Дело № 2-1272/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Город Осинники 01 ноября 2011 года Осинниковский городской суд Кемеровской области В составе судьи Третьякова С.В. При секретаре Семенюк Н.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новицкой Алла Борисовны к Управлению социальной защиты населения Администрации Осинниковского городского округа о признании незаконными действий об отказе в назначении денежных выплат и предоставлении социальных услуг члену семьи умершего участника и инвалида Великой Отечественной войны, У С Т А Н О В И Л: Новицкая А.Б. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения Администрации Осинниковского городского округа, в котором просит признать действия ответчика, выразившиеся в отказе в назначении ей мер социальной поддержки, как члену семьи умершего участника и инвалида Великой Отечественной Войны незаконными и обязать Управление социальной защиты населения Администрации Осинниковского городского округа назначить ей дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Исковые требования мотивирует тем, что она является дочерью умершего участника и инвалида Великой Отечественной Войны - ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, родившейся после его смерти. С ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. ее мать получала пенсию за умершего мужа, в том числе и на членов семьи, на нее и на ее брата. Полагает, что поскольку она с ДД.ММ.ГГГГ г. получала пенсию по потери кормильца, следовательно, она является членом семьи умершего участника и инвалида войны, и, согласно Федерального закона «О ветеранах», имеет право на предоставление мер социальной поддержки, установленных для членов семьи умершего участника и инвалида ВОВ. Однако Управление социальной защиты населения отказало ей в назначении ежемесячных денежных выплат и предоставлении указанных социальных услуг, нарушив тем самым закон «О ветеранах». В судебном заседании истица и ее представитель - Колпакова Н.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, со всеми правами стороны в гражданском процессе, поддержали заявленные исковые требования и подтвердили обстоятельства, изложенные в иске. В дополнение Колпакова Н.Ю. объяснила, что поскольку ее доверительница с ДД.ММ.ГГГГ г. получала пенсию по потере кормильца, назначаемую членам семьи умерших лиц, следовательно, она является членом семьи ФИО2, и ей должны предоставляться и меры социальной поддержки, установленных ст. 21 ФЗ «О ветеранах» для членов семьи умершего инвалида, участника Великой Отечественной Войны, в виде оплаты коммунальных услуг в размере 50 %, льготные лекарственные средства, бесплатный проезд, а также ежемесячные денежные выплаты. Представитель ответчика - УСЗН администрации Осинниковского городского округа Униковская О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала. Объяснила, что в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной Войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего, состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормилица в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Так как в настоящее время истица не является членом семьи умершего инвалида, участника Великой Отечественной Войны, на его иждивении не находилась, пенсию по случае потери кормильца не получает, и в данный момент не имеет право на ее получение, то и указанные меры социальной поддержки не могут быть ей предоставлены. Представитель третьего лица - Управления Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес>, привлеченного к участию в деле определением Осинниковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Фатенкова Н.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, считает требования Новицкой А.Б. не обоснованными и возражает против их удовлетворения. Объяснила, что в действующих пенсионных делах УПФР в <адрес>, имеется пенсионное дело Новицкой А.Б. о получении трудовой пенсии по старости, ни каких других пенсий, она не получает. В архиве закрытых пенсионных дел, находится также пенсионное дело матери истицы - ФИО7, согласно которого она получала пенсию по старости. О получении Новицкой А.Б. или ее матерью иных видов пенсии, никаких данных нет. Также объяснила, что в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на получение пенсии по случаю потери кормильца, за исключением детей, не достигших 18 летнего возраста, имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Так как истица родилась после смерти своего отца, она не могла находится на его иждивении, следовательно, в настоящее время права на получение пенсии по случаю потери кормильца, а также мер социальной поддержки на основании закона «О ветеранах», у Новицкой А.Б. не имеется. Заслушав объяснения сторон, мнение представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что Новицкая А.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 8). Поскольку Новицкий Б.Т. был участником Великой отечественной войны, что подтверждается справкой Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о призыве его в ряды Советской Армии ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), и в последствии ему была установлена инвалидность, после его смерти его супруга ФИО7 получала пенсию за умершего мужа - инвалида Великой отечественной Войны, в том числе и на членов семьи - дочь Новицкую А.Б. и сына - ФИО9, что следует из пенсионного удостоверения семьи военнослужащего № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10). В ДД.ММ.ГГГГ г., истица, полагая, что поскольку она является членом семьи умершего участника, инвалида Великой Отечественной войны, то имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, обратилась в Управление социальной защиты населения Администрации <адрес> с заявлением об установлении ей статуса члена семьи инвалида Великой Отечественной войны. Из сообщения УСЗН администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в установлении статуса члена семьи умершего участника, инвалида Великой Отечественной войны, Новицкой А.Б. было отказано (л.д. 6-7). В ст. 39 Конституции РФ закреплено, что каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской федерации. При этом, пунктом 2 указанной статьи закона «О ветеранах» предусмотрено, что независимо от состояния трудоспособности и нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются: 1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий; 2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак; 4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения. Указанный перечень лиц, которым могут быть предоставлены меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 21 ФЗ «О ветеранах» является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На основании изложенного, для возникновения у лица, не являющегося родителем или супругом погибшего (умершего) ветерана Великой отечественной войны, права на предоставление мер социальной поддержки, установленных для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой отечественной войны, необходимо наличие следующих условий в совокупности, а именно, на момент смерти инвалида, участника войны, лицо должно не только являться нетрудоспособным членом семьи, но и находится на иждивении умершего, в связи с чем, ему начисляется пенсия по случаю потери кормильца. В соответствии с п. 1, 2 ст. 9 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: 1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; 2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают; 3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами; 4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. Согласно п. 3 данной статьи, члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. В п. 4 ст. 9 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» предусмотрено, что иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет. Таким образом, из анализа приведенных норм права следует, что одним из моментов прекращения действия гарантий, установленных для детей умерших инвалидов войны, участников Великой отечественной Войны в п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах», являетсямомент наступления совершеннолетия или достижения 23 лет ребенка, проходящего обучение в образовательном учреждении. Таким образом, судом установлено, что Новицкая А.Б. фактически являлась членом семьи ФИО2 и именно как члену семьи - ребенку, не достигшему 18 летнего возраста, выплачивалась пенсия по потере кормильца, иждивение которого предполагается и не требует доказательств. Однако в настоящее время истица получает только трудовую пенсию по старости, а право на получение пенсии по потере кормильца у Новицкой А.Б. прекратилось по достижении совершеннолетия, и оснований для ее получения в настоящее время Новицкая А.Б. не имеет. К тому же, на иждивении своего отца она не могла состоять, поскольку родилась через три месяца после его смерти. На основании изложенного, а также с учетом того обстоятельства, что другие члены семьи умершего инвалида, участника Великой отечественной Войны, кроме нетрудоспособных, состоявших на его иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение),права на установленные в ст. 21 закона «О ветеранах» меры социальной поддержки не имеют, суд приходит к убеждению, что исковые требования Новицкой А.Б., являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Новицкой Аллы Борисовны о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения Администрации Осинниковского городского округа об отказе в назначении денежных выплат и предоставлении социальных услуг члену семьи умершего участника и инвалида Великой Отечественной войны, отказать. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлено 07.11.2011 года. Судья подпись Верно Судья С.В. Третьяков.