Город Осинники 28 июля 2011 года Судья Осинниковского городского суда Кемеровской области Зверкова В.С. При секретаре Иващенко Г.И. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г.Осинники в интересах Симонихиной Клавдии Георгиевны к Администрации Осинниковского городского округа о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, У С Т А Н О В И Л Прокурор г.Осинники обратился в суд в интересах Симонихиной Клавдии Георгиевны с иском к Администрации Осинниковского городского округа, в котором просил признать заключения межведомственной комиссии Администрации г.Осинники № хх от 01.03.2010 года и № хх от 11.08.2010 года о признании жилого дома № хх по ул.хх пригодным для проживания, незаконными; признать постановление главы Администрации Осинниковского городского округа № 437-П от 28.03.2011 года «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», незаконным; обязать Администрацию Осинниковского городского округа признать Симонихину Клавдию Георгиевну нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и принять на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Требования мотивировал тем, что в прокуратуру г.Осинники обратилась вдова участника Великой отечественной войны Симонихина К.Г. по поводу нарушений её жилищных прав в связи с отказом Администрации Осинниковского городского округа поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Симонихина К.Г. проживает в жилом доме, расположенном по адресу г.Осинники ул.хх, ? доля которого принадлежит ей на праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию. 03.12.2009 года в соответствии со ст. 51,52 ЖК РФ, Симонихина К.Г. подала в Администрацию г.Осинники заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме того, 14.06.2010 года и 19.04.2010 года Симонихиной К.Г. вновь были направлены заявления о не согласии с отказом в предоставлении жилого помещения. Однако письменные ответы на указанные заявления не предоставлялись. В ходе проверки было установлено, что согласно письменного ответа УСЗН Администрации г.Осинники, направленного Симонихиной 04.05.2010 года следует, что Симонихина К.Г. обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы, в связи с чем, нуждающейся в улучшении жилищных условий не является и не может быть поставлена на учет по обеспечению жильем по Указу Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ» от 07.05.2008 года № 714. Кроме того, заключениями и актами межведомственной комиссии администрации г.Осинники № 67 от 01.03.2010 года и № 104 от 11.08.2010 года жилой дом, расположенный по адресу г.Осинники ул.хх пригоден для проживания. Между тем, в данных актах указано, что стены наружные и внутренние кирпичные, имеются трещины, небольшая осадка, перекрытия деревянные, имеются следы протечек, кровля шифер по деревянной обрешетке, имеются сколы листов шифера, полы дощатые, имеется неравномерная осадка. На основании постановления главы администрации Осинниковского городского округа № 437-П от 28.03.2011 года Симонихиной было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Действия ответчика являются незаконными, т.к. Симонихина имеет право состоять на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях при Администрации Осинниковского городского округа. Представитель истца – помощник прокурора г.Осинники Гордеева О.А. просила взыскать с Администрации Осинниковского городского округа в пользу Симонихиной К.Г. расходы за проведение экспертизы в сумме хх рублей. Пояснила в судебном заседании, что в ходе рассмотрения дела была проведена экспертиза, согласно которой дом по хх был признан не пригодным для проживания. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме. Истец Симонихина К.Г. в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представитель Администрации Осинниковского городского округа Кругляк Л.С., действующая на основании доверенности № 6 от 01.02.2011 года, исковые требования не признала. Пояснила в судебном заседании, что Симонихина К.Г. обеспечена жилым помещением, она имеет в собственности ? долю в праве на жилой дом по хх в г.Осинники на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию. Общая площадь дома составляет 62,8 кв.м., она зарегистрирована в указанном доме и проживает в нем. В соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07.05.2008 года с учетом изменений от 09.01.2010 года, право на получение жилого помещения имеют граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством. По результатам обследования Межведомственной комиссий, созданной Администрацией Осинниковского городского округа, частный дом признан пригодным для проживания. Поскольку истец обеспечена площадью жилого помещения, пригодного для проживания, более учетной нормы по городу Осинники, которая составляет 12,5 кв.м. общей площади на каждого члена семьи, права состоять на учете в улучшении жилищных условий, она не имеет. Просила в удовлетворении исковых требований отказать. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Симонихиной К.Г. Заслушав объяснения сторон, исследовав обстоятельства дела и оценив представленные доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению. В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища. Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года за № 5-ФЗ «О ветеранах». Согласно п.2 Указа право на получение жилого помещения имеют граждане, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством (в частности в соответствии со ст. 51 ЖК РФ). Статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ (в ред. от 09.12.2010 года) «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. Из подпункта 4 пункта 1 ст. 21 указанной статьи усматривается, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Судом установлено, что на основании дубликата свидетельства о праве на наследство по завещанию хх от 29.04.2003 года, удостоверенного Сегиной Т.Р. нотариусом Осинниковского нотариального округа, выданного взамен утраченного от 13.10.2005 года хх л.д.14), свидетельства о государственной регистрации права, выданного Управлением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Кемеровской области от 22.07.2003 года л.д.15), собственником ? доли в праве собственности на жилой дом, общей площадью 62,8 кв.м., в том числе жилой – 40,9 кв.м., расположенный по адресу г.Осинники хх является Симонихина Клавдия Георгиевна. Симонихина К.Г. зарегистрирована в указанном доме с 14.12.2006 года, что подтверждается домовой книгой нал.д.17, копией паспорта нал.д. 18-19, справкой уличного комитета, о том, что она зарегистрирована и проживает в доме одна нал.д.16. Из удостоверений, выданных Управлением социальной защиты населения Администрации г.Осинники, Администрацией Кемеровской области, усматривается, что Симонихина К.Г. является вдовой участника Великой Отечественной Войны л.д.21), ветераном Великой Отечественной Войны, имеет права и льготы, установленные ст.20 ФЗ «О ветеранах» л.д.22), а также ветераном труда л.д.23). 03.12.2009 года Симонихина К.Г. обратилась в Администрацию г.Осинники с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении л.д.9). Согласно части 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Частью 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок проведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. На территории Кемеровской области вышеназванные правоотношения регулируются законом Кемеровской области №68-ОЗ от 10.06.2005 года «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма». В соответствии со статьей 2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями. Межведомственной комиссией Администрации г.Осинники было проведено обследование жилого помещения Симонихиной К.Г. по адресу г.Осинники ул.хх. Согласно акту обследования № 67 от 01.03.2010 года помещения и заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания под тем же номером и от той же даты межведомственной комиссией сделано заключение о том, что жилой дом № хх по улице хх, города Осинники, пригоден для проживания л.д.26-28). Поскольку обследование проводилось в зимний период времени и возможно появление каких-нибудь скрытых дефектов, при необходимости обследование провести в летний период времени. 11.08.2010 года Межведомственная комиссия Администрации г.Осинники провела обследование дома по ул.хх. Из акта обследования № 104 от 11.08.2010 года помещения и заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания под тем же номером и от той же даты, межведомственной комиссией сделано заключение о том, что жилой дом № хх по улице хх, города Осинники, пригоден для проживания л.д. 29-31). Постановлением Администрации Осинниковского городского округа № 437-П от 28.03.2011 года, Симонихиной К.Г., вдове участника Великой Отечественной Войны, в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано в соответствии со ст. 51, 53 ЖК РФ л.д.38). В ходе рассмотрения дела истец заявлял ходатайство о проведении по данному делу строительно-технической экспертизы. Определением суда от 31.05.2011 года по данному гражданскому делу была назначена строительно-техническая экспертиза, согласно заключения которой, жилой дом, расположенный по адресу г.Осинники ул.хх не пригоден для проживания, не соответствует санитарным нормам и правилам для проживания. Оснований не доверять заключению экспертизы у суда не имеется. Статьей 51 Жилищного кодекса РФ установлены критерии, в соответствии с которыми граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, а также предусмотрены условия признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Данная норма ЖК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, к которым относятся: 1) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким образом, в качестве нуждающихся, закон признает лиц, которые проживают в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, в связи с чем, отказ Администрации Осинниковского городского округа в постановке истца на учет, суд считает незаконным и необоснованным, поскольку Симонихина К.Г. проживает в жилом доме, не пригодным для проживания и не соответствующим санитарным нормам и правилам. Доводы представителя ответчика - Администрации Осинниковского городского округа, о том, что Симонихина обеспечена площадью жилого помещения более учетной нормы, суд считает несостоятельными, поскольку в судебном заседании было с достоверностью установлено, что данное жилое помещение признано не пригодным для проживания. Таким образом, суд приходит к выводу, что Симонихина К.Г., проживая в жилом доме не пригодном для проживания, должна быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдова участника ВОВ, а заключения межведомственной комиссии Администрации г.Осинники № хх от 01.03.2010 года и № 104 от 11.08.2010 года о признании жилого дома по ул.хх пригодным для проживания и постановление главы Администрации Осинниковского городского округа № хх от 28.03.2011 года «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», следует признать незаконными. На основании ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. По мнению суда, возмещение расходов по оплате строительно-технической экспертизы с Администрации Осинниковского городского округа в пользу истца Симонихиной К.Г. удовлетворению не подлежит, поскольку квитанция об оплате услуг по судебной строительно-технической экспертизе л.д.126) оплачена не от её имени. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Прокурора г.Осинники в интересах Симонихиной Клавдии Георгиевны к Администрации Осинниковского городского округа о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, удовлетворить. Признать заключения межведомственной комиссии Администрации г.Осинники № хх от 01.03.2010 года и № 104 от 11.08.2010 года о признании жилого дома по хх хх пригодным для проживания, незаконными. Признать постановление главы Администрации Осинниковского городского округа № хх от 28.03.2011 года об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях Симонихиной Клавдии Георгиевны, незаконным. Обязать Администрацию Осинниковского городского округа признать Симонихину Клавдию Георгиевну нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. В удовлетворении требований Симонихиной Клавдии Георгиевне о взыскании с Администрации Осинниковского городского округа её в пользу расходов по оплате строительно-технической экспертизы в размере хх рублей, отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Осинниковский городской суд Кемеровской области в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Мотивированное решение изготовлено 05.08.2011 года. Судья Копия верна Судья В.С.Зверкова