Дело №2-50/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Осинники 31 января 2011 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области
В составе судьи Черной Е.А.
При секретаре Евсееве С.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ганжа Ивана Афанасьевича к Администрации г. Осинники о признании действий по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконными, признании права на обеспечение жильем,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.Осинники, в котором просит признать незаконными Распоряжение Главы ... Номер обезличенр от Дата обезличена г. в отношении ФИО2. об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и Распоряжение Главы ... Номер обезличенр от Дата обезличена г. в отношении ФИО2 об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Требования мотивируя тем, что Ганжа И.А является ветераном Великой отечественной войны, проживает в ветхом доме, т.о. является нуждающимся в предоставлении социального жилья в порядке, установленном Указом Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов». Администрацией г. Осинники Ганжа И.А было отказано в признании нуждающимся в получении социального жилья, поскольку он обеспечен учетной нормой жилья. Считает данный отказ незаконным, так как в соответствии с Указом Президента РФ № 714 имущественное положение не имеет значения при решении вопроса о предоставлении жилья ветеранам ВОВ. Полагает, что Администрация г. Осинники, отказывая Ганжа И.А в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не признавая его нуждающимся в жилом помещении не учла того, что Ганжа И.А проживает в доме 1965 года постройки, который не благоустроен, в нем нет отопления, холодного и горячего водоснабжении, фундамент дома весь в трещинах, пол прогнил, штукатурка отваливается. Полагают, что действия Администрации г. Осинники по отказу в постановке Ганжа И.А на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, являются неправомерными и влекут за собой нарушения Конституционных и Жилищных прав граждан.
В судебном заседании истец Ганжа И.А и его представитель ФИО3, допущенная по устному ходатайству, поддержали заявленные исковые требования в полном объеме и просили их удовлетворить. Так же заявили ходатайство о взыскании в пользу истца понесенных им судебных издержек в сумме Номер обезличен рублей за проведение экспертизы.
Представитель ответчика – Администрации г. Осинники ФИО4, действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г., с предъявленным иском не согласна в полном объеме, пояснив, что распоряжением Главы г. Осинники истцу Ганжа И.А было отказано в постановке и принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Вывод Администрации г. Осинники основан на тех обстоятельствах, что Ганжа И.А обеспечен пригодным для проживания жилым помещением; жилая площадь превышает учетную норму предоставления на одного человека. Дом, в котором проживает Ганжа И.А, был осмотрен в феврале 2010 г. комиссией Администрации г. Осинники, о чем составлен акт жилищных условий, который приобщен к материалам дела. Считает, что жилое помещение пригодно для проживания. Просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Исследовав обстоятельства данного дела, письменные доказательства, представленные сторонами, выслушав мнение сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст.40 Конституции РФ никто не может быть лишен права на жилое помещение.
В соответствии с подпунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах» (далее Федеральный закон от 12.01.1995 № 5) участникам Великой Отечественной Войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 марта 2005 года, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 марта 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, в том числе, указанных в статье 15 Федерального закона от 12.01.1995 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших па учет до 01.01.2005 года и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005 года.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».
Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
В судебном заседании установлено, что Ганжа И.А. является ветераном и инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением, выданным Управлением Социальной защиты населения администрации г. Осинники л.д.20-22).
Согласно данных Федеральной Миграционной службы по Кемеровской области Ганжа И.А., 1925 года рождения, с Дата обезличена года значится зарегистрированным по адресу ..., .... Указанный дом общей площадью Номер обезличен кв.м. находится в его собственности в соответствии с решением «Об отводе земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов» от Дата обезличена года, что следует из свидетельства о государственной регистрации права от Дата обезличена г. л.д.27).
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлены критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Положениями ст. 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, при этом ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Согласно части 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления
Таким образом, постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий относится к компетенции Администрации г. Осинники.
Обосновывая свои требования, истцы ссылаются на Указ Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», указывая, что у Ганжа И.А единственное жилье ветхое, подлежащее сносу, таким образом, является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Дата обезличена года дочь истца ФИО3 в его интересах обратилась в отдел по учету и распределению жилья администрации г. Осинники по вопросу постановки на учет Ганжа И.А в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника Великой отечественной Войны.
Письмом Администрации ... от Дата обезличена г. Ганжа И.А был дан ответ, из которого следует, что Администрация г. Осинники отказывая в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении указывает, что Ганжа И.А является собственником частного дома по ... а, общей площадью Номер обезличен кв.м., так же по результатам обследования межведомственной комиссией дом пригоден для проживания, имеет менее 65% износа, т.о. Ганжа И.А обеспечен общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы л.д.10). Главой г. Осинники изданы распоряжения Номер обезличенр от Дата обезличена г. в отношении Ганжа И.А об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и Номер обезличенр от Дата обезличена г. в отношении Ганжа И.А. об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма л.д.5-8).
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах» (далее Федеральный закон от 12.01.1995 № 5) участникам Великой Отечественной Войны, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч. 2 ст. 23.2).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. следует необходимым завершить.
В соответствии с пунктом 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок проведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Кемеровской области вышеназванные правоотношения регулируются законом Кемеровской области №68-ОЗ от 10.06.2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии со статьей 2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями.
Судом установлено, что Дата обезличена г. Межведомственной комиссией, назначенной Распоряжением Администрации г. Осинники были обследованы жилищные условия Ганжа И.А согласно акта обследования которой Ганжа И.А проживает в жилом доме по адресу ..., ..., так же указано что имеется гниль нижних венцов стен, мелкие трещины в местах сопряжения перекрытий, имеется сколы шифера, неравномерная осадка пола, переплеты на окнах рассохлись, в печи выгорели кирпичи. Тем не менее сделан вывод об удовлетворительном состоянии основных конструкций. Так же было рекомендовано обследовать дом в летний период, поскольку имелась возможность появления каких либо скрытых дефектов. В соответствии с заключением Номер обезличен от Дата обезличена года жилой дом по адресу ..., ... пригоден для проживания.л.д.11-15)
Истец не согласен с указанным заключением, указывая что состояние дома таково, что проживать в нем не возможно. В подтверждение своих доводов представлены фотографии.
В судебном заседании по ходатайству истца была назначена и проведена судебно-строительная экспертиза. В соответствии с заключением которой процент износа дома по адресу ..., ... а составляет 77%. При износе конструктивных элементов от 61% и выше требуется их полная замена. Спорный дом ремонту и реконструкции не подлежит, и с учетом его состояния подлежит сносу, как не пригодный для проживания.
Суд полагает, что данное заключение является относимым и допустимым доказательством по делу, сомнений в своей объективности и достоверности у суда не вызывает. Заключение же межведомственной комиссии спорно, указывая на недостатки строительных элементов дома, комиссия приходит к противоположному выводу о пригодности дома для проживания, что не должно препятствовать истцу в предоставлении доказательств и суду, который каждое доказательство оценивает по своему внутреннему убеждению.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу г. Осинники, ул. Чкалова, 18 а не пригоден для проживания и подлежит сносу.
Администрация г. Осинники, отказывая Ганжа И.А в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылается на наличие у Ганжа И.А общей площади жилого помещения более учетной нормы, не учтя того факта, что дом, в котором проживает Ганжа И.А не пригоден для проживания.
Из смысла и правового содержания приведенных выше норм Закона следует, что жилье участникам ВОВ предоставляется при условии их нуждаемости в нем.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены условия признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Данная норма ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, к которым относятся: 1) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Ганжа И.А., проживая в доме, проживание в котором не возможно, должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом не имеет значение размер общей площади ветхого жилья. В связи с чем отказ Администрации города Осинники суд считает незаконным и необоснованным.
Представитель Администрации г. Осинники в судебном заседании пояснил, что истец не был признан в установленном порядке малоимущим, а потому не постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете имеют право граждане, относящиеся к следующим категориям: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президентом Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.
Таким образом, суд считает, что ветераны Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом «О ветеранах». При этом единственным критерием для получения ветеранами Великой Отечественной войны мер социальной поддержки по обеспечению жильем остается нуждаемость указанных категорий граждан в улучшении жилищных условий. Необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что действия администрации г. Осинники об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании истца нуждающимся в жилом помещении, являются незаконными.
В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Истцом оплачена проведенная по делу судебно-строительная экспертиза в сумме Номер обезличен рублей, что подтверждается копией договора об оказании услуг, чеком и копией чека от 13.12.2010 года, данные судебные издержки подлежат взысканию в его пользу с ответчика.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ганжа Ивана Афанасьевича удовлетворить.
Признать Распоряжение Главы ... Номер обезличенр от Дата обезличена г. в отношении Ганжа Ивана Афанасьевича об отказе в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и Распоряжение Главы ... Номер обезличенр от Дата обезличена г. в отношении Ганжа Ивана Афанасьевича об отказе его в признании нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконными.
Обязать Администрацию г. Осинники признать Ганжа Ивана Афанасьевича нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать Администрацию г. Осинники предоставить Ганжа Ивану Афанасьевичу благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям общей площадью не менее 36 кв.м.
Взыскать с Администрации г. Осинники в пользу Ганжа Ивана Афанасьевича возврат судебных расходов в размере Номер обезличен рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в срок 10 дней.
Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2011 года.
Судья подпись
Копия верна
Судья Е.А.Черная