Дело №2-545/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Город Осинники 22 июля 2011 года Осинниковский городской суд Кемеровской области В составе судьи Черной Е.А. При секретаре Евсееве С.Н., Рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Большаниной Татьяны Федосеевны к Администрации Осинниковского городского округа о признании действий по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконными, признании права на обеспечение жильем, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г.Осинники, в котором просит признать незаконным отказ Администрации города Осинники в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязать ответчика устранить допущенное нарушение. В дальнейшем истец представил дополнительное исковое заявление. В котором просил признать незаконными Распоряжение Главы ... ***р от Дата обезличенаг. в отношении Большаниной Т.Ф. об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и Распоряжение Главы ... ***р от Дата обезличенаг в отношении Большаниной Т.Ф. об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Требования мотивируя тем, что Большанина Т.Ф. является вдовой участника Великой отечественной войны, проживает в ветхом доме, т.о. является нуждающимся в предоставлении социального жилья в порядке, установленном Указом Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой отечественной войны 1941-1945 годов». Администрацией г. Осинники Большаниной Т.Ф. было отказано в признании нуждающимся в получении социального жилья, поскольку она обеспечена жильем. Считает данный отказ незаконным, так как Администрация г. Осинники, отказывая в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и не признавая его нуждающимся в жилом помещении не учла того, что она проживает в доме 1957 года постройки, который ветхий, имеет большой физический износ и не пригоден для проживания. В судебное заседание истица Большанина Т.Ф не явилась, извещена, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истицы ФИО3 поддержал заявленные исковые требования в полном объеме и просил их удовлетворить. Так же заявил ходатайство о взыскании в пользу истца понесенных им судебных издержек в сумме *** рублей за проведение экспертизы, *** рублей –за участие представителя в судебном заседании. Представитель ответчика - Администрации г.Осинники, сменившего наименование на Администрацию Осинниковского городского округа в соответствии с решением Осинниковского городского совета народных депутатов №154-МНА от 28.10.2010 года- ФИО4, действующая на основании доверенности *** от Дата обезличена г., с предъявленным иском не согласна в полном объеме, пояснив, что распоряжением Главы г. Осинники истцу Большаниной Т.Ф было отказано в постановке и принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Вывод Администрации г. Осинники основан на тех обстоятельствах, что Большанина Т.Ф обеспечена пригодным для проживания жилым помещением; жилая площадь превышает учетную норму предоставления на одного человека. Дом, в котором проживает Большанина Т.Ф, был осмотрен в феврале 2010 г. комиссией Администрации г. Осинники, о чем составлен акт жилищных условий, который приобщен к материалам дела. Считает, что жилое помещение пригодно для проживания. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. Исследовав обстоятельства данного дела, письменные доказательства, представленные сторонами, выслушав мнение сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно ст.40 Конституции РФ никто не может быть лишен права на жилое помещение. В соответствии с подпунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» за счет средств федерального бюджета обеспечиваются жильем члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии со ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, в том числе, указанных в статье 15 Федерального закона от 12.01.1995 года, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших па учет до 01.01.2005 года и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005 года. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах». Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а так же членов их семей, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством. В судебном заседании установлено, что Большанина Т.Ф является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается соответствующим удостоверением, выданным Управлением Социальной защиты населения администрации г. Осинники. Согласно данных Федеральной Миграционной службы по Кемеровской области Большанина Т.Ф., 1924 года рождения, с Дата обезличена года значится зарегистрированным по адресу гор.... .... Указанный дом общей площадью *** кв.м. находится в ее собственности в соответствии со свидетельство на праве собственности *** от Дата обезличена года, что следует из справки ФГУП «Ростехинвентаризация-федеральное «БТИ» л.д.6). Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлены критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Положениями ст. 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, при этом ее размер не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Согласно части 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления Таким образом, постановка на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий относится к компетенции Администрации г. Осинники. Обосновывая свои требования, истцы ссылаются на Указ Президента РФ от 07.05.2008 года №714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов», указывая, что у Большаниной Т.Ф единственное жилье ветхое, подлежащее сносу, таким образом, является нуждающейся в улучшении жилищных условий. После обращения истицы Большаниной Т.Ф по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы участника Великой отечественной Войны, Главой г. Осинники изданы распоряжения ***р от Дата обезличена г. в отношении Большаниной Т.Ф об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и ***р от Дата обезличена г. в отношении Большаниной Т.Ф. об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма л.д.5, 28). В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5 «О ветеранах» (далее Федеральный закон от 12.01.1995 № 5) участникам Великой Отечественной Войны, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (ч. 2 ст. 23.2). В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-945 годов» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. следует необходимым завершить. В соответствии с пунктом 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок проведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. На территории Кемеровской области вышеназванные правоотношения регулируются законом Кемеровской области №68-ОЗ от 10.06.2005 г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со статьей 2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями. Судом установлено, что Дата обезличена г. Межведомственной комиссией, назначенной Распоряжением Администрации г. Осинники были обследованы жилищные условия Большаниной Т.Ф. согласно акта обследования которой Большанина Т.Ф проживает в жилом доме по адресу ..., ..., так же указано что имеется мелкие трещины по штукатурному слою стен, в местах сопряжения перекрытий, имеется сколы шифера, стертость пола, переплеты на окнах рассохлись. Тем не менее сделан вывод об удовлетворительном состоянии основных конструкций. Так же было рекомендовано обследовать дом в летний период, поскольку имелась возможность появления каких либо скрытых дефектов. В соответствии с заключением *** от Дата обезличена года жилой дом по адресу гор.... пригоден для проживания.л.д.25-27) Истец не согласен с указанным заключением, указывая что состояние дома таково, что проживать в нем не возможно. В судебном заседании по ходатайству истца была назначена и проведена судебно-строительная экспертиза. В соответствии с заключением которой процент износа дома по адресу гор.... составляет 72%. Спорный дом ремонту и реконструкции не подлежит, и с учетом его состояния подлежит сносу, как не пригодный для проживания. Суд полагает, что данное заключение является относимым и допустимым доказательством по делу, сомнений в своей объективности и достоверности у суда не вызывает. Заключение же межведомственной комиссии спорно, указывая на недостатки строительных элементов дома, комиссия приходит к противоположному выводу о пригодности дома для проживания, так же полагает что дом подлежит осмотру в летнее время, что сделано не было, что не должно препятствовать истцу в предоставлении доказательств и суду, который каждое доказательство оценивает по своему внутреннему убеждению. Таким образом, в судебном заседании установлено, что жилой дом, расположенный по адресу ... не пригоден для проживания и подлежит сносу. Администрация г. Осинники, отказывая Большаниной Т.Ф. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылается на наличие у Большаниной Т.Ф. общей площади жилого помещения более учетной нормы, не учтя того факта, что дом, в котором проживает Большанина Т.Ф. не пригоден для проживания. Из смысла и правового содержания приведенных выше норм Закона следует, что жилье участникам и вдовам участников ВОВ предоставляется при условии их нуждаемости в нем. Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены условия признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Данная норма ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, к которым относятся: 1) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, суд приходит к выводу, что Большанина Т.Ф., проживая в доме, проживание в котором не возможно, должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом не имеет значение размер общей площади ветхого жилья. В связи с чем отказ Администрации города Осинники суд считает незаконным и необоснованным. Представитель Администрации г. Осинники в судебном заседании пояснил, что истец не был признан в установленном порядке малоимущим, а потому не постановлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете имеют право граждане, относящиеся к следующим категориям: малоимущие; иные определенные федеральным законом, указом Президентом Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора. Таким образом, суд считает, что вдова участника Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильем как иные категории граждан, определенные Федеральным законом «О ветеранах». При этом единственным критерием для получения вдовами участников Великой Отечественной войны мер социальной поддержки по обеспечению жильем остается нуждаемость указанных категорий граждан в улучшении жилищных условий. Необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильем, отсутствует. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что действия администрации г. Осинники об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и признании истца нуждающимся в жилом помещении, являются незаконными. В соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. На основании изложенного, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Истцом оплачена проведенная по делу судебно-строительная экспертиза в сумме *** рублей, что подтверждается чеком и копией чека от Дата обезличена года, так же понесены расходы по оплате государственной пошлины в сумме *** рублей, что подтверждается квитанцией нал.д.3, и оплачены *** рублей за участие представителя в судебном заседании, включая составление искового заявления, участие в двух судебных заседаниях и двух досудебных подготовках, данные судебные издержки являются обоснованными и подлежат взысканию в ее пользу с ответчика. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ: Исковые требования Большаниной Татьяны Федосеевны удовлетворить. Признать Распоряжение Главы г.Осинники ***р от Дата обезличенаг. в отношении Большаниной Т.Ф. об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и Распоряжение Главы г. Осинники ***р от Дата обезличенаг в отношении Большаниной Т.Ф. об отказе в признании граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, незаконными. Обязать Администрацию Осинниковского городского округа признать Большанину Татьяну Федосеевну нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принять ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить Большаниной Татьяне Федосеевне благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным нормам и требованиям общей площадью не менее 36 кв.м. Взыскать с Администрации Осинниковского городского округа в пользу Большаниной Татьяны Федосеевны возврат судебных расходов в размере 14200 рублей. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в срок 10 дней. Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2011 года. Судья подпись Копия верна Судья Е.А.Черная