О признании подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний



Дело № 2-122/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Осинники 14 февраля 2012 года

Осинниковский городской суд Кемеровской области

В составе судьи Третьякова С.В.

При секретаре Семенюк Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тайлаковой Елены Петровны к Управлению социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа, Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании её подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдачи удостоверения установленного образца,

УСТАНОВИЛ:

Тайлакова Е.П. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в котором просила признать за ней право на меры социальной поддержки, и установить социальные гарантии, предоставляемые гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в соответствии со ст.ст. 2 и 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ; обязать Департамент социальной защиты населения г. Осинники внести о ней сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, указав: Тайлакова Елена Петровна, место проживания в период радиационного воздействия – <адрес>, <адрес>, период проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, полученная доза облучения свыше 25 сЗв (бэр) и направить сведения в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающее ее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ.

Исковые требования мотивирует тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г. проживала в <адрес>, который расположен на территории, относящейся к зоне повышенного радиационного риска. На основании данных, полученных в результате исследований НИИ радиационной медицины в г. Семипалатинске и с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 11 Закона Республики Казахстан от 18.12.1992 г. № 1787-ХП «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне», ей было выдано удостоверение гражданина, пострадавшего вследствие ядерных испытаний, с указанием полученной (накопленной) дозой облучения от 7-35 Бэр (сЗв). ДД.ММ.ГГГГ, она, как гражданин Российской Федерации обратилась в УСЗН <адрес> с заявлением о внесении ее данных в реестр на получение удостоверения единого образца гражданина, подвергшегося радиационному воздействию, представив документы, подтверждающие факт ее проживания в зоне повышенного радиационного риска, а также уровень радиационного воздействия. Но в выдаче указанного удостоверения ей было отказано на том основании, что <адрес> не входит в утвержденный Правительством РФ от 15.03.1995 г. перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний. Считает данный отказ неправомерным, и нарушающим ее право на получение мер социальной поддержки.

В судебном заседании Тайлакова Е.П. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме и дополнила их. Просит признать за ней право на меры социальной поддержки; обязать Управление социальной защиты населения <адрес> направить ее данные в Департамент социальной защиты населения Кемеровской области и обязать производить индексированную компенсацию по социальной поддержке с момента ее первоначального обращения в УСЗН администрации Осинниковского городского округа, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; обязать Департамент социальной защиты населения <адрес> внести о ней сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, указав: Тайлакова Елена Петровна, место проживания в период радиационного воздействия – <адрес>, <адрес>, период проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, полученная доза облучения свыше 25 сЗв (бэр) и направить сведения в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ей удостоверение единого образца, подтверждающее ее право на получение мер социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ. В дополнение к изложенному в иске объяснила, что по ее мнению Управление социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа неправомерно отказало ей в принятии ее заявления и представленных документов для передачи на рассмотрение уполномоченной организации – Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области. Кроме того считает, что поскольку обязанность возмещения вреда здоровью, причиненного гражданам в результате радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне государство приняло на себя, то процессуальная обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная ею суммарная (накопительная) эффективная доза облучения менее 5 бэр, должна возлагаться на соответствующие государственные органы, то есть на ответчиков. Орган, выдающий данные справки должен быть определен в соответствии с Приказом МЧС РФ № 540, но до настоящего времени такой организации не имеется. Полагает, что отсутствие на день рассмотрения судом органов, уполномоченных определять дозы облучения лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выносить официальные заключения о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных эффективных доз облучения не может служить препятствием к реализации гражданами права, гарантированного законом. По ее мнению, ею представлены достаточные доказательства о месте ее проживания и получения дозы облучения 26,1 сЗв в виде справки НИИ радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения Республики Казахстан, необходимые для предоставления ей мер социальной поддержки в соответствии с ФЗ от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ.

Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа – Бражников И.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, считает отказ по включению данных Тайлаковой Е.П. в реестр учета граждан для получения удостоверения гражданина РФ, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и назначении ей мер социальной поддержки правомерным. Объяснил, что для возникновения у гражданина права на выдачу удостоверения единого образца по законодательству Российской Федерации, необходимо наличие двух обязательных условий: проживание в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). Поскольку истица проживала в <адрес>, который не входит в Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на семипалатинском полигоне в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., то законных оснований для оформления и выдачи ей удостоверения единого образца не имеется.

Представитель ответчика - Департамента социальной защиты населения Кемеровской области, привлеченного к участию в деле Определением Осинниковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился. Представил письменные возражения, в которых просил рассмотреть дело в отсутствие представителя департамента и указал, что в соответствии с распоряжением коллегии Администрации Кемеровской облаете от 29.12.2009 № 1221-р «Об определении уполномоченного органа по выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», уполномоченным органом по выдаче удостоверений, является департамент. Но письменное заявление от Тайлаковой Е.П. об оформлении и выдаче данного удостоверения, с приложением всех необходимы документов, в департамент не поступали, решение о включении (об отказе во включении) в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и о направлении представления в МЧС России об оформлении и выдаче удостоверения единого образца в отношении Тайлаковой Е.П., в соответствии с установленным Порядком, комиссией департамента также не принималось. Кроме того, Тайлакова Е.П. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>, а указанный населенный пункт не входит в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем, основания для оформления и выдачи удостоверения единого образца отсутствуют. Документы, выданные в Казахстане, в отношении реализации национального законодательства по данному вопросу, обязательной силы применения на территории Российской Федерации не имеют, то есть, то или иное лицо может быть признано пострадавшим от радиационного воздействия на Семипалатинском полигоне только в соответствии с нормами права государства своего гражданства. Представленная справка от ДД.ММ.ГГГГ , выданная истице, не является в Российской Федерации допустимым доказательством получения ею дозы облучения, так как содержащаяся в ней информация основана не на специальных исследованиях, а «учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска», установленный Законом Республики Казахстан. Поэтому документы о праве на льготы, выданные в <адрес> в соответствии с законодательством этого государству, не могут служить основанием для предоставления мер социальной поддержки в Российской Федерации. Удостоверения и документы, подтверждающие полученную дозу облучения, выданные в <адрес>, в Российской Федерации правового обеспечения не имеют и замене в безусловном порядке на удостоверения российского образца не подлежат, так как международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не существует.

Представитель ответчика - Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал. Возражений по заявленным исковым требованиям не представил.

При указанных обстоятельствах, суд, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав объяснения истицы, представителя Управления социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа, исследовав письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

В ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» предусмотрено, что граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных настоящим Федеральным законом основных пределов доз, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в силу ст. 2 указанного закона, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, которые проживали в 1949-1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 г. в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).

Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что Тайлакова Е.П., родилась ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, что подтверждается копией паспорта серии , выданного Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6). Из справки Городского Управления труда, занятости и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Тайлаковой Е.П. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, она проживала в <адрес> <адрес>, который согласно закону Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» от ДД.ММ.ГГГГ, относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7,0 до 35,0 Бэр в период ядерных испытаний с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 7).

Компетентным органом Республики Казахстан в соответствии с законодательством этой страны, ДД.ММ.ГГГГ истице было выдано удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, как лицу, проживавшему в зоне повышенного радиационного риска (л.д. 8).

В ДД.ММ.ГГГГ г., истица обратилась с заявлением в Управление социальной защиты населения Администрации Осинниковского городского округа о внесении сведений о ней в реестр учета граждан, подвергшихся радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и направлении в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий представления о выдаче ей удостоверения единого образца, как гражданину подвергшемуся радиационному воздействию (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ УСЗН администрации Осинниковского городского округа документы Тайлаковой Е.П. были возвращены и сообщено, что меры социальной поддержки могут быть предоставлены только тем гражданам, которые проживали в населенных пунктах, включенных в утвержденный Правительством РФ перечень. <адрес> в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не включен (л.д. 10).

В обоснование заявленных исковых требований, истицей также была представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ Научно-исследовательского института радиационной медицины Министерства Здравоохранения Республики Казахстан, из которой следует, что учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Тайлаковой Е.П. составляет 26.1 сЗв. (0.26 Зв) – л.д. 23.

В силу пункта 2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.

Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Подтверждением отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, являются удостоверения единого образца, выдаваемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункты 3 и 5 Правил).

Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года N 356-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2002 года N 156-р). Из указанного Перечня следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.

<адрес> не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15 марта 1995 года N 356-р.

Однако, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 04.12.2007 г. № 960-О-П, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов. Статус лица как пострадавшего при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определяется объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний. Поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Таким образом, часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, а также гражданам, проживавшим в населенных пунктах, включенных в соответствующий перечень, в период после проведения ядерных испытаний 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года.

Но при этом, установленный Законом критерий выдачи удостоверений лицам, получившим сверхнормативную дозу облучения свыше 25 сЗв, указанным определением Конституционного суда оставлен в силе.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, для приобретения права на меры социальной поддержки, установленные для лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, необходимо получение лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр) в период его проживания в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, что требует соответствующего документального подтверждения.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Представленные Тайлаковой Е.П. удостоверение, подтверждающее право на льготы, а также справка Научно-исследовательского института радиационной медицины Министерства Здравоохранения Республики Казахстан, по мнению суда доказательственной силы не имеет и не может свидетельствовать о наличии у истицы суммарной эффективной эквивалентной дозы облучения, дающей право ей на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», на основании учета радиологического маршрута проживания в зоне повышенного радиационного риска, а не на специальных исследованиях.

К тому же, в силу п. 5 ст. 71 ГПК РФ, иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства - Республики Казахстан на территории Российской Федерации.

Довод истицы о том, что в соответствии со ст. 13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г., ратифицированной РФ и республикой Казахстан, официальные документы одной из указанных сторон рассматриваются на территории другой страны как официальные документы, пользующиеся доказательственной силой, суд находит несостоятельной, поскольку данная норма обеспечивает лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Однако, установление льгот для различной категории граждан и признание права на указанные льготы указанной Конвенцией не предусмотрены, так как предметом Конвенции является сотрудничество государств-участников в области оказания учреждениям юстиции правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам.

На основании изложенного, документы, подтверждающие полученную дозу облучения и о праве на льготы, выданные в республике Казахстан согласно законодательству этого государства, не могут служить основанием для предоставления мер социальной поддержки в Российской Федерации.

Каких-либо иных допустимых доказательств, которые бы подтверждали, что в период проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> истицей была получена сверхнормативная суммарная (накопительная) эффективная доза облучения свыше 5 сЗв (бэр), вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, Тайлаковой Е.П. представлено не было.

На основании изложенного, суд находит несостоятельной, ссылку истицы на тот факт, что так как обязанность возмещения вреда здоровью, причиненного гражданам в результате радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне государство приняло на себя, то процессуальная обязанность по доказыванию того обстоятельства, что полученная ею суммарная (накопительная) эффективная доза облучения менее 5 бэр, должна возлагаться только на соответствующие государственные органы, то есть на ответчиков, поскольку в определенный законом период, с 1949 г. по 1963 г., Тайлакова Е.П. не проживала в населённых пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, которые включены в вышеуказанный Перечень, в связи с чем, по мнению суда, истица также должна представить доказательства, полученные в соответствии с законодательством Российской федерации о размере суммарной (накопительной) эффективной дозе облучения, полученной ею в период проживания в <адрес>.

Судом Тайлаковой Е.П. разъяснялись требования ст. 56 ГПК РФ, а также право ходатайствовать о назначении судебной экспертизы. Однако истица, считая, что в обоснование заявленных исковых требований ею представлены достаточные доказательства о месте проживания в населенном пункте, подвергшемся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и о полученной ею суммарной (накопительной) дозе облучения, указанным правом не воспользовалась.

Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к убеждению, что исковые требования истицы о признании её подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 25 сЗв (бэр) и понуждении к выдачи удостоверения установленного образца, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст.194, 198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований к Управлению социальной защиты населения администрации Осинниковского городского округа, Департаменту социальной защиты населения Кемеровской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании её подвергшейся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и понуждении к выдачи удостоверения установленного образца, Тайлаковой Елене Петровне, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2012 года.

Судья подпись

Копия верна

Судья С.В. Третьяков.