Дело №2-1017/2011 Р Е Ш Е Н И Е Город Осинники 17 августа 2011 года Судья Осинниковского городского суда Кемеровской области Ветрова Н.П. При секретаре Ветровой Н.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жаворонкиной Татьяны Валериевны, Жаворонкина Павла Евгеньевича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Жаворонкина Вячеслава Павловича и Жаворонкина Глеба Павловича, к Администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Жаворонкина Т.В., Жаворонкин П.Е., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Жаворонкина В.П. и Жаворонкина Г.П., обратились в суд с исковым заявлением к Администрации Осинниковского городского округа, в котором просят обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить им отдельное благоустроенное жилое помещение, соответствующее требованиям санитарных норм общей площадью не менее ранее занимаемой ... кв.м. Заявленные требования мотивируют тем, что Жаворонкина Т.В. является нанимателем квартиры по адресу ..., ... на основании договора социального найма от .... Вместе с Жаворонкиной Т.В. значатся зарегистрированными и проживают остальные истцы. Согласно заключению о признании жилого помещения непригодным для проживания от ... данный дом признан межведомственной комиссией не пригодным для проживания. В данном доме проживание не представляется возможным, поскольку в доме сырость, плесень, в комнате провис потолок, дом не обслуживается жилищно – коммунальным хозяйством уже несколько лет. Во внесудебном порядке Администрация Осинниковского городского округа отказывает в предоставлении благоустроенного жилого помещения ввиду отсутствия финансирования на предоставление жилья. В судебном заседании Жаворонкина Т.В., Жаворонкин П.Е., действующие в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Жаворонкина В.П. и Жаворонкина Г.П., поддержали, заявленные исковые требования, уточнили и просили обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить им по договору социального найма отдельное благоустроенное, пригодное для проживания, жилое помещение в черте г. Осинники, состоящее из двух комнат общей площадью не менее ... кв.м. Пояснили, что в связи с отсутствием другого жилья в собственности, их семья вынуждена проживать в указанном доме. Представитель ответчика – Администрации Осинниковского городского округа Загацкая Э.Х., действующая на основании доверенности ... исковые требования не признала. Пояснила, что жилой дом, расположенный по адресу: ..., ... действительно является ветхим и непригодным для проживания. В настоящее время в муниципальной собственности отсутствуют свободные жилые помещения. Истцы будут обеспечены жильем в порядке очередности, по мере поступления финансирования из областного бюджета на переселение граждан из ветхого, аварийного жилья. Также пояснила, что в первую очередь предоставляются жилые помещения гражданам, которые проживают в аварийном жилье, затем тем гражданам, которые проживают в домах, признанных непригодными для проживания. Документально порядок очередности предоставления гражданам жилья не регламентирован. Представители третьих лиц - МУП «УГХ» г. Осинники и Управления образования Администрации Осинниковского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ст. 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. В соответствии с п. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. П. 7 Положения «О признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 (в редакции от 02.08.2007 г.) предусмотрено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органами местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что по договору социального найма жилого помещения от ... квартира по адресу ..., ... предоставлена Жаворонкиной Т.В., членами семьи нанимателя являются Жаворонкин П.Е., Жаворонкин В.П. и Жаворонкин Г.П. л.д.10-13). В данной квартире значатся зарегистрированными Жаворонкина Т.В. с ... года, Жаворонкин П.Е. с ... года, Жаворонкин В.П. с ... года и Жаворонкин Г.П. с ... года л.д.6). Согласно сведениям технического паспорта БТИ г. Осинники дом по ... является муниципальным имуществом города Осинники л.д.14). Из пояснений истцов следует, что иного жилого помещения за ними не значится. Указанное обстоятельство не оспаривалось представителем ответчика. В ходе судебного разбирательства обозревались акт обследования помещения от ... и заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ... в отношении дома по адресу ..., .... Данные документы заверены надлежащим образом и заверены подписями всех членов межведомственной комиссии, назначенной по распоряжению главы г. Осинники. Из акта обследования помещения от ... следует, что межведомственная комиссия, назначенная распоряжением Администрации ... г., произвела обследование дома по адресу: г. Осинники, ... и установила, что фундамент здания: деревянные стулья поражены гнилью, неравномерная осадка; стены наружние и внутренние брусчатые – нижние венцы сгнили, трещины; перекрытия: деревянные – загнивание, недопустимые провесы; кровля: шифер по деревянной обрешетки – массовая гниль, протечки; полы дощатые: поражены гнилью; окна: переплеты рассохлись, поражены гнилью; отопление печное; электропроводка ветхая. Несущая способность основных конструкций данного дома утрачена (л.д6). Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ... составленного межведомственной комиссией, назначенной распоряжением Администрации ...., следует, что жилой дом по адресу: ..., ... не пригоден для проживания л.д.5). Акт и заключение межведомственной комиссии от 2009 г. составлены в том же составе комиссии, назначенной по распоряжению главы г. Осинники. Данное заключение и акт согласуются между собой и бесспорно свидетельствуют о том, что дом по адресу: ..., ... не пригоден для проживания. Суд считает, что истцы предоставили доказательства в обоснование своих требований. Истцы в настоящее время лишены благоустроенного жилья, проживают в доме непригодном для проживания, и нуждаются в предоставлении им благоустроенного жилого помещения. Кроме того, в материалах дела имеется экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение жилищных условий ... составленное ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в г. Осинники в отношении дома по адресу: ..., ..., из которого следует, что микроклиматические условия, санитарно- техническое состояние данной квартиры не соответствует санитарным нормам и правилам ... «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и сооружениям» л.д.7). Суд считает, что данное заключение подтверждает наличие нарушений санитарно- технического состояния квартиры истцов, что свидетельствует, по мнению суда, об обоснованности заявленных исковых требований. Иного заключения, подтверждающего санитарно- техническое состояние квартиры истцов представителем ответчика в суд не представлено, и данное заключение представителем ответчика не опровергнуто. Суд принимает вышеуказанное санитарно-эпидемиологическое заключение во внимание при вынесении решения по делу. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение, находящееся в настоящее время в муниципальной собственности Администрации Осинниковского городского округа, является непригодным для дальнейшего проживания в виду ветхого, аварийного состояния дома. Представителем ответчика Администрации Осинниковского городского округа данное обстоятельство не оспаривалось. На основании ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Ст. 87 ЖК РФ предусматривает, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Поскольку жилое помещение, в котором проживают истцы, в установленном законом порядке признано непригодным для проживания, наймодатель данного жилого помещения - Администрация Осинниковского городского округа, обязана предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Судом установлено, что истцы проживают в отдельной квартире, находящейся в г. Осинники и состоящей из двух комнат, общей площадью ... кв. м. На основании изложенного, исковые требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в виде отдельной, благоустроенной квартиры, находящейся в черте г. Осинники, пригодной для проживания, то есть отвечающей установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, равнозначной по площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть состоящей из двух комнат, общей площадь не менее ... кв. м., являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-0). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления, права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) -при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Довод представителя ответчика о том, что в первую очередь право на предоставление жилых помещений имеют граждане, которые проживают в аварийном жилье, а затем те граждане, которые проживают в домах, признанных непригодными для проживания, в связи с чем, истцам необходимо в удовлетворении исковых требований отказать, суд находит несостоятельным. Статья 57 ЖК РФ предусматривает, что гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Отсутствие в муниципальной собственности свободных жилых помещений, не исключает ответственности органов местного самоуправления по обеспечению истцов жильем вне очереди, так как обеспечение жилым помещением лица, проживающего в непригодном для постоянного проживания доме, по мнению суда, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд, РЕШИЛ: Исковые требования Жаворонкиной Татьяны Валериевны, Жаворонкина Павла Евгеньевича, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Жаворонкина Вячеслава Павловича и Жаворонкина Глеба Павловича, удовлетворить. Обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить Жаворонкиной Татьяне Валериевны, Жаворонкину Павлу Евгеньевичу, Жаворонкину Вячеславу Павловичу и Жаворонкину Глебу Павловичу по договору социального найма отдельное благоустроенное жилое помещение в виде квартиры, состоящей из двух комнат, общей площадь не менее ... кв. м., отвечающее санитарно-техническим нормам и правилам и иным требованиям законодательства, находящееся в черте г. Осинники, взамен непригодного для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: ..., ... Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в срок 10 дней. Судья подпись Копия верна
Именем Российской Федерации