об оспаривании решения органа местного самоуправления



Дело № 2-628/2011

                                                              Р Е Ш Е Н И Е

                                          Именем Российской Федерации

                            

Город Осинники 08 июня 2011 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

В составе судьи Третьякова С.В.

При секретаре Зверьковой А.М.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Поляковой Марины Ивановны об оспаривании решения органа местного самоуправления

У С Т А Н О В И Л

Полякова М.И. обратилась в суд с заявлением, в котором просит отменить решение межведомственной комиссии администрации Осинниковского городского округа Номер обезличен от Дата обезличенаг.;

Обязать Администрацию Осинниковского городского округа создать межведомственную комиссию, в состав которой включить представителей «органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека», поручить вышеуказанным органам провести экспертизы;

Обязать межведомственную комиссию Администрации Осинниковского городского округа назначить санитарно-эпидемиологическую экспертизу, на разрешение которой поставить следующие вопросы: оказывает ли вредное воздействие на человека атмосферный воздух в районе
Номер обезличен Номер обезличен, по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, а также воздух в жилых и других помещениях (местах постоянного или временного пребывания человека) по данному адресу - постоянно, или в определенное время (во время
работ по ликвидации Номер обезличен Номер обезличен) - в этом случае - в течение какого времени? какие последствия для здоровья человека - для взрослого, для детей, может иметь проживание в данных условиях в течение длительного времени? содержит ли почва огорода по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен,
потенциально опасные для человека химические и    биологические вещества, биологические и  микробиологические организмы, количество которых превышает предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами, а также, не превышает ли предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами радиационный фон? соответствует ли микроклимат, воздухообмен в жилом доме, по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания? является ли благоприятной, не оказывает ли вредное воздействие на человека, не наносит ли ущерб здоровью и жизни человека среда обитания жителей дома по указанному адресу ?

Обязать межведомственную комиссию Администрации Осинниковского городского округа назначить пожарно-техническую экспертизу, на разрешение которой поставить следующие вопросы: является ли Номер обезличен Номер обезличен пожароопасным? является ли Номер обезличен взрывоопасным?  возможна ли полная ликвидация Номер обезличен Номер обезличен безопасным (для жителей
близлежащих домов) способом? в течение какого времени возможна ликвидация Номер обезличен Номер обезличен безопасным для жителей близлежащих домов способом? исключена ли возможность пожара, взрыва при ликвидации Номер обезличен Номер обезличен, которые могут причинить вред жизни, здоровью или имуществу жителей близлежащих домов? какие меры безопасности для жителей близлежащих домов необходимо принять при ликвидации Номер обезличен Номер обезличен и на какой срок?

Заявление мотивирует тем, что она проживает по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен  Номер обезличен Ее представителем, в Администрацию Осинниковского городского округа было подано заявление о создании межведомственной комиссии с целью признания указанного дома не пригодным для постоянного проживания и подлежащим сносу, а жителей дома по ..., д. Номер обезличен, подлежащих переселению. Дата обезличена г. межведомственная комиссия Администрации Осинниковского городского округа вынесла решение Номер обезличен, о проведении дополнительного обследования, в связи с чем, было рекомендовано представить следующие документы: заключение об оказании вредного воздействия атмосферного воздуха на человека; заключение о потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также повышения радиационного фона; заключение о несоответствии по микроклимату, воздухообмену, уровню содержания вредных для здоровья и жизни человека. Считает, что данное требование противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу». Согласно п. 45 вышеуказанного постановления правительства РФ, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом. По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания. Комиссия в свою очередь, в ходе работы вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии, пригласить экспертов, в связи с чем, получение заключений экспертов по дополнительным вопросам является обязанностью межведомственной комиссии, а не заявителя. Указанные обследования, экспертизы, назначаемые межведомственной комиссией органа местного самоуправления проводятся соответствующими органами без взимания платы. Следовательно, указанное решение, в части возложения обязанности проведения дополнительных обследований за свой счет, и предоставлении заключений на заявителя, является незаконным, существенно нарушающим его права и не предусмотрено ни постановлением правительства РФ № 47, ни Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Кроме того, согласно ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и     неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в    целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Полагает, что для разрешения всех вопросов, связанных с ликвидацией Номер обезличен Номер обезличен, для установления вышеуказанных юридических фактов, межведомственной комиссии необходимо провести санитарно-эпидемиологическую и пожаро-техническую экспертизы.

Полякова М.И. в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство, в котором просила о рассмотрении дела по ее заявлению об оспаривании решения органа местного самоуправления в ее отсутствие, с участием представителя – Кузиной Н.В. и (или) Канцлер Н.И.

В судебном заседании представитель заявительницы – Кузина Н.В., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г., со всеми правами стороны в гражданском процессе, поддержала заявление своей доверительницы в полном объеме и подтвердила изложенные в нем обстоятельства. В дополнение, объяснила, что от проведения обследования жилого дома она отказалась, так как прибывшая межведомственная комиссия, была не в полном составе, в связи с чем, вынесенное ею решение, является незаконным.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Осинниковского городского округа - Кругляк Л.С., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена г., возражала против удовлетворения заявления. Объяснила, что обследование жилого дома по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, межведомственная комиссия не производила, в виду отказа заявителя и его представителя. Почему комиссия выходила на обследование не в полном составе, пояснить затруднилась. Кроме того, пояснила, что в настоящее время работы по ликвидации Номер обезличен проведены, Номер обезличен выведен из числа горящих и ни какой угрозы жизни и здоровью людей проживающих в близлежащих домах не представляет.

Заслушав объяснения представителя заявителя и представителя заинтересованного лица, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд находит заявление подлежащим частичному удовлетворению.

   В ст. 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.

В ст. 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п. 8 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Согласно п. 7 Положения, признание помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В силу п. 43 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что Полякова М.И., являясь собственником жилого дома по адресу: ..., ..., ..., д. Номер обезличен л.д. 12), расположенного рядом с Номер обезличен Номер обезличен Номер обезличен, Дата обезличена г. обратилась в Администрацию Осинниковского городского округа с заявлением о создании межведомственной комиссии для установления следующих обстоятельств: оказывает ли вредное воздействие на человека атмосферный воздух, в  районе Номер обезличен  Номер обезличен, по адресу:  ..., ..., д. Номер обезличен  Номер обезличен, а также воздух в жилых и других помещениях  (местах постоянного или временного пребывания человека); превышает ли предельно допустимые концентрации  (уровни), установленные санитарными правилами содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона в почве огорода по данному адресу;  соответствуют ли санитарным правилам, в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания, жилые помещения дома Номер обезличен по ..., по микроклимату, воздухообмену, уровням содержания вредных для здоровья и жизни человека веществ; является ли неблагоприятной среда обитания жителей указанного дома и оказывает ли вредное воздействия на человека, наносит ли ущерб его здоровью и жизни; находится ли дом Номер обезличен по ... ... на подработанной шахтой территории, с целью признания указанного жилого дома непригодным для постоянного проживания, подлежащим сносу и выселения жителей данного дома. К указанному заявлению, были приложены копия доверенности, копия технического паспорта и копия свидетельства о государственной регистрации права собственности л.д. 40-42).

Из решения межведомственной комиссии Номер обезличен от Дата обезличена г. следует, что в связи с тем, что комиссия прибыла не в полном составе, обследование жилого дома по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, проведено не было, в виду отказа заявителя и его представителя л.д. 14).

Факт того, что комиссия выезжала на обследование не в полном составе, был подтвержден в судебном заседании и показаниями свидетелей ФИО8, ФИО7, который показали, что на обследование жилого дома по адресу:        ..., ..., д. Номер обезличен, выезжали представители четырех отделов и руководитель филиала Номер обезличен Бюро технической инвентаризации г. Осинники, полный же состав комиссии, включает в себя представителей девяти отделов, органов и организаций.

Свидетель Смагин А.Г. – начальник отдела Государственного пожарного надзора показал, что на заседании межведомственной комиссии, состоявшемся Дата обезличена г. он не присутствовал, на обследование дома по ..., д. Номер обезличен, выезжал его заместитель – ФИО9

При указанных обстоятельствах, в виду того, что комиссия выезжала на обследование жилого дома не в полном составе, суд приходит к убеждению, что в полной мере провести оценку степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона, параметров микроклимата помещения, и оценить соответствие жилого помещения требованиям Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», не представлялось возможным.

            Кроме того, в ходе работы, межведомственная комиссия приняла решение о проведении дополнительного обследования для установления следующих обстоятельств: оказание вредного воздействия атмосферного воздуха на человека; потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также превышения уровня радиационного фона; не соответствия по микроклимату, воздухообмену, уровня содержания вредных для здоровья и жизни человека.

            Обязанность же по предоставлению необходимых документов: заключения об оказании вредного воздействия атмосферного воздуха на человека; заключения о потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также повышения радиационного фона; заключения о несоответствии по микроклимату, воздухообмену, уровню содержания вредных для здоровья и жизни человека, была возложена на заявителя л.д. 14).

Данное требования межведомственной комиссии противоречит п. 45 указанного Положения, в котором закреплено, что для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы:

нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение;

план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением.

По усмотрению заявителя также могут быть представлены заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

            Обязанности предоставления заявителем каких-либо иных документов, Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, не содержит.

            С учетом изложенного, суд находит решение межведомственной комиссии № 4 от 24.02.2011 г., незаконными и подлежащим отмене.

            В удовлетворении же требований Поляковой М.И. об обязании Администрации Осинниковского городского округа создать межведомственную комиссию, в состав которой включить представителей «органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека» и назначить санитарно-эпидемиологичскую и пожаро-техническую экспертизы, суд считает необходимым отказать по следующим основаниям.

            В п. 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 предусмотрено, что в состав комиссии, созданной в установленном порядке органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда, включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

В силу п. 44, 46 данного положения, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает также и определение перечня дополнительных документов - заключений соответствующих органов государственного контроля и надзора, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым.

Рассмотрев поступившее заявление, комиссия принимает решение (в виде заключения), либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Судом установлено, что межведомственная комиссия по обследованию жилых помещений и зданий всех форм собственности с целью признания их аварийными или непригодными для проживания, а также нежилых зданий, строений и сооружении, предназначенных для массового пребывания людей на возможность их дальнейшей эксплуатации, создана органом местного самоуправления – Администрацией ... в ... г., на основании распоряжения главы Муниципального образования - г. Осинники Кемеровской области от Дата обезличена г. Номер обезличен л.д. 24-25, 26, 27). В состав указанной межведомственной комиссии включены представитель органа местного самоуправления – заместитель главы города по строительству, назначенный председателем комиссии, начальник отдела по учету и распределению жилья Администрации города, а также представители следующих органов и учреждений: отдела архитектуры и градостроительства администрации города; филиала Номер обезличен Бюро технической инвентаризации ...; подотдела ГЖИ Кемеровской области; Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Осинники; Муниципального учреждения «Управления городским хозяйством»; отдела Государственного пожарного надзора в г. Осинники; Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области.

Таким образом, в настоящее время указанная межведомственная комиссия уже создана, является постоянно действующей, ее состав является неизменным и утвержден распоряжением Администрации города от Дата обезличена г., и соответствует требованиям п. 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, так как, в нее включены представители всех органов и организаций, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, органа архитектуры и градостроительства, расположенных на территории г. Осинники.

Деятельность межведомственной комиссии и возложенные на нее функции, регламентируются Положением «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства от 28.01.2006 г. № 47.

В ходе работы, при рассмотрении вопроса о пригодности для проживания жилого помещения, и исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, межведомственная комиссия уже определяет, требуются ли для его разрешения, дополнительное обследования оцениваемого помещения и проведение каких-либо экспертиз, и, в случае необходимости, назначает их проведение.

По результатам работы комиссия принимает решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания или о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания, которое может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

Таким образом, поскольку до настоящего времени межведомственной комиссией обследование жилого дома по адресу: ..., ..., д. Номер обезличен, проведено не было в виду отказа заявителя, и решение о пригодности или непригодности данного жилого помещения не вынесено, суд приходит к убеждению, что требования об обязании межведомственной комиссии провести дополнительные экспертизы необоснованны.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 258, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л

Заявление Поляковой Марины Ивановны об оспаривании решения органа местного самоуправления, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение межведомственной комиссии Администрации Осинниковского городского округа Номер обезличен от Дата обезличена г. об обязании Поляковой Марины Ивановны представить дополнительные документы: заключение об оказании вредного воздействия атмосферного воздуха на человека; заключение о потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также повышения радиационного фона; заключение о несоответствии по микроклимату, воздухообмену, уровню содержания, вредных для здоровья и жизни человека.

В остальной части заявления, Поляковой Марине Ивановне, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.

 

Мотивированное решение изготовлено 16.06.2011 года.

Судья подпись

Копия верна

Судья С.В. Третьяков.