обжалование решения ГУ УПФ РФ



Дело № 2-922

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Осинники 08 августа 2011 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

В составе судьи Зверковой В.С.

При секретаре Иващенко Г.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Наили Ахраровны к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области о признании незаконным решения комиссии по пенсионным вопросам Управления пенсионного фонда РФ,  

УСТАНОВИЛ:

Ковалева Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к  УПФ РФ в г. Осинники Кемеровской области, в котором просила признать решение Комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Осинники от 14.04.2010 года № 160 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы с 20.02.1990 года по 01.04.1992 года (2 год 1 месяц 12 дней) в календарном исчислении в должности фельдшера здравпункта медвытрезвителя ОВД г.Осинники и назначить досрочную трудовую пенсию с даты подачи заявления о назначении с 22.03.2010 года.

Требования мотивировала тем, что 22.03.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». Решением Комиссии Управления ПФР в г.Осинники ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточностью специального стажа, который составил 27 лет 10 месяцев 22 дня. При определении стажа ответчиком не включен период работы с 20.02.1990 года по 01.04.1992 года (2 год 1 месяц 12 дней) в календарном исчислении в должности фельдшера здравпункта медвытрезвителя ОВД г.Осинники. Считает решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям. Она работала в спорный период в должности фельдшера здравпункта медицинского вытрезвителя ОВД г.Осинники, осуществляла деятельность по охране здоровья населения, местом её работы был здравпункт, который является подразделением для оказания медицинской помощи гражданам. В своей деятельности она руководствовалась Положением «О фельдшерском здравпункте медицинского вытрезвителя», Приказом № 106 от 30.05.1985 года «Об утверждении Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел» и Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители, законами и нормативными актами Министерства Здравоохранения СССР и РФ. Указывает, что согласно действующего законодательства на спорный период «здравпункты (врачебные, фельдшерские) являлись структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи и других организаций, а также образовательных учреждений и предназначены для оказания первичной медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся». При календарном исчислении стажа за спорный период с 20.02.1990 года по 01.04.1992 года, составляющий 2 года 1 месяц 12 дней, полагает, должны быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», при включении данного стажа на 22.03.2010 года она имеет необходимый стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

          В судебном заседании Ковалева Н.А. поддержала исковые требования в полном объеме.

Пояснила, что 22.03.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ». Решением Комиссии Управления ПФР в г.Осинники ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточностью специального стажа, который, по мнению ответчика составил 27 лет 10 месяцев 22 дня. При определении стажа ответчиком не включен период работы с 20.02.1990 года по 01.04.1992 года (2 год 1 месяц 12 дней) в календарном исчислении в должности фельдшера здравпункта медвытрезвителя ОВД г.Осинники. Считает решение незаконным и необоснованным. Она работала в спорный период в должности фельдшера здравпункта медицинского вытрезвителя ОВД г.Осинники, осуществляла деятельность по охране здоровья населения, методом её работы был здравпункт, который является подразделением для оказания медицинской помощи гражданам. Пояснила, что она занималась лечебной деятельностью, оказывала медицинскую помощь людям, которые поступали в медвытрезвитель, поскольку иногда пьяные даже не осознавали, где они находились, поступали с заразными венерическими заболеваниями, в бессознательном состоянии. Их деятельность курировала санэпидемстанция (СЭС), был старший фельдшер и 4 фельдшера. При поступлении в медвытрезвитель, она осматривала поступивших, оценивала состояние тяжести состояния больного, наблюдала за его состоянием, измеряла давление, отправляла в здравпункт, если поступали лица в тяжелом алкогольном опьянении, делала внутривенные капельницы, старший фельдшер ходила в поликлинику, выписывала лекарства, то есть осуществляла лечебную деятельсноть. На работу она устраивалась в ГОВД г.Осинники, была вольнонаемная, работая фельдшером, проходила аттестацию. Просила признать решение Комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Осинники от 14.04.2010 года № 160 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным; обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы с 20.02.1990 года по 01.04.1992 года (2 года 1 месяц 12 дней) в календарном исчислении в должности фельдшера здравпункта медвытрезвителя ОВД г.Осинники и назначить досрочную трудовую пенсию с даты подачи заявления о назначении с 22.03.2010 года, а также просила взыскать с ответчика в её пользу судебные расходы в размере хх рублей, из которых: возврат госпошлины в размере хх рублей, за составление искового заявление хх рублей и за участие представителя в сумме хх рублей.

 Представитель истца Колмогорова М.В., действующая на основании ордера  № 365 от 28.06.2011 года л.д.22)  исковые требования Ковалевой Н.А. поддержала в полном объеме. Полагает, что решение Комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Осинники от 14.04.2010 года об отказе Ковалевой Н.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости вынесено незаконно, поскольку не указание структурного подразделения в трудовой книжке и несоответствие названия о наименовании учреждения не может служить основанием к отказу в установлении льготного стажа для назначения пенсии.

                Представитель ответчика УПФ РФ в г.Осинники Фатенкова Н.В., действующая на основании доверенности № 45 от 13.07.2011 года, исковые требования не признала.

           В судебном заседании пояснила, что решение комиссии Управления пенсионного фонда РФ в г. Осинники об отказе Ковалевой Н.А. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости от 14.04.2010 года  №160 является законным и обоснованным. Указала, что 22.03.2010 года Ковалева Н.А. обратилась в Управление ПФР в г.Осинники с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регулируются ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии со ст. 27.1.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение указанной пенсии. Расчет специального стажа по нормам постановления РФ от 29.10.2022 года № 781. В специальный стаж подлежат включению следующие периоды работы: с 01.03.1980 года по 01.02.1990 года (9 лет 11 месяцев 1 день) в должности фельдшера линейной выездной бригады Калтанской подстанции скорой медицинской помощи г.Осинники; со 02.04.1992 года по 22.03.2010 года (17 лет 11 месяцев 21 день) – фельдшер выездной бригады станции скорой медицинской помощи г.Осинники. Специальный стаж, исчисленный по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 составляет 27 лет 10 месяцев 22 дня. В специальный стаж не может быть засчитан период с 20.02.1990 года по 01.04.1992 года (2 года 1 месяц 12 дней) – период работы в должности фельдшера медицинского вытрезвителя ОВД г.Осинники. Учреждение «медицинский вытрезвитель ОВД» Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781, не поименовано. Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395 учреждение «медицинский вытрезвитель ОВД» не предусмотрено. Право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения предоставляется при соблюдении двух условий: работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях. Пенсионный фонд РФ в силу своего правового статуса является правоприменительным органом, и не вправе расширительным образом толковать нормы права. По причине отсутствия требуемого специального стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью (требуемый – 30 лет, в наличии 27 лет 10 месяцев 22 дня) право на назначение трудовой пенсии по ст. 27.1.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Ковалева Н.А., на дату обращения, 22.03.2010 года не имеет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

         Представитель третьего лица Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел РФ «Осинниковский» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие л.д.54).

          Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного третьего лица.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

На момент обращения истца в  УПФ РФ г. Осинники правоотношения по назначению трудовой пенсии регулировались Федеральным законом РФ от 17.12.2001 года  № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2002 года.

Данный Федеральный Закон, предусматривая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и закрепляя в качестве условия назначения пенсии – достижение пенсионного возраста, устанавливает также порядок сохранения и конвертации ранее приобретенных прав, в том числе и права на досрочное назначение трудовой пенсии независимо от возраста для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергался неблагоприятному воздействию разных факторов, обусловленных спецификой и характером работы.

Согласно ч. 1 ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии со ст. 27.1.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах.

  Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

В соответствии с указаниями, содержащимися в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

         Судом установлено, что с 20.02.1990 года по 01.04.1992 года Ковалева Н.А. работала фельдшером медицинского вытрезвителя Осинниковского ГОВД, что подтверждается записями в трудовой книжке истца л.д. 18-19). Из справки Отдела внутренних дел видно, что Ковалева Н.А. работала в органах внутренних дел с 20.02.1990 года по 01.04.1992 года в должности фельдшера медицинского вытрезвителя ОВД г.Осинники, 01.04.1992 года уволена по переводу в скорую помощь л.д.34). Указанные сведения подтверждаются также личной карточкой Ковалевой Н.А. л.д.35) и выписками из приказов начальника ОВД Администрации г.Осинники о назначении Ковалевой Н.А. на должность фельдшера медицинского вытрезвителя и о её увольнении из медицинского вытрезвителя л.д.51,52).

       Полагая, что у нее имеется необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости стаж, истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако, решением заседания Комиссии Управления ПФР в г. Осинники по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 160 от 14.04.2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа 30 лет л.д. 11).  

   Отказ мотивирован тем, что учреждение «медицинский вытрезвитель ОВД» Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства от 29.10.2002 года № 781, не поименовано. Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 03.11.1999 года № 395 учреждение «медицинский вытрезвитель ОВД» не предусмотрено.

  С учетом собранных по делу доказательств, суд находит решение Комиссии УПФ в г. Осинники законным и обоснованным.

 По мнению суда, истец не имеет права на назначение трудовой пенсии по ст. 27.1.20 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по причине отсутствия требуемого стажа – 30 лет, поскольку работа в должности фельдшера медицинского вытрезвителя не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения.

         Согласно протокола комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в г.Осинники от 14.04.2011 года, Ковалевой Н.А. засчитаны в специальный стаж периоды работы: с 01.03.1980 года по 01.02.1990 года (9 лет 11 месяцев 1 день) в должности фельдшера линейной выездной бригады Калтанской подстанции скорой медицинской помощи г.Осинники; со 02.04.1992 года по 22.03.2010 года (17 лет 11 месяцев 21 день) – фельдшер выездной бригады станции скорой медицинской помощи г.Осинники, таким образом специальный стаж, исчисленный по постановлению Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 составляет 27 лет 10 месяцев 22 дня. Не засчитан период работы истца с 20.02.1990 года по 01.04.1992 года (2 года 1 месяц 12 дней) в должности фельдшера медицинского вытрезвителя ОВД г.Осинники.

Из материалов дела усматривается, что согласно сообщения ГУВД по Кемеровской области Информационного центра, личное дело Ковалевой Н.А. на хранение в архив не поступало, из выписок приказов начальника УВД Кемеровского облисполкома, УВД Администрации Кемеровской области по штатному расписанию за 1990-1993 годы в отношении здравпункта медвытрезвителя ОВД г.Осинники видно, что в соответствии с приказами МВД были утверждены штаты медицинского вытрезвителя при ОВД области, согласно которых медицинский вытрезвитель располагал определенным количеством коек, в здравпункте числился фельдшер, категория персонала - служащий  л.д.12-17).

       Как следует из материалов дела, в спорный период работы Ковалевой Н.А. действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. Данный Перечень не относил медицинские вытрезвители органов внутренних дел к Списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 18.04.1991 N 1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" и пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" установлено, что медицинские вытрезвители при органах внутренних дел входят в структуру милиции общественной безопасности.

Согласно пункту 1 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайорганах внутренних дел, утвержденного приказом Министерства внутренних дел СССР от 30.05.1985 N 106, медицинский вытрезвитель является специализированным учреждением милиции общественной безопасности, выполняющим функции пресечения нарушения антиалкогольного законодательства, в частности появления на улицах и других общественных местах граждан в состоянии опьянения, оскорбляющих человеческое достоинство и общественную нравственность, и оказания лицам, находящимся в средней или тяжелой степени опьянения, медицинской помощи.

Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106 утверждено Положение о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители л.д.23-28).

Во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" Правительство Российской Федерации издало Постановление N 723 от 17 сентября 1992 г., в соответствии с которым на Минздрав России возложены обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей и установлено, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство и решения всех организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей милиции другим органам, Министерство внутренних дел России продолжает выполнять функции, указанные в пункте 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции". В настоящее время МВД России продолжает выполнять обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей. Медицинский вытрезвитель не отнесен к учреждениям системы здравоохранения.

Таким образом, в Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" № 781 от 29 октября 2002 года учреждение "УВД" не указано, не указано оно и в вышеуказанных Списках, следовательно, спорный период работы не может быть включен в льготный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения.

На основании изложенного суд считает, что в удовлетворении исковых требований Ковалевой Н.А., предъявленных к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в г. Осинники Кемеровской области следует отказать.

Доводы представителя истца о том, что в соответствии с Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет» должность фельдшера включена в перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций и согласно действующего законодательства на спорный период «здравпункты (врачебные, фельдшерские)» являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или предприятий промышленности, а потому требования истца должны быть удовлетворены, суд считает необоснованными, поскольку медицинский вытрезвитель, где работала истец в спорный период, не относится к Учреждению здравоохранения.

                  В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

               Поскольку требования истца не подлежат удовлетворению, не полежат удовлетворению и его требования о взыскании судебных расходов за оплату госпошлины в размере хх рублей, за составление искового заявления в размере хх рублей и за участие представителя в судебном заседании в сумме хх рублей.

          Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Ковалевой Наиле Ахраровне в удовлетворении исковых требований к Управлению пенсионного фонда в Российской Федерации (Государственное учреждение) в г. Осинники Кемеровской области о признании решения Комиссии по пенсионным вопросам Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в г.Осинники от 14.04.2010 года № 160 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, незаконным; обязании ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы с 20.02.1990 года по 01.04.1992 года (2 год 1 месяц 12 дней) в календарном исчислении в должности фельдшера здравпункта медвытрезвителя ОВД г.Осинники, назначении досрочной трудовой пенсии с   22.03.2010 года, а также взыскании судебных расходов за уплату госпошлины в размере хх рублей, за составление искового заявления в размере хх рублей и за участие в деле представителя в размере хх рублей, отказать.

        

         Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

            Мотивированное решение изготовлено 11.08.2011 года.

Судья

Копия верна

Судья В.С.Зверкова