О предоставлении жилья



Дело № 2-1404/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Осинники 30 декабря 2010 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

В составе судьи Третьякова С.В.

При секретаре Зверьковой А.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Слободян Ивана Лукьяновича и Слободян Домны Илларионовны к Администрации г. Осинники о предоставлении благоустроенного жилого помещения

УСТАНОВИЛ

Слободян И.Л. и Слободян Д.И. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации г. Осинники, в котором просили обязать Администрацию г. Осинники предоставить им отдельное благоустроенное жилое помещение в г. Осинники, с учетом санитарно-технических норм предоставления, восстановив его очередь на получение жилья с ... г.

В процессе рассмотрения дела истцы неоднократно увеличивали свои исковые требования, в последнем исковом заявлении просили признать незаконными акт обследования жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен, от Дата обезличена г. и заключение межведомственной комиссии от Дата обезличена г. о признании пригодным дома для проживания; признать незаконными Распоряжение главы г. Осинники Номер обезличен от Дата обезличена г. в части отказа Слободян И.Л. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и Распоряжение главы г. Осинники Номер обезличен от Дата обезличена г. в части отказа Слободян И.Л. в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении; обязать Администрацию г. Осинники признать Слободян И.Л. и члена его семьи Слободян Д.И. нуждающимися в жилом помещении и поставить их на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать Администрацию г. Осинники предоставить Слободян И.Л. и Слободян Д.И. отдельное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ... кв. м.; взыскать с Администрации г. Осинники в пользу Слободян И.Л. компенсацию морального вреда в размере ... рублей, и понесенные судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме ... рублей, на проведенные строительно-технической экспертизы в размере ... рублей и на оформление нотариальной доверенности в размере ... рублей.

Заявленные исковые требования мотивируют тем, что Слободян И.Л. является Ветераном-участником и инвалидом Великой отечественной войны. В ... году, им был построен жилой дом, по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен, в котором он проживает вместе со своей супругой – Слободян Д.И. С ... г. Слободян И.Л. состоял на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий по месту работы – .... Поскольку в настоящее время ... ликвидирована, полагает, что квартиру ему обязана предоставить Администрация г. Осинники. Но ответчик отказывает в предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, а также отказал Слободян И.Л. в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как согласно акта обследования, принадлежащий ему жилой дом, признан пригодным для проживания. Однако в настоящее время проживание в указанном доме стало для них физически невозможно, так как дом не благоустроенный и не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Полагает, что поскольку другого жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма они не имеют, Слободян И.Л., как ветеран ВОВ, имеет право на предоставление жилого помещения в соответствии с жилищным кодексом, Указом Президента РФ № 714 и Законом РФ «О ветеранах». Кроме того, считают, что Администрацией г. Осинники Слободян И.Л. причинен моральный вред, поскольку его, инвалида войны, исполнившего свой долг перед Родиной, потерявшего здоровье в результате ранения, лишили заслуженного права на жилье. Являясь пожилым, больным человеком, он вынужден проживать в неблагоустроенных условиях и нести непосильные для него физические нагрузки – заготавливать уголь, топить печь и баню, носить зимой воду.

В судебном заседании Слободян И.Л., Слободян Д.И. и представитель Слободян И.Л. – Куимова М.Н., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г., поддержали заявленные исковые требования в полном объеме. Пояснили, что истцы продолжают проживать в доме, который не отвечает требованиям, установленным для жилого помещения, так как в доме имеются трещины в стенах, на потолке, по всему периметру фундамента, в зимнее время он сильно промерзает, в связи с чем, приходится топить печь по пять, шесть раз в день.

Представитель ответчика – Администрации г. Осинники Дементьева Е.М., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г., в судебное заседание не явилась, представила заявление, в котором указала, что с исковые требования не признает, и ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав объяснения истцов, исследовав обстоятельства данного дела, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции РФ никто не может быть лишен права на жилое помещение.

В соответствии со ст. 14 п. 1 подпункта 4 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», Инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

В ст. 15 п. 1 подпункта 3 указанного закона, закреплено, что Участникам Великой Отечественной войны, также предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;

Согласно п. 1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ).

В п. 2 данной статьи закреплено, что, средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Из подпункта 2 пункта 3 ст. 23.2 Закона следует, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ) инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а именно тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Слободян И.Л., ... года рождения, являлся участником Великой отечественной войны, и находясь на фронте, был тяжело ранен в левую ногу, что усматривается из справок Осинниковского городского военного комиссариат от Дата обезличена года и Дата обезличена г. л.д. 7, 11). Удостоверениями, выданными Управлением Социальной защиты населения администрации г. Осинники от Дата обезличена г. и Дата обезличена г. подтверждается, что Слободян И.Л. является ветераном-участником и инвалидом Великой Отечественной войны л.д. 6, 27), а из справки ВТЭК Номер обезличен следует, что ему установлена вторая группа инвалидности в следствие военной травмы, бессрочно л.д. 11).

С ... г. Слободян И.Л. вместе со своей супругой – Слободян Д.И., ... года рождения л.д. 24) проживают и значатся зарегистрированными в жилом доме, расположенном по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, что подтверждается справкой, выданной главным специалистом отдела по организационной работе администрации г. Осинники Дата обезличена г. л.д. 42) и домой книгой л.д. 15). Указанный жилой дом был построен Слободян И.Л. в ... г. и принадлежит ему на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, удостоверенного Осинниковской Государственной нотариальной конторой Дата обезличена г. Общая площадь дома составляет ... кв. м., жилая ... кв. м. л.д. 39).

Однако в настоящее время проживание в указанном доме стало для истцов физически невозможно, так как дом не благоустроенный, ветхий и приходит в непригодное для проживание состояние. Другого жилья Слободян И.Л. и Слободян Д.И. не имеют, что подтверждается справкой Номер обезличен, выданной филиала № 14 БТИ г. Осинники Дата обезличена г. и сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области л.д. 45, 41).

Судом также установлено, что в ... г. Слободян И.Л. обращался по месту работы – ... с заявлением о постановке на очередь на получение благоустроенного жилья л.д. 9). Однако жилое помещение истцам предоставлено не было, в настоящее время указанное предприятие ликвидировано.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО12, ФИО11, ФИО10 и ФИО9 показали, что истцы проживают по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен. Указанный жилой дом с виду в хорошем состоянии, однако, является ветхим, так как фундамент дома разрушается и дает усадку, в стенах имеются трещины, зимой дом промерзает, его невозможно протопить, в нем очень холодно. Истцам в силу преклонного возраста тяжело проживать в таких условиях. Дом непригоден для проживания.

Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлены критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а также предусмотрены условия признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Данная норма ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, к которым относятся и граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Таким образом, в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, закон признает лиц, которые являются собственниками жилых помещений не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно части 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

В части 7 статьи 52 ЖК Российской Федерации закреплено, что порядок проведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

На территории Кемеровской области вышеназванные правоотношения регулируются законом Кемеровской области № 68-ОЗ от 10.06.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма».

В соответствии со статьей 2 указанного Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями.

Таким образом, постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий относится к компетенции Администрации г. Осинники.

В судебном заседании установлено, что на обращение Слободян И.Л. в Администрацию г. Осинники по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника-ветерана Великой отечественной войны, Администрацией г. Осинники Дата обезличена г., ему был дан ответ, из которого следует, что по результатам обследования межведомственной комиссией, жилой дом по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, был признан пригодным для проживания и поскольку Слободян И.Л. обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы, нуждающимся в улучшении жилищных условий не является и не может быть поставлена на учет для получения жилья по Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 л.д. 32).

Факт отказа Слободян И.Л. в признании его нуждающимся в жилом помещении и принятии на учет в качестве нуждающегося подтверждается Распоряжениями главы г. Осинники от Дата обезличена г. Номер обезличен «об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» и Номер обезличен «об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях» л.д. 48, 49).

В обоснование своих доводов Администрации г. Осинники ссылается на акт Номер обезличен от Дата обезличенаг. обследования помещения, расположенного по адресу: г. Осинники, ..., д. Номер обезличен, и заключение Номер обезличен от Дата обезличена г. межведомственно комиссии, назначенной распоряжением администрации г. Осинники от Дата обезличена г., из которых следует, что принадлежащий истцу жилой дом пригоден для проживания л.д. 72-73, 71).

Для установления соответствия принадлежащего Слободян И.Л. дома требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, по ходатайству истца, определением суда от Дата обезличенаг. по делу была назначена и проведена строительно-техническая экспертиза. Согласно заключению Номер обезличен, основания и несущие конструкции жилого дома Номер обезличен, по ..., ... имеют разрушения и повреждения, приводящие к их деформации, образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные показатели и свойства конструкций и жилого дома в целом. Несущие конструкции жилого дома имеют отклонение от эксплуатационных требований и находятся в предаварийном и аварийном состоянии. Здание жилого дома не пригодно для постоянного проживания, по критерию домов, находящихся в предаварийном и аварийном состоянии и по ветхости, так как несущие конструкции имеют физический износ ... %. В процессе эксплуатации существует угроза развития повреждений и обрушений несущих конструкций и элементов здания в целом, что делает не безопасным проживание в данном доме, так как составляет угрозу жизни и здоровью людям. Дом ремонту не подлежит и подлежит сносу, так как требуется полная капитальная замена существующих несущих конструкций и элементов, включая фундамент, цоколь, стены и перекрытия здания в целом. В здании дома нет самотечной бытовой канализации, уборная на улице, смонтированная система отопления не обеспечивает требуемый температурный режим, что нарушает требуемые нормальные условия проживания. В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47 данное жилое помещение не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодным для проживания л.д. 99-180).

Таким образом, заключение Межведомственной комиссии ответчика о возможности проживания истца с семьей в данном доме, противоречит выводам данного экспертного заключения. По мнению суда, заключение экспертизы, проведенной ... является допустимым доказательством, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, исследование проводилось методом информационно-сравнительного анализа и совокупностью действий (измерение, фиксация и т.п.) и сопоставлением полученных данных с требованиями существующих строительных норм и правил и другой нормативно-технической литературы, свои выводы эксперты подтвердили приобщенными к заключению фотографиями. Суд считает, что члены межведомственной комиссии не обладают специальными познаниями в данной области, не углублялись в исследование несущих конструкций дома, а проводили только визуальный осмотр дома.

В силу ст. 56 ГПК РФ, сорона должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается, представителем ответчика таких доказательств представлено не было.

С учетом изложенного, суд считает, что имеются достаточные основания для признания незаконными акт обследования жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен, от Дата обезличена г. и заключения межведомственной комиссии от Дата обезличена г. о признании пригодным для проживания жилого дома по указанному адресу.

Кроме того, поскольку жилой дом, в котором проживают истцы, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, находится в аварийном состоянии и подлежит сносу, отказ Администрации г. Осинники в признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке его на учет, в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд так же считает незаконным и необоснованным, поскольку в соответствии с действующим законодательством Слободян И.Л., являясь участником-ветераном и инвалидом Великой отечественной войны подлежит признанию нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В пункте 11 ст. 23.2 Закона «О ветеранах» установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, то есть участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Так ст. 3 Закона Кемеровской области № 3-ОЗ от 28.01.2010 г. «Об обеспечении жильем Ветеранов» определено, что жилые помещения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» предоставляются из расчета общей площади жилья 36 кв. м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по Кемеровской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Слободян И.Л. и Слободян Д.И. об обязании Администрации г. Осинники признать Слободян И.Л. и члена его семьи Слободян Д.И. нуждающимися в жилом помещении, принять их на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставить Слободян И.Л. и Слободян Д.И. отдельное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ... кв. м., являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, в удовлетворении требований Слободян И.Л. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере ... рублей, суд считает необходимым отказать, поскольку данные требования не основаны на законе.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Из смысла указанных норм права следует, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.

Судом установлено, что действиями Администрации г. Осинники были нарушены имущественные права истца. Однако в данном случае компенсация морального вреда законом не предусмотрена.

В соответствии со ст.ст. 98, 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы и по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом Слободян И.Л. были понесены судебные расходы, которые подтверждены платежными документами, а именно судебные расходы на проведенные судебной строительно-технической экспертизы в размере ... рублей (копия чека ... от Дата обезличена г.), и расходы на оформление нотариальной доверенности в размере ... рублей л.д. 68).

Кроме того, Слободян И.Л. понесены расходы по оплате услуг представителя в судебном заседании в размере ... рублей, что подтверждается квитанцией от Дата обезличена г. С учетом характера иска, сложности и длительности рассмотрения дела, фактически затраченное представителем истца времени и объема выполненной работы, суд считает данную сумму разумной.

Таким образом, указанные судебные расходы, понесенные Слободян И.Л. в общей сумме ... рублей, подлежат взысканию с ответчика.

На основании ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку Администрация г. Осинники является органом местного самоуправления, то в силу п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, предусматривающей освобождение органов местного самоуправления, выступающих по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины, она не подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования Слободян Ивана Лукьяновича и Слободян Домны Илларионовны удовлетворить частично.

Признать незаконным акт Номер обезличен от Дата обезличена г. обследования жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии Номер обезличен от Дата обезличена г. о признании жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., дом Номер обезличен, пригодным для проживания.

Признать незаконным Распоряжение главы ... Номер обезличен от Дата обезличена г. в части отказа Слободян Ивану Лукьяновичу в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Признать незаконным Распоряжение главы ... Номер обезличен от Дата обезличена г. в части отказа Слободян Ивану Лукьяновичу в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Обязать Администрацию г. Осинники признать Слободян Ивана Лукьяновича и члена его семьи Слободян Домну Илларионовну нуждающимися в жилом помещении и поставить их на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию г. Осинники предоставить Слободян Ивану Лукьяновичу и члену его семьи Слободян Домне Илларионовне отдельное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ... кв. м.

Взыскать с Администрации г. Осинники в пользу Слободян Ивана Лукьяновича понесенные судебные расходы в размере ... ... рублей

В удовлетворении исковых требований Слободяну Ивану Лукьяновичу о взыскании с Администрации г. Осинники компенсации морального вреда в размере ... рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 января 2011 года.

Судья подпись

Копия верна

Судья С.В. Третьяков.