право на возведение на принадлежащей ему территории объектов в соответствии с целевым назначением земельного участка и с соблюдением требований строительных, градостроительных, экологических, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих требований и правил, и осуществляет принадлежащие ему права на земельный участок по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что согласно договора купли-продажи земельного участка Номер обезличен от Дата обезличена г. и акта приема-передачи от ... г., Администрация г. Осинники в лице главы города, на основании Постановления Главы г. Осинники Номер обезличенП от Дата обезличена г., продала, а Кривобоков А.В. купил и принял земельный участок, площадью ... кв. м., с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., под объектом недвижимости – отдельно стоящее нежилое здание (основное здание ...), принадлежащим Кривобокову А.В. на праве собственности л.д. 8-9, 10). Право собственности заявителя на данный земельный участок было зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Дата обезличена г. л.д. 12). Земельный участок относится к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: «для размещения основного здания пивзавода» л.д. 14-15).

В настоящее время, Кривобоков А.В., намереваясь произвести строительство на принадлежащем ему земельном участке жилых домов, частично демонтировал расположенное на нем здание ....

Дата обезличена г. Кривобоков А.В. обратился в Администрацию г. Осинники с заявлением по вопросу изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка на вид «под жилищное строительства» л.д. 16). Решением Администрации г. Осинники, ему было отказано на том основании, что данная территория является производственной зоной и в Генеральном плане муниципального образования – г. Осинники, указана, как производственная зона; в настоящее время в разработанном проекте «Корректировка генерального плана» не предусмотрены изменения разрешенного использования земельных участков под строительство многоэтажной жилой застройки, что подтверждается выпиской из Протокола заседания Градостроительного совета г. Осинники от Дата обезличена г. л.д. 17-18).

Однако суд находит данный отказ необоснованным исходя из следующего.

В силу ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, отнесенные к той или иной категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно ст. 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

На основании п. 1, 2 ст. 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; производственным; сельскохозяйственного использования; специального назначения и т.п.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, п. 2 и п. 6 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с п. 1, 2 ст. 36 Градостроительного кодекса, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.

Вместе с тем, на основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.

Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, изменение разрешенного использования земельного участка, предусматривающего жилищное строительство, осуществляется решением органа местного самоуправления без проведения публичных слушаний.

Судом установлено, что спорный земельный участок расположен на землях населенных пунктов, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выданным Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области Дата обезличена г. л.д. 14-15), и представителем Администрации г. Осинники не оспаривается. Таким образом, целевое назначение земельного участка – земли населенных пунктов и разрешенное использование «под жилищное строительство» не противоречит целевому назначению категории земель г. Осинники. В настоящее время земельный участок, расположенный по адресу: ..., ..., ..., не является производственной зоной, так как ..., которому ранее предоставлялся данный земельный участок по договору аренды для размещения производственных и складских зданий и помещений ликвидировано Дата обезличена г. л.д. 35-37, 38-39, 41, 42), здание бывшего ... частично демонтировано. Кроме того, указанный земельный участок находится в центре жилой застройки. При этом какие-либо ограничения в отношении использования указанного выше земельного участка для индивидуального жилищного строительства судом не установлены.

В силу ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как следует из пояснений представителя заинтересованных лиц, Генеральный план с ... г. находится в стадии разработки и корректировки, и в настоящее время еще не утвержден. Градостроительный регламент, а также документы градостроительного зонирования и территориального планирования, в судебное заседание представлены не были.

Доказательств того, что имеются ограничения по данному земельному участку, влекущие невозможность изменения разрешенного использования на индивидуальное жилищное строительство, суду также не представлены.

На основании изложенного, суд приходит к убеждению, что отказ Администрации г. Осинники в изменении вида разрешенного использования земельного участка является неправомерным, носит формальный характер, не содержит правового обоснования причин, послуживших основанием для принятия указанного решения и нарушает права и законные интересы Кривобокова А.В., предусмотренные Гражданским и Земельным кодексами РФ, так как лишает заявителя возможности в полной мере осуществлять принадлежащие ему права собственника земельного участка по своему усмотрению.

При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым признать незаконным решение Администрации г. Осинники от Дата обезличена г. об отказе Кривобокову А.В. в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., и обязать Администрацию г. Осинники изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., с «для размещения производственных зданий» на «жилищное строительство».

Довод заявителя о том, что, поскольку заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка было подано им в Администрацию г. Осинники Дата обезличена г. и должно в соответствии с ст. 12 Федерального Закона ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрений обращений граждан», должно было быть рассмотрено в течение 30 дней, то вид разрешенного использования должен быть изменен с Дата обезличена г., суд находит не состоятельным.

Так из смысла ст. 1 Федерального Закона ФЗ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрений обращений граждан» следует, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения органами местного самоуправления и должностными лицами обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В настоящее время порядок рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц об изменении вида разрешенного использования земельного участка закреплен в Федеральном законе РФ № 191-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие градостроительного кодекса РФ», в соответствии с п. 5 ст. 4.1 которого, орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного заявления подготавливает заключение о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации

Поскольку Кривобоков А.В. обратился к главе г. Осинники Дата обезличена г., а решение об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка вынесено Дата обезличена г., установленный законом срок Администрацией г. Осинники нарушен не был.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л

Заявление Кривобокова Андрея Викторовича об оспаривании решения Администрации г. Осинники об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации г. Осинники от Дата обезличена г. в части отказа Кривобокову Андрею Викторовичу в изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ....

Обязать Администрацию г. Осинники изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., общей площадью ... кв.м., кадастровый номер Номер обезличен с «для размещения основного здания ...» на «под жилищное строительство».

В части обязания Администрации г. Осинники изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., общей площадью ... кв.м., кадастровый номер ... с «для размещения основного здания ...» на «под жилищное строительство» с Дата обезличена г., отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11.01.2011 года.

Судья подпись

Копия верна

Судья С.В. Третьяков.