Предоставление жилья детям- сиротам



Дело № 2-130/2012

РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Город Осинники 25 января 2012 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

В составе судьи Зверковой В.С.

При секретаре Иващенко Г.И.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Осинники в интересах Овчаренко Кирилла Ивановича к Администрации Осинниковского городского округа о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ

Прокурор г. Осинники в интересах Овчаренко К.И. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Осинниковского городского округа, в котором просил обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить Овчаренко К.И., хх года рождения по договору социального найма жилое помещение, не менее 13 кв. м. общей площади, расположенное в г. Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.

Исковые требования мотивировал тем, что хх Овчаренко К.И. имеет статус сироты, в связи со смертью матери хх, отец записан со слов матери. На основании решения Администрации г.Осинники от 28.03.1996 года хх назначена опекуном над несовершеннолетним внуком – Овчаренко К.И., хх года рождения. Гарантийным письмом управления образования администрации г.Осинники от 27.08.1998 года за несовершеннолетним Овчаренко К.И. закреплено жилое помещение по адресу г.Осинники ул.хх, в котором имеет хх доли в собственности. На основании договора № 461 от 12.07.1994 года «О передаче квартир в собственность граждан» Овчаренко Ивану Кирилловичу, хх, хх в собственность передано жилое помещении, расположенное по адресу г.Осинники ул.хх, общей площадью хх кв.м., в том числе жилой – хх кв.м., следовательно, на долю каждого собственника приходится хх кв.м. общей площади указанного жилого помещения. В ходе проверки было установлено, что Овчаренко К.И. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации г.Осинники с 14.07.2006 года, по состоянию на 18.10.2011 года Овчаренко К.И. занимает очередность в общей очереди – хх, на основании постановления № хх от хх года Овчаренко К.И. включен в список на внеочередное получение жилья. При закреплении жилого помещения в хх году и при постановке его на учет нуждающихся в улучшении в жилых помещениях в 2006 году не были учтены нормы для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, который имел Овчаренко К.И. В хх году Овчаренко окончил образовательное учреждение ГОУ ВПО СибГИУ в г.Новокузнецк, в хх году закончил прохождение военной службы в Вооруженных Силах РФ. В хх году Овчаренко К.И. имевший статус лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращался в администрацию г.Осинники по вопросу предоставления жилого помещения, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. В настоящее время Овчаренко К.И. имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с положениями п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 года № 260 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации г.Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным Кодексом РФ» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – 13 кв.м. общей площади на 1 человека.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству истцом Овчаренко К.И. было представлено уточненное исковое заявление, в котором он просил признать незаконным бездействие Администрации Осинниковского городского округа в не предоставлении вне очереди, ему, имеющему статус сироты, жилого помещения, по договору социального найма; обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, не менее 33 кв.м. общей площади, расположенное в г.Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания и фактически свободное; установить ответчику срок для совершения указанных действий.

Уточненные исковые требования мотивировал тем, что постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 года № 49 «Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащих налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» рекомендованы нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 13 кв.м. общей площади на одного человека, на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м. Руководствуясь этим нормативным актом, Осинниковский городской Совет народных депутатов принял Постановление № 260 от 21.09.2005 года «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации г.Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным кодексом РФ», в котором установил аналогичную норму предоставления площади жилищного помещения по договору социального найма: 13 кв.м. на одного человека. Однако, постановление Осинниковского городского Совета народных депутатов не содержит никаких сведений о норме предоставления общей площади на одиноко проживающего человека. Полагает, что в данном случае применимы положения Постановления коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 года № 49, в связи с чем, просил предоставить ему жилое помещение общей площадью 33 кв.м. как для одиноко проживающего гражданина.

В судебном заседании представитель прокурора г. Осинники – Мальнева О.А., поддержала исковые требования в полном объеме, просила обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить Овчаренко К.И., хх года рождения по договору социального найма жилое помещение, не менее 13 кв. м. общей площади, расположенное в г. Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное.

Пояснила, что Овчаренко К.И. имеет статус сироты, решением Администрации г.Осинники от хх его бабушка хх назначена опекуном. Гарантийным письмом управления образования администрации г.Осинники от хх за несовершеннолетним Овчаренко К.И. закреплено жилое помещение по адресу г.Осинники ул.хх, в котором он имеет хх доли в собственности. На основании договора № хх от хх года «О передаче квартир в собственность граждан» Овчаренко Ивану Кирилловичу, хх, хх в собственность передано жилое помещении, расположенное по адресу г.Осинники ул.хх, общей площадью хх кв.м., в том числе жилой – хх кв.м., на долю каждого собственника приходится хх кв.м. общей площади указанного жилого помещения. В ходе проверки было установлено, что Овчаренко К.И. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации г.Осинники с 14.07.2006 года, по состоянию на 18.10.2011 года Овчаренко К.И. занимает очередность в общей очереди – хх на основании постановления № хх от хх года Овчаренко К.И. включен в список на внеочередное получение жилья. При закреплении жилого помещения в хх году и при постановке его на учет нуждающихся в улучшении в жилых помещениях в хх году не были учтены нормы для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, который имел Овчаренко К.И. В хх году Овчаренко окончил образовательное учреждение ГОУ ВПО СибГИУ в г.Новокузнецк, в хх году закончил прохождение военной службы в Вооруженных Силах РФ. В настоящее время Овчаренко К.И. имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с положениями п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 года № 260 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации г.Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным Кодексом РФ» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – 13 кв.м. общей площади на 1 человека. В связи с изложенным просила предоставить Овчаренко К.И. жилое помещение общей площадью не менее 13 кв.м.

Истец Овчаренко К.И. в судебном заседании поддержал свои исковые требования, просил признать незаконным бездействие Администрации Осинниковского городского округа в не предоставлении вне очереди, ему, имеющему статус сироты, жилого помещения, по договору социального найма; обязать Администрацию Осинниковского городского округа предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, не менее 33 кв.м. общей площади, расположенное в г.Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания и фактически свободное; установить ответчику срок для совершения указанных действий.

Пояснил, что он имеет статус сироты, его мать хх умерла хх, отец записан со слов матери. Бабушка хх назначена опекуном над ним, также за ним закреплено жилое помещение – однокомнатная квартира, общей площадью хх кв.м., в том числе жилой – хх кв.м., по адресу г.Осинники ул.хх, в котором он имеет хх доли в праве, на его долю приходится хх кв.м. общей площади. С 14.07.2006 года он состоит на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, включен в список на внеочередное получение жилья. В хх году он окончил университет, в хх году закончил прохождение военной службы в Вооруженных Силах РФ. Полагает, что он имеет право на внеочередное получение жилья в соответствии с положениями п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 года № 260 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации г.Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным Кодексом РФ» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – 13 кв.м. общей площади на 1 человека. Однако данное постановление не содержит сведений о норме предоставления общей площади на одиноко проживающего человека. Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 года № 49 «Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащих налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» рекомендованы нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 13 кв.м. общей площади на одного человека, на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м. Если эта норма (13 кв.м.) распространяется на одиноко проживающих, то налицо противоречие данного Постановления Жилищному кодексу РФ. В связи с чем, просил удовлетворить его требования и предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, не менее 33 кв.м. общей площади, расположенное в г.Осинники, отвечающее техническим и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания и фактически свободное. Также просил признать незаконным бездействие Администрации Осинниковского городского округа в не предоставлении вне очереди, ему, имеющему статус сироты, жилого помещения, по договору социального найма, пояснил, что в Администрацию Осинниковского городского округа он письменно не обращался, обращался только в устной форме, отказа Администрации Осинниковского городского округа у него нет. Пояснил, что он обратился в Прокуратуру г.Осинники с заявлением об устранении его нарушенных прав, по представлению Прокуратуры г.Осинники 23.11.2011 года, он был включен в список на внеочередное получение жилья.

Представитель ответчика – Администрации Осинниковского городского округа – Кругляк Л.С., действующая на основании доверенности № 6 от 01.02.2011 года, исковые требования прокурора г. Осинники не признала. Пояснила, что Овчаренко К.И. из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Осинниковского городского округа с хх, постановлением администрации Осинниковского городского округа № хх от хх года Овчаренко К.И. включен в список на внеочередное получение жилья. Признает право Овчаренко К.И. на получение жилья, но в настоящее время Администрация Осинниковского городского округа не имеет возможности обеспечить Овчаренко К.И. жилым помещением в черте Осинниковского городского округа, в виду отсутствия в муниципальной собственности свободных жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим нормам и правилам. Кроме того, за ним закреплено жилое помещение (хх), расположенное по адресу: г. Осинники, ул. хх. С исковыми требованиями Овчаренко К.И. о признании незаконным бездействия Администрации Осинниковского городского округа в не предоставлении вне очереди, ему, имеющему статус сироты, жилого помещения, по договору социального найма, не согласна, поскольку Овчаренко К.И. в Администрацию Осинниковского городского округа лично с письменным обращением, либо заявлением он не обращался, звонил, узнавал информацию по телефону, в связи с чем, считает требования Овчаренко К.И. необоснованны.

Представитель третьего лица – Отдела опеки и попечительства управления образования Администрации Осинниковского городского округа, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ст. 40 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

Согласно п.п. 2, 3, 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Указанным категориям граждан, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

На основании ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В судебном заседании установлено, что хх родился Овчаренко К.И., в свидетельстве о его рождении в графе «мать» указана хх, в графе «отец» указан хх (л.д.7,9).

Овчаренко К.И., хх года рождения, является лицом из числа детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать – хх умерла хх, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 8), отец в свидетельстве о его рождении записан со слов.

На основании решения Администрации г. Осинники хх от хх над несовершеннолетним Овчаренко К.И. была назначена опека, опекуном назначена его бабушка - хх (л.д. 8 оборот), также за ним было закреплено жилое помещение по адресу: г. Осинники, ул. хх (л.д. 6).

На основании договора хх от хх «О передаче квартир в собственность граждан» Овчаренко Ивану Кирилловичу, хх, хх в собственность передано жилое помещении, расположенное по адресу г.Осинники ул.хх, общей площадью хх кв.м., в том числе жилой – хх кв.м. (л.д.12). Согласно справке ГП КО «Центр технической инвентаризации Кемеровской области» от 20.01.2011 года за Овчаренко К.И. значится хх доля жилого помещения, расположенного по адресу г.Осинники ул.хх (л.д.11).

В 2009 году Овчаренко К.И. окончил образовательное учреждение ГОУ ВПО СибГИУ в г.Новокузнецк (л.д.6 оборот), в 2010 году закончил прохождение военной службы в Вооруженных Силах РФ, что подтверждается военным билетом на л.д. 34-48.

Судом также установлено, что Овчаренко К.И. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации Осинниковского городского округа с хх года, по состоянию на хх года Овчаренко К.И. занимает очередность в общей очереди – хх что подтверждается справкой отдела по учету и распределения жилья Администрации Осинниковского городского округа № 15/8 от 11.01.2012 года (л.д. 19).

В 2011 году Овчаренко К.И. обратился в прокуратуру г.Осинники с заявлением об устранении его нарушенных жилищных прав детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не предоставлении Администрацией Осинниковского городского округа ему жилого помещения. Прокуратурой г.Осинники было вынесено представление в отношении Администрации Осинниковского городского округа. Представление было рассмотрено Администрацией Осинниковского городского округа и принято к исполнению. Постановлением администрации Осинниковского городского округа «О включении в список на внеочередное получение жилья» № 1777-П от 23.11.2011 года Овчаренко К.И. был включен в список на внеочередное получение жилья (л.д.14). Согласно ответа Администрации Осинниковского городского округа от 28.11.2011 года (л.д.14 оборот) номер очередности в списке на внеочередное получение жилья Овчаренко К.И. будет присвоен после ежегодной перерегистрации граждан в 1 квартале 2012 года.

По мнению суда требования прокурора г.Осинники в интересах Овчаренко К.И. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 года № 67-03 (в ред. от 30.06.2007 года) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», наличие за сиротой закрепленного жилого помещения не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма.

В абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ (Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации (в том числе по вопросу обеспечения жилищных прав детей, оставшихся без попечения родителей) на основании законов субъекта Российской Федерации и в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. № 124-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Так ст. 2 Закона Кемеровской области от 16.05.2006 г. N 67-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет) осуществляется соответствующим органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 указанного закона, детям оставшимся без попечения родителей и состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам социального найма, по месту постановки их на учет (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В силу ст. 4 закона № 67-ОЗ, расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Таким образом, именно органы местного самоуправления, которым и является Администрация Осинниковского городского округа, производят учет муниципального жилищного фонда, определяют порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляют в установленном порядке по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда.

С учетом обстоятельств, установленных по делу, суд приходит к убеждению, что Овчаренко К.И. имеет право на внеочередное получение благоустроенного жилья, отвечающего санитарным нормам и правилам, по следующим основаниям: право на предоставление жилья во внеочередном порядке возникло у Овчаренко К.И. как у лица, оставшегося без попечения родителей; Овчаренко К.И. является собственником жилого помещения, но обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; кроме того, представителем Администрации Осинниковского городского округа фактически признано право Овчаренко К.И., что подтверждается постановлением от 23.11.2011 года о включении его в список на внеочередное получение жилья. Именно по этим основаниям Администрация Осинниковского городского округа обязана предоставить Овчаренко К.И. жилое помещение.

В соответствии с ч. 1 п.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В определении Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 года № 746-О-О, дано разъяснение, что Жилищным кодексом Российской Федерации фактически расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями ч.1 ст.51, ч.1 и п. 1и 3 ч.2 ст.57 данного Кодекса (и учитывая, что в п.2 ч.2 его статьи 57 не указаны основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как они были указаны в статье 37 ЖК РСФСР) оспариваемое заявителем законоположение предполагает, что они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях – как на основании п.1 ч.1 ст.51(отсутствие у них жилого помещения, занимаемого ими в качестве нанимателя или члена семьи нанимателя по договору социального найма либо на основании права собственности или права члена семьи собственника), который соответствует правовому регулированию, действовавшему до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, так и на основании пунктов 2 - 4 части 1 статьи 51 (обеспеченность лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; проживание лиц, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности). Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8). Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее. Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса не может рассматриваться как нарушающий или ограничивающий конституционные права, поскольку предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

На основании изложенного, суд считает, что Овчаренко К.И. является нуждающимся в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма.

В ст. 50 Жилищного кодекса РФ закреплено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 г. № 260 (в ред. от 21.02.2008 г.) «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации г. Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным кодексом РФ», установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма – 13 квадратных метров общей площади на 1 человека.

По мнению суда, исковые требования Овчаренко К.И. в части обязания ответчика предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, не менее 33 кв.м. общей площади, удовлетворению не подлежат.

Так истец Овчаренко К.И. в обоснование своих доводов ссылается на постановление коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 года № 49 « Об утверждении методических рекомендаций для органов местного самоуправления по установлению порядка определения размера дохода и стоимости имущества, подлежащих налогообложению, в целях признания граждан малоимущими», согласно которого органам местного самоуправления рекомендованы нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - 13 кв.м. общей площади на одного человека, на семью из двух человек и более, на одиноко проживающего гражданина – 33 кв.м.

Однако данные методические рекомендации носят рекомендательный характер в целях постановки на учет и предоставлении органами местного самоуправления граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях. Определение нормы предоставления площади жилого помещения входит в компетенцию органов местного самоуправления, в соответствии с постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении Администрации г. Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным кодексом РФ».

Доводы представителя ответчика об отсутствии в муниципальной собственности свободных жилых помещений, по мнению суда, не исключает ответственности органов местного самоуправления по обеспечению жильем вне очереди лиц, из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, так как обеспечение жилым помещением указанных лиц, по мнению суда, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Исковые требования Овчаренко К.И. о признании незаконным бездействия Администрации Осинниковского городского округа в не предоставлении вне очереди, ему, имеющему статус сироты, жилого помещения, по договору социального найма; а также установления ответчику срока для совершения указанных действий, суд также считает не подлежащими удовлетворению, поскольку с письменным обращением в Администрацию Овчаренко К.И не обращался, чего и сам не отрицает, пояснил, что обращался в Администрацию устно по не знанию, позднее, обратился в прокуратуру г.Осинники за защитой своих прав.

При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора г. Осинники о предоставлении Овчаренко К.И. по договору социального найма жилого помещения, не менее 13 кв. м. общей площади, расположенное в г. Осинники, отвечающее технических и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исковые требования Овчаренко К.И. к Администрации Осинниковского городского округа подлежат частичному удовлетворению, а именно исковые требования о предоставлении Овчаренко К.И. жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить, в удовлетворении исковых требований Овчаренко К.И. к Администрации Осинниковского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Осинниковского городского округа и предоставлении жилого помещения размером общей площади - не менее 33 кв.м., отказать.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Осинники в интересах Овчаренко Кирилла Ивановича удовлетворить.

Обязать Администрацию Осинниковского городского округа Кемеровской области предоставить Овчаренко Кириллу Ивановичу, хх года рождения, по договору социального найма жилое помещение не менее 13 кв. м. общей площади, расположенное в г. Осинники, отвечающее технических и санитарным требованиям, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, за счет средств субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяемых на эти цели Администрации Осинниковского городского округа из бюджета Кемеровской области.

Исковые требования Овчаренко Кирилла Ивановича удовлетворить частично.

В удовлетворении исковых требований Овчаренко Кириллу Ивановичу к Администрации Осинниковского городского округа о признании незаконным бездействия Администрации Осинниковского городского округа в не предоставлении вне очереди, ему, имеющему статус сироты, жилого помещения, по договору социального найма, отказать.

В удовлетворении исковых требований Овчаренко Кириллу Ивановичу к Администрации Осинниковского городского округа об обязании Администрации Осинниковского городского округа предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, в части размера общей площади - не менее 33 кв.м., отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 31.01.2012 года.

Судья

Копия верна

Судья В.С.Зверкова