признание незаконными действий Главы города Осинники



Дело № 2-1324/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<данные изъяты> 26 декабря 2011 года

<данные изъяты> городской суд <данные изъяты> области

В составе председательствующего судьи Гребенкиной Г.Д.

При секретаре Ветровой Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города <данные изъяты> о признании незаконными действий Главы <данные изъяты> городского округа о выводе жилых домов в нежилой фонд и признании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,

У С Т А Н О В И Л

Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с заявлением, в котором просит признать действия Главы <данные изъяты> городского округа, выразившиеся в принятии решения о выводе жилых домов, перечисленных в Приложении к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ из жилого фонда, незаконными.

Требования мотивирует тем, что Главой города <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ издано Постановление « О выводе жилых домов из жилого фонда». Согласно пунктам 1 и 2 данного Постановления, руководителю филиала БТИ <данные изъяты> ГП КО « ЦТИ <данные изъяты><данные изъяты> В. указано произвести вывод жилых домов из жилого фонда <данные изъяты> в нежилой согласно Приложению. Считает, что данное Постановление противоречит нормам федерального законодательства по следующим основаниям. В силу статьи 7 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Жилые дома, указанные в Приложении к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ « О выводе жилых домов из жилого фонда», на момент издания Постановления и до настоящего времени не являются муниципальной собственностью, поэтому правовых оснований для распоряжения имуществом не имеется. Прокуратурой <данные изъяты> по результатам проведенной проверки на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ внесен ДД.ММ.ГГГГ протест, однако, ответом от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении протеста было отказано.

В ходе судебного разбирательства прокурор <данные изъяты> уточнил заявленные требования путем предъявления уточненного заявления, в котором просит признать действия Главы <данные изъяты> городского округа, выразившиеся в принятии решения о выводе жилых домов, перечисленных в Приложении к Постановлению <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ из жилого фонда, незаконными, признать указанное Постановление незаконным. Основание заявленных требований оставил прежним.

Представитель заявителя – <данные изъяты> прокурора <данные изъяты> Гордеева О.А. в судебном заседании поддержала уточненные требования. Пояснила, что в прокуратуру <данные изъяты> поступило обращение Главы <данные изъяты> о проведении проверки обоснованности регистрации граждан отделением УФМС России по <данные изъяты> в ветхих жилых домах, подлежащих сносу в связи с ликвидацией ОАО «Шахта <данные изъяты> По данному обращению Главы <данные изъяты>, прокуратурой <данные изъяты> была проведена проверка, в ходе которой было выявлено, что оснований для отказа в регистрации граждан в жилых домах, признанных непригодными для проживания по критериям безопасности, у <данные изъяты> отделения в городе <данные изъяты> УФМС России по <данные изъяты> не имеется. По данному обращению был подготовлен письменный ответ, который был направлен на имя Главы <данные изъяты>. Поскольку Глава <данные изъяты> был не согласен с данным ответом прокуратуры <данные изъяты> на его обращение о проведении проверки регистрации граждан в ветхом жилье отделением в городе <данные изъяты> УФМС России по <данные изъяты>, то им было направлено письменное обращение на имя прокурора <данные изъяты>, в котором он просил провести повторную проверку обоснованности регистрации граждан в ветхом жилье отделением в городе <данные изъяты> УФМС России по <данные изъяты>. Впоследствии прокурором <данные изъяты> по поручению <данные изъяты> прокуратуры проводилась проверка по поводу законности издания Главой <данные изъяты> Постановления от ДД.ММ.ГГГГ « О выводе жилых домов из жилого фонда». В ходе проведенной проверки было установлено, что жилые дома, указанные в Приложении к данному Постановлению, не являются муниципальной собственностью, указанные дома в установленном порядке не принимались по акту сдачи-приемки в муниципальную собственность. Органы местного самоуправления могут распоряжаться только имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Представитель заинтересованного лица Администрации <данные изъяты> городского округа Кругляк Л.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала. Представила ходатайство о пропуске срока исковой давности и об отказе в удовлетворении заявленных требований, мотивируя тем, что вышеуказанное Постановление Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ поступило в прокуратуру <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется соответствующая отметка. Считает, что прокурором <данные изъяты> не соблюден срок, установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для подачи данного заявления, поскольку заявление заявителем было подано в суд спустя <данные изъяты> год и <данные изъяты> месяца после того, как прокурору <данные изъяты> стало известно об оспариваемом Постановлении. Несоблюдение <данные изъяты> срока для подачи заявления в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления. Просит в удовлетворении требований прокурора <данные изъяты> к Администрации <данные изъяты> городского округа о признании действий, выразившихся в принятии решения о выводе жилых домов, перечисленных в Приложении к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ из жилого фонда, признании данного Постановления незаконным, отказать.

Заслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со статьей 34 Устава муниципального образования <данные изъяты> городской округ », зарегистрированного Советом народных депутатов <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ , Глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами <данные изъяты>, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами городского Совета издает: постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Согласно статьи 33 Устава муниципального образования, Глава города обладает полномочиями в том числе по изданию в пределах своей компетенции правовых актов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главой <данные изъяты> Л. было издано распоряжение <данные изъяты>, согласно которого в структуре комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации <данные изъяты> был создан отдел по предоставлению субсидий для приобретения жилья в рамках реализации Постановления Правительства РФ « О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков» от 13.07.2005 года № 428. На данный отдел была возложена обязанность по технической подготовке договоров на предоставление субсидии для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, договоров купли-продажи между гражданами, заключившими договоры на предоставление субсидии для приобретения жилья и собственниками жилых помещений, иной документации, необходимой для государственной регистрации в федеральной регистрационной службе договоров купли-продажи между гражданами, заключившими договоры на предоставление субсидии для приобретения жилья и собственниками жилых помещений, а также обязанности по подготовке платежных документов и иной документации, необходимой для реализации в городе <данные изъяты> Постановления Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 (л.д.7). Во исполнение указанного распоряжения, а также Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года « О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков», ДД.ММ.ГГГГ Глава <данные изъяты> Л. издал Постановление « О выводе жилых домов из жилого фонда», которым на <данные изъяты> БТИ <данные изъяты> ГП КО «ЦТИ <данные изъяты>» В. была возложена обязанность произвести вывод жилых домов из жилого фонда <данные изъяты> в нежилой согласно Приложению (л.д.8). ДД.ММ.ГГГГ Глава <данные изъяты> городского округа Л. обратился в прокуратуру <данные изъяты> с письменным обращением, в котором просил провести проверку законности регистрации граждан отделением <данные изъяты> УФМС России по <данные изъяты> в жилых помещениях, расположенных в зоне подработки ОАО « Шахта <данные изъяты> ( л.д.36). После проведения соответствующей проверки прокуратура <данные изъяты> <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы <данные изъяты> городского округа Л. направила письменный ответ, согласно которому оснований для отказа гражданам в регистрации в жилых домах, расположенных в зоне подработки ОАО «Шахта <данные изъяты> отделением в городе <данные изъяты> УФМС России по <данные изъяты> не имеется. Также данной проверкой было установлено, что при подписании договоров на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья, граждане, их подписавшие и получившие социальную выплату, согласно п.1.2.2 договора, приняли на себя обязательство безвозмездно передать Администрации <данные изъяты> городского округа в <данные изъяты> срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной социальной выплаты занимаемое ими жилое помещение и оформить должным образом необходимые документы на эту передачу. Однако, данный пункт договора не был выполнен, поэтому жилые дома, за которые гражданам была предоставлена социальная выплата, не были переданы в муниципальную собственность. Орган местного самоуправления обязан принять меры к принятию и сносу жилых домов, находящихся на подработанной территории ОАО «Шахта <данные изъяты> в связи с предоставлением социальной выплаты гражданам, проживающим в данных домах. Кроме того, после подписания с собственниками жилых домов актов приемки-передачи и издания нормативного документа о принятии жилых домов в муниципальную собственность у граждан ( собственников) будут утрачены основания для регистрации по месту жительства членов <данные изъяты> ( л.д.37). Не согласившись с указанным ответом прокуратуры <данные изъяты>, Глава <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ направил письменное обращение прокурору <данные изъяты> области Р., в котором просил провести проверку законности регистрации граждан в ветхих жилых помещениях, расположенных в зоне шахтовой подработки, отделением в городе <данные изъяты> УФМС России по <данные изъяты> и направил копию Постановления от ДД.ММ.ГГГГ « О выводе жилых домов из жилого фонда». (л.д.38). С целью проведения проверки, с учетом доводов, изложенных в обращении Главы <данные изъяты> в прокуратуру <данные изъяты>, и ранее проведенной проверки, прокуратурой <данные изъяты> на имя прокурора <данные изъяты> было направлено письмо, в котором прокурору <данные изъяты> было рекомендовано при наличии соответствующих оснований принять меры прокурорского реагирования (л.д.30). Прокуратурой <данные изъяты> по поводу полученного письма из прокуратуры <данные изъяты> была проведена проверка законности регистрации граждан в ветхих жилых помещениях, подработанных шахтой. Согласно письма-информации о проведении проверки по обращению Главы <данные изъяты> Л., ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <данные изъяты>, адресованного в прокуратуру <данные изъяты>, по результатам проведенной проверки нарушений в действиях работников отделения в городе <данные изъяты> УФМС России по <данные изъяты> не установлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется (л.д.32,33). После проведения необходимой проверки <данные изъяты> <данные изъяты> прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы <данные изъяты> городского округа был направлен письменный ответ, согласно которому при регистрации граждан в жилых помещениях, расположенных в зоне шахтовой подработки, нарушений в действиях работников УФМС России по <данные изъяты> не установлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется (л.д.39). ДД.ММ.ГГГГ на имя прокурора <данные изъяты> из прокуратуры <данные изъяты> поступило письмо, из которого следует, что прокуратурой <данные изъяты> в ходе вышеуказанной проверки по факту регистрации граждан в ветхом жилье отделением в городе <данные изъяты> УФМС России по <данные изъяты> не была дана оценка действиям ( бездействиям) Администрации <данные изъяты> городского округа, по надлежащему исполнению законодательства при исполнении Постановления Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 года, было рекомендовано оценить законность правовых актов о выводе жилых домов из жилого фонда, при наличии оснований принять меры прокурорского реагирования, в том числе по защите интересов Российской Федерации в судебном порядке ( л.д.34). ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <данные изъяты> по результатам проведенной проверки на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ был внесен протест, в котором прокурор <данные изъяты> требовал отменить указанное Постановление ( л.д.16). ДД.ММ.ГГГГ прокурором <данные изъяты> в адрес <данные изъяты> прокуратуры была направлена информация о внесенных актах прокурорского реагирования на указанное выше Постановление ( л.д.35). Ответом Главы города <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении протеста прокурора <данные изъяты> об отмене обжалуемого Постановления было отказано ( л.д.17). Прокурор <данные изъяты> обратился в суд с заявлением о признании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

В соответствии со статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года № 2 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий ( бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Представитель заявителя в судебном заседании утверждает, что прокурору <данные изъяты> о существовании обжалуемого Постановления от ДД.ММ.ГГГГ стало известно после проведенной прокурорской проверки по изданию данного Постановления в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем <данные изъяты> срок, предусмотренный частью 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для обжалования Постановления, не пропущен. Данные доводы представителя заявителя суд находит необоснованными по следующим основаниям.

Судом установлено, что обжалуемое заявителем Постановление от ДД.ММ.ГГГГ Главы <данные изъяты> « О выводе жилых домов из жилого фонда» было передано в прокуратуру <данные изъяты> на основании Протокола заседания коллегии Администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года ( л.д.28). Данное Постановление было принято прокуратурой <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается соответствующей отметкой. Из представленных выше письменных доказательств следует, что в ходе прокурорской проверки законность издания данного Постановления прокуратурой <данные изъяты> не проверялась, не давалась оценка обоснованности принятия Главой <данные изъяты> Постановления. После того, как поступило указание из <данные изъяты> областной прокуратуры, прокуратура города <данные изъяты> проверила обоснованность и законность издания Главой <данные изъяты> обжалуемого Постановления от ДД.ММ.ГГГГ, после чего прокуратурой <данные изъяты> был принесен протест с требованием об отмене данного Постановления. Когда протест был отклонен, прокурор <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ обратился в <данные изъяты> городской суд с заявлением об обжаловании действий Главы <данные изъяты> по изданию данного Постановления. Суд исходит из того, что прокуратура <данные изъяты> следит за законностью издаваемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, в том числе и за законностью издания Главой <данные изъяты>, ныне <данные изъяты> городского округа, не нормативных актов, каковым является Постановление Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что данное Постановление было передано в прокуратуру <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, однако, для какой цели было передано указанное Постановление в прокуратуру, <данные изъяты> прокурора Гордеева О.А. пояснить не смогла. Представитель Администрации <данные изъяты> городского округа в судебном заседании пояснила, что обжалуемое Постановление было передано в прокуратуру <данные изъяты> для проведения правовой экспертизы и проверки законности издания Постановления. При разрешении ходатайства о применении срока исковой давности к заявленным требованиям, суд считает необходимым исходить из факта передачи Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <данные изъяты>, а ни из того, когда прокурор <данные изъяты> <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ года принес протест на обжалуемое Постановление. Суд считает, что при поступлении Постановления от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, работники прокуратуры были обязаны проверить данное Постановление на его обоснованность и законность, иначе для какой цели Постановление было передано в прокуратуру <данные изъяты> и установив, что Постановление является незаконным, оспорить указанное Постановление в установленном законом порядке, чего сделано не было.

Таким образом, принимая во внимание положения статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что при обращении в суд ДД.ММ.ГГГГ с заявленными требованиями, прокурором <данные изъяты> не был соблюден установленный законом <данные изъяты> срок для обжалования Постановления Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку о данном Постановлении прокурору <данные изъяты> стало известно с момента его передачи в прокуратуру <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением в суд об обжаловании указанного Постановления прокурор <данные изъяты> обратился спустя <данные изъяты>. Кроме того, как было установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Глава <данные изъяты> обратился в прокуратуру <данные изъяты> с просьбой провести проверку обоснованности регистрации граждан отделением в городе <данные изъяты> УФМС России по <данные изъяты> в жилых помещениях, расположенных в зоне подработки ОАО « Шахта <данные изъяты> на тот период времени обжалуемое Постановление Главы <данные изъяты> уже было издано и при проведении проверки прокуратура <данные изъяты> должна была проверить все обстоятельства, касающиеся данного вопроса. Тем более, что на момент подготовки ответа Главе <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ обжалуемое Постановление находилось в прокуратуре <данные изъяты>, так как было передано в прокуратуру ДД.ММ.ГГГГ. Однако, этого сделано не было, не было это сделано при проведении повторной проверки, на что и обратил внимание прокурор <данные изъяты> в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.30). Прокурору <данные изъяты> области Постановление от ДД.ММ.ГГГГ было направлено ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента получения Постановления прокурором <данные изъяты> также прошло более <данные изъяты> месяцев на дату обращения прокурора <данные изъяты> в суд.

Таким образом, суд считает, что о существовании Постановления Главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ прокурору <данные изъяты> <данные изъяты> было известно уже ДД.ММ.ГГГГ, однако, обжаловано оно было только в ДД.ММ.ГГГГ года. Следовательно, срок для обжалования Постановления, пропущен.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, указанных выше, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении требований прокурору <данные изъяты> о признании действий Главы <данные изъяты> городского округа, выразившихся в принятии решения о выводе жилых домов, перечисленных в Приложении к Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ из жилого фонда незаконными, признании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ « О выводе жилых домов из жилого фонда» незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд в течение десяти дней.

Мотивированное решение изготовлено 10 января 2012 года.

Судья Г.Д.Гребенкина