Именем Российской Федерации Город Осинники 11 апреля 2011 года Осинниковский городской суд Кемеровской области В составе судьи Ветровой Н.П. При секретаре Юнкиной Ю.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Самойленко Григория Ивановича к Администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения инвалиду Великой Отечественной Войны, У С Т А Н О В И Л: Самойленко Г.И. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Осинниковского городского округа, в котором просит признать Распоряжение Главы г. Осинники ... г. об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях и Распоряжение Главы г. Осинники ... г. об отказе принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконными; обязать Администрацию Осинниковского городского округа признать его нуждающимся в жилом помещении и принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Исковые требования мотивирует тем, что является ветераном (инвалидом) Великой Отечественной Войны и проживает по адресу ... ... г. данную квартиру он подарил своей дочери, так как на тот период еще не были изданы нормативные акты: Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов» и Закон Кемеровской области «Об обеспечении жильем ветеранов» и работа по обеспечению жильем ветеранов со стороны Правительства РФ и Администрации города не велась. При заключении сделки в виде договора дарения он не имел умысла ухудшать свои жилищные условия. В настоящее время в собственности жилья не имеет, проживает в квартире, принадлежащей другим лицам, которые вправе распорядиться ею по своему усмотрению. Представитель ответчика отказал ему во внесудебном порядке в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. Истец Самойленко Г.И. поддержал исковые требования, уточнил и просил признать незаконными Распоряжение Главы г. Осинники ... г. об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях и Распоряжение Главы г. Осинники ... г. об отказе принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; обязать ответчика Администрацию Осинниковского городского округа поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника (инвалида) Великой Отечественной Войны и предоставить жилое помещение не менее 36 кв.м. Пояснил, что он и его жена Самойленко А.К. в 2007 г. подарили квартиру по адресу ... своей дочери ... которая впоследствии распорядилась данной квартирой и в 2010 г. подарила эту квартиру своей дочери Экишевой Н.В. Оформление договора дарения было обусловлено возникновением спора между его детьми. В двухкомнатной квартире, в которой он проживает в настоящее время, зарегистрирован с 1972 г. он и его жена Самойленко А.К., однако также в этой квартире проживают его дочь ...и внучка Экишева Н.В., то есть четыре человека. Какого – либо жилого помещения в собственности у него не имеется, а проживание в данной двухкомнатной квартире не представляется возможным вчетвером. Письмом ответчик сообщил ему, что не может принять его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий в силу ст. 51 ЖК РФ. Считает себя нуждающимся в жилом помещении, поскольку является ветераном ВОВ и не имеет в собственности жилья. С решением об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не согласен, поскольку органом местного самоуправления не был учтен тот факт, что он не имеет в собственности своего жилья и указанный отказ не позволит ему реализовать свое право на улучшение жилищных условий. В судебном заседании представитель истца - Каркавина В.В., допущенная к участию в дело по ходатайству истца, поддержала уточненные исковые требования, считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в соответствии с ФЗ «О ветеранах». Пояснила, что в двухкомнатной квартире по адресу ... проживает четыре человека, места в квартире мало, истцу необходим тишина и покой. Истец нуждается в улучшении жилищных условий и ему должна быть предоставлена квартира общей площадью не менее 36 кв.м. Пояснила, что истец преднамеренно не ухудшил условия проживания, а вынужденно подарил данную квартиру своей дочери из-за возникшего конфликта между его детьми. У истца нет возможности купить себе жилье. В декабре 2010 г. истец обратился в Администрацию г.Осинники с заявлением о постановке на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, как участник ВОВ, однако ... года ему было отказано, на основании ст. 51 ЖК РФ. На момент составления договора дарения в 2007 году положения Указа Президента РФ от 2008 г. не действовали, то есть положения Указа Президента РФ действовали после того, как истец распорядился своим правом собственности на квартиру, таким образом, преднамеренного ухудшения жилищных условий в действиях Самойленко Г.И. не имеется. Согласно Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» истец имеет право на указанные меры социальной поддержки, а именно на предоставление ему жилья, общей площадью 36 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Квартира, в которой проживает истец принадлежит на праве собственности другим лицам, которое вправе в любое время распорядиться ею по своему усмотрению, а истец останется без жилья. Истец не является членом семьи собственника жилого помещения, в котором он проживает, и в установленном законном порядке не признан таковым. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика – Администрации Осинниковского городского округа Загацкая Э.Х., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласна, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку истец, являясь ветеранам ВОВ, преднамеренно ухудшил свои жилищные условия, так как распорядился своей собственностью и подарил принадлежащую ему квартиру. Имеются распоряжения Главы города Осинники, которым истцу было отказано в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в признании граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. Третье лицо Экишева Н.В., внучка истца, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Пояснила, что квартира, в которой проживает истец, принадлежит в настоящее время ей, и иного жилья у нее не имеется. Она также проживает в указанной квартире вместе со своей матерью ..., дедом и бабушкой Самойленко. Совместно с истцом и его женой общего хозяйства не ведут, имеют разные бюджеты. Исследовав обстоятельства данного дела, письменные доказательства, представленные сторонами, выслушав мнение сторон, показания свидетелей, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно ст.40 Конституции РФ никто не может быть лишен права на жилое помещение. В соответствии со ст. 14 п.1 подпункта 4 Федерального закона от 12.01.1995 года «О ветеранах» (далее Федеральный закон от 12.01.1995 года № 5) предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно пункта 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 N 135-ФЗ, от 21.12.2009 N 327-ФЗ). Из подпункта 2 пункта 3 ст.23.2 Закона, объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 29.06.2009 N 135-ФЗ) инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах». Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а именно тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. В судебном заседании установлено, что Самойленко Г.И. является ветераном Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением от ... г., выданным ... л.д.4). Нал.д.6 имеется договор дарения от ... г., из которого следует, что Самойленко Г.И. и ФИО6 подарили ФИО5 квартиру по адресу ..., ... Из пояснений истца следует, что ... приходится ему дочерью. Впоследствии ... подарила вышеуказанную квартиру своей дочери Экишевой Н.В., что подтверждается договором дарения от ... г. л.д.14). Собственником квартиры по адресу ..., ... является Экишева Н.В. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ... г. л.д.15). Согласно данным поквартирной карточки нал.д.16 в квартире по адресу ..., ... значатся зарегистрированными: Самойленко Г.И. с ... года рождения и ... с ... года рождения. Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлены критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а также предусмотрены условия признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Данная норма ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, к которым относятся: 1) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, закон признает лиц, которые являются собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. 2 Постановления Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21 сентября 2005 года № 260 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации г. Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным кодексом РФ» на территории муниципального образования «Город Осинники» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена 13 квадратных метров общей площади на 1 человека (в соответствии с требованиями пункта 2 ст. 50 Жилищного кодекса РФ). Положениями ст.50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходы из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма, устанавливается органом местного самоуправления, при этом её размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Согласно части 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок проведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. На территории Кемеровской области вышеназванные правоотношения регулируются законом Кемеровской области №68-ОЗ от 10.06.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма». В соответствии со статьей 2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями. Таким образом, постановка на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий относится к компетенции органа местного самоуправления - Администрации Осинниковского городского округа. Обосновывая свои требования, истец ссылаются на Указ Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», указывая, что Самойленко Г.И. не имеет собственного жилья, проживает в квартире внучки, таким образом, является нуждающимся в улучшении жилищных условий. 16.12.2010 года Самойленко Г.И. обратился в отдел по учету и распределению жилья администрации г. Осинники по вопросу постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник Великой отечественной Войны, представив удостоверение ветерана ВОВ, выписки из ЕГРП, договор дарения и поквартирной карточки л.д.8). Уведомлением Администрации Осинниковского городского округа №15/53а от 03.02.201 года на основании заявления и представленных документов, руководствуясь ст. 51 ЖК РФ Самойленко Г.И. отказано в признании нуждающимся в улучшении жилищных и отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Осинниковского городского округа л.д.9). Главой г. Осинники изданы распоряжения ... г. об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях и .... об отказе принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях л.д.10-11). В судебном заседании установлено, что в квартире по адресу ..., ... кроме Самойленко Г.И. также проживают и зарегистрированы ... – жена истца, ... –внучка истца и ...дочь истца, всего четыре человека. Данный факт не оспаривается представителем ответчика в судебном заседании. На каждого из них приходится 10,9 кв.м. общей площади жилого помещения, что составляет менее учетной нормы, установленной на территории г. Осинники (13 кв.м.). Из смысла и правового содержания приведенных выше норм Закона следует, что жилье участникам ВОВ предоставляется при условии их нуждаемости в нем. Отказ Администрации г.Осинники в постановке истца на учет, суд считает незаконным и необоснованным, поскольку обеспеченность жильем Самойленко Г.И. составляет менее учетной нормы –10,9 кв.м при учетной норме в 13 кв.м. Кроме того, в уведомлении об отказе в постановке на учет представитель ответчика ссылается на ст. 51 ЖК РФ. Данная статья предусматривает ряд оснований для признания нуждающимися в жилых помещениях, однако свой отказ Администрация мотивирует лишь ухудшением жилищных условий истца одновременно ссылаясь на ст. 51 ЖК РФ, в которой данных оснований не предусмотрено, и иных оснований в обоснование возражений относительно заявленных требований представитель ответчика не представила. Кроме того, из уведомления Администрации об отказе в постановке на учет не усматривается доводов об ухудшении жилищных условий, данные возражения были представлены лишь в судебном заседании при рассмотрении данного иска. В судебном заседании исследовался вопрос о том каким образом проводилась проверка жилищных условий истца и какие документы были составлены проведенной проверке. Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что обследования жилищных условий Самойленко Г.И. комиссией Администрации г. Осинники не проводилось. Доводы представителя Администрации Осинниковского городского округа, о том, что Самойленко Г.И. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении было отказано в связи с тем, что, он, подарив квартиру своей дочери в 2007 г., преднамеренно ухудшил свои жилищные условия для того, чтобы получить новую квартиру, суд считает несостоятельными, поскольку Указ Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» был издан 07.05.2008 г. и на момент распоряжения своей собственностью истец, являясь инвалидом ВОВ, не мог знать о положениях Указа Президента по предоставлению жилья ветеранам ВОВ. В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете имеют право граждане, относящиеся к следующим категориям: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президентом Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, суд считает, что ветераны Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом «О ветеранах». При этом единственным критерием для получения ветеранами Великой Отечественной войны мер социальной поддержки по обеспечению жильем остается нуждаемость указанных категорий граждан в улучшении жилищных условий. Необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует. Из поквартирной карточки на квартиру по ... в г. Осинники следует, что истец и его супруга постановлены на учет без родственных отношений с собственником, в связи с чем, членом семьи собственника не является. Истец не признан членом семьи собственника в установленном порядке, суд считает, что регистрация и проживание истца в квартире само по себе не является обстоятельством, свидетельствующим о возникновении у истца права пользования жилым помещением как у члена семьи собственника квартиры. Более того, судом установлено, что при обращении истца в администрацию г. Осинники с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилье, представитель Администрация г. Осинники не приводил доводов об учетной норме жилья на территории г. Осинники Кемеровской области либо о том, что истец является членом семьи собственника, ограничившись лишь ссылкой на ст. 51 ЖК РФ. По мнению суда, действия истца не могут быть расценены в данном случае, как преднамеренные, для приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Истец до момента издания Указа Президента РФ распорядился своим конституционным правом по распоряжению своей собственностью. Таким образом, суд приходит к выводу, что Самойленко Г.И., проживая в квартире общей площадью 43,7 кв.м. вместе с женой, дочерью и внучкой, в которой на каждого члена семьи приходиться 10,9 кв.м., может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов», Федерального закона «О ветеранах» истец имеет право на указанные меры социальной поддержки, а именно на предоставление жилья общей площадью 36 кв.м. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Самойленко Григория Ивановича удовлетворить. Признать Распоряжение Главы г. Осинники ... г. в отношении Самойленко Григория Ивановича об отказе в признании нуждающимся в жилых помещениях и Распоряжение Главы г. Осинники ... г. в отношении Самойленко Григория Ивановича об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, незаконными. Обязать Администрацию Осинниковского городского округа признать Самойленко Григория Ивановича нуждающимся в жилом помещении и поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении инвалида Великой Отечественной войны. Обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить Самойленко Григорию Ивановичу жилое помещение не менее 36 кв.м., как инвалиду Великой Отечественной войны. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Осинниковский городской суд Кемеровской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2011 года. Судья подпись Копия верна Судья Н.П. Ветрова