о предоставлении жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей



Дело Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 город Оса 25 февраля 2010 года

 

            Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Д., с участием

прокурора Богачевой Н.Ю.

Лиц, в интересах которых подан иск - В., Г.

Представителя ответчика - администрации Осинского городского поселения - С., действующей по доверенности,

Представитель ответчика - администрации Осинского муниципального района - О., действующей по доверенности,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Осинского района в интересах В., Г., Я. к администрации муниципального образования «Осинское городское поселение», администрации муниципального образования «Осинский муниципальный район», Агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края, третьему лицу - Министерству социального развития Пермского края об обязании финансирования расходов на приобретение жилья, приобретении жилья, предоставлении жилья В., Г., Я.

Установил:

 

В Осинский районный суд обратился прокурор Осинского района в интересах В., Г., Я. к администрации Осинского городского поселения, администрации Осинского муниципального района, Агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края, третьему лицу - Министерству социального развития Пермского края в котором просит:

Обязать администрацию Осинского муниципального района Пермского кpaя приобрести благоустроенное жилое помещение применительно к условиям МО «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и технических требованиям, расположенное в черте МО «Осинского городское поселение, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, для В., Г., Я. и передать его в собственность Осинского городского поселения.

Обязать администрацию Осинского городского поселения предоставить В., Г., Я. благоустроенное жилое помещение, применительно к  условиям МО «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте МО «Осинское городское поселение», общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Обязать Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края произвести финансирование расходов на приобретение жилья администрацией Осинского муниципального района для В.,, Г., Я. из расчета средней стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Осинскому муниципальному району на момент финансирования и нормы общей жилой площади в  размере 33 кв. метров.

            В обоснование своих исковых требований прокурор указал следующее:

            В., Дата обезличена г. рождения, до достижения им возраста 23-х лет относился к числу лиц, оставшихся без родительского попечения. Решением Осинского районного суда от 14.07.1995 г. его мать К. была лишена родительских прав. Решением Осинского районного суда от 21.03.2001 г. отец В. - Н. также был лишен родительских прав. В. в соответствие с постановлением администрации Осинского района Номер обезличен от 08.02.1993 г. был направлен в ... детский дом, в котором воспитывался с 18.02.1993 г. по 31.08.2001 г. Жилая площадь за ним не закреплялась. После выпуска из детского дома В. в период с 01.09.2001 г. по 19.06.2003 г. обучался в ГОУ НПО ПУ Номер обезличен г ...; в период 01.09.2003 г. по 30.06.2006 г. обучался в ГОУ НПО ПУ Номер обезличен с. ... области.

Приказом по управлению ЖКХ и С администрации Осинского муниципального района Номер обезличен от 12.10.2005 г. В., после подачи соответствующего заявления и документов, был поставлен на учет лиц, нуждающихся во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без родительского попечения. В соответствие с извещением администрации Осинского муниципального района от 17.11.2009 г. в данном списке он числится под номером Номер обезличен

На момент постановки на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении и
окончании учебного В. относился к числу лиц, оставшихся без
родительского попечения. После окончания учебного заведения ему не было
предоставлено жилое помещение в установленном законом порядке.

В. фактически не имеет жилого помещения, в который он мог бы вселиться, в связи с чем после окончания учебного заведения вынужден проживать в съемном жилье по адресу: г. ..., ул. ..., ...-.... В данном жилом помещении по месту жительства либо месту пребывания он не зарегистрирован. До настоящего времени В. вынужден сохранять регистрацию по месту жительства в ... детском доме, находящемся по адресу: ..., г. ..., ул. ..., д. ....

Г., Дата обезличена г. рождения относится к числу лиц, оставшихся без родительского попечения. Решением Осинского районного суда от 14.07.2003 г. его мать, Е. была лишена родительских прав, отец записан со слов матери. Г. в соответствие с постановлением администрации Осинского района Номер обезличен от 12.09.2003 г. был устроен в приемную семью И., в  которой воспитывался до совершеннолетия. Жилая площадь за ним не закреплялась.

В период с 01.09.2005 г. по 29.06.2006 г. он обучался в ГОУ НПО ПУ Номер обезличен г ... края.

24 декабря 2003 года Г. был поставлен на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке, как лицо оставшееся без родительского попечения. В   соответствие с   уведомлением управления социальной сферы администрации Осинского муниципального района от 16.12.2009 г. в данном списке он числится под номером Номер обезличен

После окончания учебного заведения Г. не было предоставлено жилое помещение в установленном законом порядке.

Г. фактически не имеет жилого помещения, в который он мог бы вселиться и зарегистрироваться по месту жительства, в связи с чем после окончания учебного заведения вынужден проживать в съемном жилье по адресу: г. ..., ул. ... ... - .... В данном жилом помещении по месту жительства либо месту пребывания он не зарегистрирован. В связи с отсутствием жилого помещения Г. на период с 03.12.2009 г. по 03.06.2010 г. зарегистрирован по месту пребывания в доме приемного родителя И. по адресу: ..., с ..., ул. ..., ...

Я., Дата обезличена г. относится к числу лиц, оставшихся без родительского попечения. Решением Осинского районного суда от
18.10.1995 г. его мать Т. была лишена родительских прав; отец записан со слов матери (справка ф. 25). Я.. в соответствие с постановлением администрации Осинского района Номер обезличен от 28.12.1995 г. г. был направлен в ... детский дом Номер обезличен, в котором воспитывался с 19.12.2003 г. по 30.-8.2005 г. Пунктом 2 данного постановления за ним также была закреплена жилая площадь по адресу: ..., с. ..., ул. ..., ...-....

Впоследствии, постановлением главы администрации Осинского района  Номер обезличен от 31.10.2002 г. пункт 2 постановления администрации Осинского района Номер обезличен от 28.12.1995 г. о закреплении указанного выше жилья за Я. был отменен, а Я. включен в льготный список на получение жилья во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без родительского попечения.

После выпуска из детского дома Я. в период с 01.09.2006 г. по
19.06.2003 г. обучался в ГОУ НПО ПУ Номер обезличен г ...; в период 01.09.2005 г. по
30.06.2006 г. обучался в ГОУ НПО ПУ Номер обезличен г. ... области.

Я., после подачи соответствующего заявления и документов, был поставлен на учет лиц, нуждающихся во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без родительского попечения. В соответствие с уведомлением управления социальной сферы администрации Осинского муниципального района от 17.12.2009 г. в списке лиц, нуждающихся в жилом помещении во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без родительского попечения Я. числится под номером Номер обезличен.

После окончания учебного заведения Я. не было предоставлен
жилое помещение в установленном законом порядке.

Я. не имеет жилого помещения, в которое он мог бы вселиться. I
связи с чем после окончания учебного заведения вынужден проживать в съемном жилье по адресу: г. ..., ул. ..., ... В данном жилом помещении по месту жительства либо месту пребывания он не зарегистрирован.

В соответствие со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.

Согласно ст. 57 Жилищного Кодекса РФ детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечение родителей жилые помещения предоставляются по окончании их пребывания в, образовательных и иных учреждениях, в т. ч. в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На основании ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются в соответствие с действующим законодательством и охраняются государством.

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного закона дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствие со ст. 5, п. 3 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Таким образом, согласно вышеуказанных норм закона, а также ч. 3 ст. 49 ЖК РФ обеспечение детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

В силу ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общий
принципах организации местного самоуправления» наделение органов местное
самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ

осуществляется законами субъектов РФ. Финансовое обеспечение отдельных
государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления,
осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из
соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 указанного закона органы местного самоуправления несут
ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. № 16-п
утверждено Положение о порядке распределения и использования средств,
предусмотренных на приобретение, строительства или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствие с указанным
Положением приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договора социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета муниципальным районам, городским округам Пермского края.

При этом распределение денежных средств, предназначенных для приобретения жилья указанным категориям лиц, осуществляется Министерством социального развития Пермского края (п. 5 Постановления), исходя из:

количества детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых
помещениях по состоянию на 1 января текущего года;

средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по
муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера
субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утверждаемой на дату распределения средств субсидий; нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. метров.

Непосредственное перечисление средств бюджетам муниципальных образований осуществляется на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края. (п. 2 Постановления Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п).

Во исполнение указанного постановления Правительства Пермского края, а также руководствуясь подпунктом 6 пункта 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
администрация Осинского муниципального района приобретает жилые помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств краевого
бюджета, а затем передает приобретенные жилые помещения в собственность Осинского городского поселения, которая в свою очередь предоставляет указанные жилые помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Такой порядок обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из их числа в полной мере согласуется с положениями ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, согласно которого жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Однако достаточные финансовые средства на указанные цели муниципальному
образованию «Осинский муниципальный район» органами государственной власти
Пермского края в 2009 г. не предоставлялись, законом Пермского края от 23.12.2008 г.  №374-ПК «О бюджете Пермского края на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предусмотрены без учета количества детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете граждан в качестве
нуждающихся в жилых помещениях, которым органам местного самоуправления
предусматривается предоставление жилых помещений в текущем году.

Согласно распоряжению Правительства пермского края № 56-рп от 10.06.2009 г «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2009 г. на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» МО «Осинский муниципальный район» на указанные цели выделено из федерального бюджета .... тыс. рублей и из краевого бюджета - ... тыс. рублей.

Согласно распоряжения Правительства Пермского края № 184-рп от 22.12.2009 г «О распределении субсидий из федерального бюджета на 4   квартал 2009 г.
предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальному образование «Осинский муниципальный района на указанные цели выделено ... тыс. рублей.

Выделенных денежных средств не достаточно для приобретения жилья всем
детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, состоящих на учете в
качестве нуждающихся в жилых помещениях по состоянию на 01.01.2009 г.

Таким образом, администрация Осинского городского поселения была обязана
предоставить В., Г., Я., благоустроенное жилое помещение, приобретение, администрацией Осинского муниципального района на средства краевого бюджета или субсидии из федерального бюджета.

Часть 2 ст. 57 ЖК РФ не ставит вопрос о внеочередном предоставлении жилых
помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их
числа в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичные
правом.

Достижение В., возраста 23-х лет и утраты в связи с этим статуса лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не лишает его права на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях он был поставлен до достижения возраста 23-х лет и жилым помещением своевременно обеспечен не был.

Бездействием ответчиков нарушено право В., Г., Я. на внеочередное предоставление жилого помещения из государственного (муниципального) жилищной фонда.

В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК при выявлении нарушений прав гражданин,
который по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительные
причинам не может сам обратиться в суд за защитой своих прав, прокурор вправе
обратиться в суд с иском в защиту его интересов. Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которого является обращение у нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав и свобод, в том числе в сфере обеспечения прав на жилище в государственном или муниципальном жилищном фондах.

В., Г., Я. обратились в прокуратуру Осинского района с заявлением защите их прав на жилище в судебном порядке.

В этой связи прокурор реализует предусмотренное законом право предъявить иск в интересах В., Г., Я.

 

            В письменном отзыве представитель ответчика - администрации Осинского муниципального района просила в удовлетворении требований прокурора отказать по следующим основаниям:

            1. Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъектов РФ (ст.4,5,8). В ст.8 закреплено, что они обеспечиваются жилой площадью органами исполнительной власти по месту жительства (в данном случае администрацией Осинского городского поселения).

2. Учет детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведут органы местного самоуправления поселений (Указ губернатора Пермской области от 22.06.2000№ 170 «Об утверждении привил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении»). Органы местного самоуправления поселений ведут список детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жилье приобретается районом, а выделяется поселением детям-сиротам согласно списка, а не конкретному лицу из списка.

3. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма является исключительной компетенцией органов местного самоуправления поселений. Это полномочие закреплено в статье 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»,
а также в Жилищном кодексе РФ (ст.49). У муниципального района таких полномочий нет.

4. Согласно постановлению Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления ежегодно направляют в Министерство социального развития Пермского края сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а Министерство социального развития распределяет средства, предусмотренные в бюджете края и доводит их до муниципальных районов.

5. Все субсидии, которые поступили в район в 2009 году, были своевременно, в установленном законом порядке израсходованы на приобретение жилья для детей-сирот. Чтобы обязать администрацию района приобрести жилье, необходимым условием является перечисление в бюджет района субсидий краевого бюджета на эти цели и бездействие органа местного самоуправления (администрация района не бездействует, все что выделено израсходовано по целевому назначению). Полномочий выделять
деньги районного бюджета и приобретать жилье у района нет.

6. Передать жилое помещение в Осинское городское поселение для дальнейшего предоставления администрация района также не может. Передача имущества (разграничение) производилось на основании закона Пермского края. С 1 января 2010 года правовых оснований для разграничения имущества законами Пермского края нет (п.11.1 ст. 154 ФЗ №122-ФЗ, закон Пермского края № 395-ПК). Законодательно на сегодняшний день передача имущества от района поселениям не урегулирована.

 

            В письменном отзыве представитель ответчика - администрации Осинского городского поселения указала следующее:

            В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно статье 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой  (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п определяет порядок, способ передачи, критерии распределения и использования средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета на приобретение, строительство или реконструкции жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с частью 2 указанного Положения перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов городских округов Пермского края на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края.

То есть, согласно действующему законодательству, администрация Осинского муниципального района приобретает жилые помещения для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей за счет средств краевого бюджета, а затем передает приобретенные жилые помещения в собственность Осинского городского поселения, которая в свою очередь предоставляет указанные жилые помещена детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения по договорам социального найма.

На основании изложенного выше, считает, что требования прокурора в части возложения обязанности на администрацию Осинского городского поселения предоставить В., Г., Я. благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям МО «Осинского городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте МО «Осинское городское поселение», общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, подлежат удовлетворению в том случае, если Агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края будет произведено финансирование расходов на приобретение жилья, а также, если администрация Осинского муниципального района Пермского края приобретет данное жилое помещение и передаст собственность Осинского городского поселения.

 

            В возражении на иск прокурора представитель ответчика - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пермского края указала следующее:

            1. Согласно обзору практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опубликованном в Бюллетене Верховного Суда РФ (2008, № 10), судам следует исходить из того, что обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, к примеру, отсутствия свободного жилья, неосуществления строительства нового жилищного фонда, отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, в связи с чем не имеется возможности предоставить указанным детям жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства.

Из этого следует вывод о том, что, поскольку субъект Российской Федерации - Пермский край в лице Правительства Пермского края, Министерства социального развития Пермского края и Министерства ЖКХ исполнил свои обязательства в части передачи целевых бюджетных средств и возложения обязанности на органы местного самоуправления по приобретению и предоставлению жилых помещений детям-сиротам, орган местного самоуправления должен выполнить возложенные на него обязательства независимо от каких-либо условий.

Кроме того, мнение Верховного суда, отраженное в указанном обзоре, выражается в признании правильной позиции тех судов, которые, разрешая дела рассматриваемой категории, обоснованно не соглашались с доводами органов местного самоуправления (ответчиков по делу) относительно того, что лица из числа детей-сирот и приравненных к ним лиц должны обеспечиваться жилыми помещениями органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, но за счет средств субъекта Российской Федерации, и удовлетворяли требования прокуроров к органам местного самоуправления о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства.

2. Ежегодно до 1 февраля органы местного самоуправления направляют в Министерство социального развития Пермского края (далее - Министерство социального развития) сведения о количестве детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г, № 16-п «Об утверждении положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство и реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Постановление №16-п) Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья, а также разрабатывает проект распоряжения Правительства Пермского края, Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в бюджете Пермского края органам местного самоуправления муниципальных районов» городских округов Пермского края на текущий финансовый год. После принятия распоряжения Правительства Пермского края Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края (далее - Министерство ЖКХ) перечисляет целевые средства бюджета Пермского края или средства федерального бюджета на соответствующие счета в целях их перечисления в местные бюджеты.

Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета, Таким образом, если средства из федерального бюджета не поступили, и отсутствует распоряжение Правительства Пермского края о выделении субсидий бюджетам муниципальных районов, Министерство ЖКХ не может перечислить муниципалитету целевые бюджетные средства.

Органы местного самоуправления используют полученные средства, субсидии на приобретение, строительство и реконструкцию жилых помещений с соблюдением определенных условий. Приобретенные жилые помещения предоставляются детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на условиях договоров социального найма в порядке, установленном законодательством.

В 2009 году на основании распоряжения Правительства Пермского края от 10.06.2009 г. № 56-рп муниципальному образованию «Осинский муниципальный район» для приобретения жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей были перечислены ... тысяч рублей за счет средств федерального бюджета и ... тысяч рублей за счет средств краевого бюджета.

На основании Постановления № 16-п средства, субсидии, полученные органами местного самоуправления на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, могут быть использованы на исполнение судебных решений, которыми на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению жилого помещения детям-сиротам, обратившимся в суд.

 

            В письменном возражении на иск прокурора представитель третьего лица - Министерства социального развития указала следующее:

            В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) дети-сироты и дето, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания: пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Таким образом, Закон № 159-ФЗ связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: 1. наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; 2. отсутствие закрепленного жилого помещения; 3. окончание пребывания в образовательном учреждений или учреждении социального обслуживания, также в учреждениях всех видов
профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статус каждой из указанных категорий определен в Законе №159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

В преамбуле Закона № 159-ФЗ установлено, что меры социальное поддержки предоставляются:   детям-  сиротам; детям, оставшимся без попечения родителей; а также лицам из их числа в возрасте до 23 лет.

Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

Нормой Закона № 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения
жилой площадью именно этих категорий граждан.

В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6  Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и  Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.

 В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон № 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам.

В связи с тем, что все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, Министерство не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений.

Министерство исполняет свои обязательства в полном объеме.

            В отношении исковых требований прокурора о предоставлении жилого помещения Г. считает, что надлежащими ответчиками по данному иску являются администрация МО «Осинское городское поселение», администрация Осинского муниципального района.

Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения, Процедура закрепления за детьми-сиротами жилого помещения законодательством не предусмотрена (не предусмотрено даже установление этой процедуры). Поэтому закрепление жилого помещения расценивается как безусловный и обязательный факт, если родители имели жилое помещение до возникновения обстоятельств, по которым ребенок был передан на воспитание другим лицам.

Жилое помещение является объектом гражданских и жилищных прав. Согласно статье 60 ЖК РФ жилое помещение может принадлежать гражданину на праве владения или пользования.

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Так, из искового заявления установлено, что Г., Дата обезличенаг.р, относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, его мать, Е., была лишена родительских прав, отец записан со слов матери.

Постановлением администрации Осинского района от 12.09.2003г, Номер обезличен Г. был устроен в приемную семью И.., в которой воспитывался до совершеннолетия. Жилая площадь за ним не закреплялась.

24.12.2003 Г. внесен в список лиц, оставшихся без попечения родителей, и нуждающихся в жилом помещении, На 16,12,2009 он числится под номером Номер обезличен

В материалах дела отсутствует копия постановления органа местного самоуправления, на основании которого Г. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Считает, что истребование указанного постановления необходимо для установления основания постановки Г. на учет. Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения о недвижимости относительно матери Г. Указанные факты и вопросы требуют уточнения, так как в силу статьи 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

            В отношении исковых требований прокурора о предоставлении жилого помещения Я. считает, что надлежащим ответчиком по данному иску является администрация города ...

Из искового заявления установлено, что Я. Дата обезличенаг.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей, его мать, Я., лишена родительских прав, отец записан со слов матери. Я., в соответствии с постановлением администрации Осинского района от 28.12.1995 Номер обезличен, был направлен в ... детский дом Номер обезличен, в котором воспитывался с 19.12.2003 по 30.08.2005. Пунктом 2  данного постановления за ним также была закреплена жилая площадь по адресу: ..., с. ..., ул. ..., ...-...

Впоследствии, постановлением главы администрации Осинского района от 31.10.2002 Номер обезличен пункт 2 постановления администрации Осинского района от 28.12.1995Номер обезличен о закреплении указанного выше жилья за Я. был
отменен, а Я. включен в список лиц, оставшихся без попечения родителей, и нуждающихся в жилом помещении. На 17.12.2009 Я. состоит под номером Номер обезличен.

В материалах искового заявления не предоставлено в адрес Министерства копий справок об отсутствии в пользовании или на праве собственности родителей Я. жилого помещения на территории Пермского края (справки ЦТИ, БТИ), не предоставлена копия акта обследования ЖБУ (жилищно-бытовых условий) по адресу: ..., с. ..., ул. ..., ...-.... Также нет данных на каком основании это жилое помещение было за ним закреплено.

Указанные факты и вопросы, по мнению представителя третьего лица также требуют уточнения, так как в силу статьи 71 СК РФ., ст. 50 ЖК РФ.

В отношении исковых требований прокурора о предоставлении жилого помещения В. считает, что надлежащими ответчиками по данному иску являются администрация МО «Осинское городское поселение», администрация Осинского муниципального района.

В., Дата обезличена г.р. относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, его мать, К., и отец Н. были лишены родительских прав.

Постановлением администрации Осинского района от 08.02.1993г. В. был направлен в ... детский дом, в котором воспитывался с 18.02.1993 по 31.08.2001. Жилая площадь за ним закреплялась.

12.10.2005 В. внесен в список лиц, оставшихся попечения родителей и нуждающихся в жилом помещении. На 17.11.2009. он числится под номером Номер обезличен.

В материалах дела отсутствуют сведения о недвижимости относительно родителей В.

Указанные факты и вопросы, по мнению представителя третьего лица, также требуют уточнения, так как в силу статьи 71 СК РФ, ст. 50 ЖК РФ.

 

В судебное заседание истец Я., представитель ответчика - Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края, представитель третьего лица  - Министерства социального развития не явились.

 

            В судебном заседании прокурор на удовлетворении исковых требований настаивал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.

 

            Истец В. просил исковые требования прокурора удовлетворить, пояснил, что фактически проживает по адресу: г...., ул...., д.... кв...., где снимает жилье. Своего жилья у него не имеется. Какое - либо жилье за ним не закреплено. Отец умер, мать проживает с сожителем в деревне в его доме, своего жилья не имеет.

 

            Истец Г. настаивал на удовлетворении иска прокурора, при этом пояснил, что фактически проживает по адресу: г...., ул...., д.... кв..... Своего жилья и закрепленного за ним не имеет. Снимает квартиру. Мать проживает с сожителем, собственного жилья у нее также нет.

 

            Представитель ответчика - администрации Осинского муниципального района просила в удовлетворении иска прокурора в части требований к Осинскому муниципальному району отказать, сославшись на доводы, изложенные в письменном возражении.

            Дополнительно указала, что обязанностью муниципального района является ведение сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретение жилья в рамках финансовых средств, выделенных из краевого бюджета. Учет детей-сирот ведется Осинским городским поселением, которое также предоставляет им помещения по договорам социального найма. Средства полученные в  2009 году израсходованы. Кроме того, с 01.01.2010. стала невозможной передача имущества от Осинского муниципального района в Осинское городское поселение в настоящее время вопросы передачи имущества не урегулированы.

 

            Представитель ответчика - администрации Осинского городского поселения в своем выступлении подтвердила доводы, изложенные в письменном отзыве на иск прокурора.

 

            Суд, заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

           

            В судебном заседании установлено:

В., Дата обезличена г.р, является лицом, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении В. л.д.18), решением Осинского районного суда от 14.07.1995 г. о лишении его матери -  К. родительских прав л.д.19-20), решением Осинского районного суда от 21.03.2001 г. которым отец В. - Н. также был лишен родительских прав л.д.21). Отец В. - Н.. умер, что подтверждается свидетельством о смерти л.д.22).

В соответствие с постановлением главы администрации Осинского района Номер обезличен от 08.02.1993 г. был направлен в ... детский дом, в котором воспитывался с 18.02.1993 г. по 31.08.2001 г., что подтверждается копией данного постановления л.д.12), справками ... детского дома л.д. 11, 13).

После выпуска из детского дома В. в период с 01.09.2001 г. по 19.06.2003 г. обучался в ГОУ НПО ПУ Номер обезличен г ...; в период 01.09.2003 г. по 30.06.2006 г. обучался в ГОУ НПО ПУ Номер обезличен с. ... края, что подтверждается копиями дипломов об окончании данных учебных заведений л.д.15,16).

В. на территории Осинского района с возраста 17 лет - с 12.10.2005., состоит на регистрационном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий,, что подтверждается справкой администрации Осинского муниципального района л.д.9), приказом по управлению ЖКХ и С администрации Осинского муниципального района о постановке на учет Номер обезличен от 12.10.2005. л.д.10), извещением л.д.14). В списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий он числится под номером 103 л.д.9).

Из представленных суду материалов дела - решений Осинского районного суда л.д.19-20, 21), приказа об устройстве в детский дом л.д.12) следует, что жилье за В. не закреплялось.

Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество, справке Осинского филиала ГУП «ЦТИ» следует, что за В. не зарегистрированы какие-либо права на недвижимое имущество л.д.25, 26).

Из пояснений В., не опровергнутых ответчиками, следует, что жилого помещения в которого он был мог вселиться у него не имеется, фактически поживает на территории ... городского поселения по адресу: г...., ул...., д.... кв...., прописан по месту жительства в ... детском доме.

Доводы истца о прописке в детском доме подтверждаются копией паспорта В. л.д.17) и справками ... детского дома л.д.11,13).

Ответчиками не отрицается то обстоятельство, что В. после окончания учебного заведения в июне 2006 года не было представлено жилое помещение.

Таким образом, из материалов дела достоверно следует, что В. являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, в возрасте 17 лет был поставлен на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. После окончания учебного заведения ГОУ НПО ПУ Номер обезличен с. ... края с 30.06.2006 г. по настоящее время ему не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

 Г. Дата обезличена г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении л.д.44) решением Осинского районного суда от 14.07.2003., которым его мать - Е. являющаяся в отношении Г. матерью-одиночкой была лишена родительских прав л.д.46-47).

В соответствии с постановлением главы администрации Осинского района Номер обезличен от 12.09.2003. Г. был передан для дальнейшего воспитания в семью И., что подтверждается копией данного постановления л.д.41).

В период с 01.09.2005. по 29.06.2006. Г. проходил обучение в ГОУ НПО ПУ Номер обезличен с.... края, что подтверждается копией диплома л.д.43).

Г. на территории Осинского района с возраста 16 лет - с 24.12.2003. состоит на регистрационном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой администрации Осинского муниципального района л.д.39), приказом по управлению ЖКХ и С администрации Осинского муниципального района о постановке на учет Номер обезличен от 24.12.2003. л.д.48). В списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий он числится под номером 71 л.д.39).

Из представленных суду материалов дела - решения Осинского районного суда л.д.46-47), приказа об устройстве в приемную семью л.д.41), справки администрации Осинского района л.д.45) следует, что жилье за Г. не закреплялось.

Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество, справке Осинского филиала ГУП «ЦТИ» следует, что за Г. не зарегистрированы какие-либо права на недвижимое имущество л.д.52, 54).

Из пояснений истца Г., следует, что жилого помещения в которого он был мог вселиться у него не имеется, фактически поживает на территории ... городского поселения по адресу: г...., ул...., д... кв...., прописан по месту жительства в приемной семье в с....

Доводы истца о прописке в доме принадлежащем приемной семье подтверждаются свидетельством о регистрации Г. по месту жительства л.д.40), выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество л.д.50).

Ответчиками не отрицается то обстоятельство, что Г. после окончания учебного заведения в июне 2006 года не было представлено жилое помещение.

Таким образом, из материалов дела достоверно следует, что Г. являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, в возрасте 16 лет был поставлен на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. После окончания учебного заведения ГОУ НПО ПОУ Номер обезличен с... края с 26.06.2006 г. по настоящее время ему не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

 Я. Дата обезличена г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается справкой о рождении л.д.68), свидетельством о рождении л.д.72), решением Осинского районного суда от 18.10.1995., которым его мать - Т. являющаяся в отношении Я. матерью-одиночкой была лишена родительских прав л.д.73).

В соответствии с постановлением главы администрации Осинского района Номер обезличен от 28.12.1995. Я. был передан для дальнейшего воспитания в ... детский дом, постановлением от 10.12.2003. Номер обезличен Я. был пределен в ... санаторный детский дом, в котором воспитывался до 30.08.2005., что подтверждается копиями данных постановлений л.д.67, 75), справкой л.д.76).

После выпуска из детского дома по 29.06.2006. Я. проходил обучение в ГОУ НПО ПУ Номер обезличен г.... края, что подтверждается копией диплома л.д.78).

Я. на территории Осинского района с возраста 15 лет - с 16.01.2003. состоит на регистрационном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается постановлением главы администрации Осинского района Номер обезличен от 30.10.2002. о постановке Я. в льготную очередь л.д.66), извещением л.д.69) уведомлением л.д.77), приказом по управлению ЖКХ и С администрации Осинского муниципального района о постановке на учет Номер обезличен от 16.01.2003. л.д.83-84). В списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий он числится под номером 41 л.д.77).

Из представленных суду материалов дела - решения Осинского районного суда л.д.73), постановления главы администрации Осинского района л.д.66) следует, что жилье за Я. не закреплялось.

Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество, справке Осинского филиала ГУП «ЦТИ» следует, что за Я. не зарегистрированы какие-либо права на недвижимое имущество л.д.79,82).

Из материалов дела, следует, что жилого помещения в которого он был мог вселиться у него не имеется, фактически поживает на территории ... городского поселения по адресу: г...., ул...., д...., где снимает квартиру прописан по месту жительства в по адресу: с...., ул...., д.... кв...., где каких либо прав на жилое помещение не имеет л.д.81), что подтверждаются выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество л.д.50).

Ответчиками не отрицается то обстоятельство, что Я. после окончания учебного заведения в июне 2006 года не было представлено жилое помещение.

Таким образом, из материалов дела достоверно следует, что Я. являясь лицом, оставшимся без попечения родителей, в возрасте 15 лет был поставлен на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий. После окончания учебного заведения ГОУ НПО ПУ Номер обезличен г.... края с 29.06.2006 г. по настоящее время ему не было предоставлено жилое помещение по договору социального найма.

В соответствие со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ ( в редакции от 22.08.2004 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки Г. и Я. на жилищный учет, вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных и муниципальных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях, независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В силу ст. 5 ФЗ « О введении в действие ЖК РФ» № 189-ФЗ, к жилищным отношениям длящегося характера, применяются аналогичные нормы Жилищного Кодекса РФ.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, положения ст.57 ЖК РФ распространяются на правоотношения связанные с обеспечением жилья В., Г., Я.

 

Пунктом 6 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Аналогичные полномочия поселения установлены п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ.

Согласно п.2 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом Губернатора Пермской области от 22 июня 2000г. №170-  данная категория детей имеет право на внеочередное получение жилого помещения.

В соответствии с п.3 Правил-  Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.

Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, согласно п.4 Правил, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью( или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

Постановка на учет детей, оставшихся без попечении родителей, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям -сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего Указа.

Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе и детям, оставшимся без попечения родителей согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ должно осуществляться поселением. В случае рассматриваемого спора - Осинским городским поселением, на территории которого фактически проживают В., Г., Я.

Отсутствие в деле сведений об имуществе матери Г., родителей Я., В., на что ссылается представитель Министерства социального развития, не свидетельствует о необоснованности требований прокурора. Постановления о постановке на учет Г., Я., В. сторонами не оспариваются и не являются предметом иска какой-либо из сторон. Г. Я. и В. в установленном законом порядке, уполномоченным органом, были признаны детьми, оставшимися без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подразумевает под собой отсутствие у них права собственности либо права пользования жилым помещением родителей.

Доводы представителя третьего лица - Министерства социального развития Пермского края о необходимости привлечения в качестве ответчика в части иска в пользу В. администрации ... района не являются обоснованными, поскольку В. состоит на учете в качестве лица, оставшегося без попечения родителей на территории Осинского района, а возможность постановки на учет в нескольких местах законом не предусмотрена.

  Нельзя признать обоснованным доводы представителя ответчика - администрации Осинского муниципального района о том, что предоставление истцам жилого помещения во внеочередном порядке нарушает права иных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет ранее истца поскольку право истца на внеочередное обеспечение жилой площадью, предусмотренное законом, не может ставиться в зависимость от наличия иных лиц, нуждающихся в предоставлении жилья.

 Учитывая, что истцы являясь детьми, оставшимися без попечения родителей до 18 лет встали на учет для обеспечения жильем в г.Оса, закрепленного жилья не имеют, по окончании пребывания в учебном заведении в течении более 3 лет не были обеспечены жильем суд считает обоснованными исковые требования прокурора к администрации Осинского городского поселения об обязании предоставления В., Г., Я. вне очереди, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, расположенного в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления.

Вместе с тем согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно ст. 5 указанного ФЗ предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ( за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно ст. 6 Закона Пермской области « О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 29.12.2004 года № 1939-419, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Согласно п. 2 Положения « О порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение и строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, средства, предусмотренные в краевом бюджете, направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением по договору социального найма детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения.

Таким образом, исполнение обязанности по непосредственному предоставлению жилья истцам Осинским городским поселением должно производится за счет средств краевого бюджета, поскольку финансирование мер по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями относится к обязательствам субъекта РФ.

           

            Исковые требования прокурора об Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края произвести финансирование расходов на приобретение жилья администрацией Осинского муниципального района для В.,, Г., Я. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. ст. 4, 5  названного выше Федерального закона  № 159 - ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей - сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей ( за исключением детей, обучающихся в  федеральных государственных образовательных учреждениях ), в  том числе и  обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

Порядок и  критерии распределения средств из бюджета Пермского края для приобретения (  строительства )  жилья на приобретение жилых помещений детям, оставшимся без попечения родителей определен Положение о порядке распределения и  использования средств, предусмотренных на приобретение, строительства или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. N 16-п.

Пунктом 2 Положения установлено, что перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - местные бюджеты) осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Пермского края (далее - органы местного самоуправления) на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края платежными поручениями Министерства финансов Пермского края (далее - Министерство финансов) с лицевого счета бюджета Пермского края с кодом "02" (лицевого счета Агентства по строительству и ЖКХ, открытого в Министерстве финансов) на счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Пермскому краю для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в целях последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты.

Согласно п. 5 Положения Министерство социального развития распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из: количества детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по состоянию на 1 января текущего года; средней расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам (городским округам) Пермского края для расчета размера субсидий, предоставляемых гражданам из бюджета Пермского края на строительство и приобретение жилых помещений, утверждаемой распоряжением Правительства Пермского края, действующей на дату распределения средств, субсидий; нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв. м.

Согласно п.7 Положения распределение средств, субсидий местным бюджетам рассматривается межведомственной комиссией по реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, состав которой утверждается распоряжением председателя Правительства Пермского края (далее - Межведомственная комиссия). Решение Межведомственной комиссии оформляется протоколом.

Распределение средств, субсидий утверждается распоряжением Правительства Пермского края.

 Таким образом, Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края как таковое не является лицом, принимающим решение о распределении средства и субсидии из бюджета, поскольку эти полномочия принадлежат Правительству Пермского края.

Поэтому суд не может возложить обязанность финансирования расходов на приобретение жилья на Агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края поскольку данный орган не обладает полномочиями по распределению средств и субсидий из бюджета.

 Данная обязанность не может быть возложена и на Правительство Пермского края по следующим основаниям:

Исходя из анализа норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, можно сделать вывод о  том, что действительно финансирование мероприятий по дополнительным гарантиям по социальной защите детей - сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, в  том числе и  по предоставлению жилых помещений, осуществляется из областного бюджета, вместе с  тем, непосредственное предоставление жилых помещений детям - сиротам и  детям, оставшимся без попечения родителей, в  порядке ст. 8  Федерального закона  № 159 - ФЗ, осуществляется органами местного самоуправления.

В полномочия Правительства Пермского края входит исполнение бюджетных обязательств по тем направлениям и  целевым статьям, которые установлены законом области о  бюджете на соответствующий год, в  связи с  чем, администрация области не вправе выделять какие - либо дополнительные средства из бюджета, которые не были им предусмотрены для предоставления жилья конкретному очереднику. Иное бы противоречило ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, в  соответствии с  которой, принцип адресности и  целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к  нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо направлению их на цели, не обозначенные в  бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное законодательство определяет участников бюджетных отношений и  получателей бюджетных средств, исходя из содержания ст.ст. 152, 162 Бюджетного кодекса РФ истцы не могут быть отнесены к  участникам бюджетных отношений и  получателям бюджетных средств, в  связи с  чем, они не могут предъявлять требования о  выделении из бюджета Пермского края каких - либо средств для приобретения жилья для конкретных лиц.

Согласно распоряжению Правительства пермского края № 56-рп от 10.06.2009 г «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2009 г. на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» МО «Осинский муниципальный район» на указанные цели выделено из федерального бюджета 1 030. тыс. рублей и из краевого бюджета - 1 314,1 тыс. рублей. л.д.30). Согласно распоряжения Правительства Пермского края № 184-рп от 22.12.2009 г «О распределении субсидий из федерального бюджета на 4   квартал 2009 г. предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальному образование «Осинский муниципальный района на указанные цели выделено 1 176,3 тыс. рублей. л.д.29)

Доводы прокурора о недостаточности выделенных на приобретение жилья по мнению суда недостаточно обоснованны, поскольку истцом не предоставлен расчет необходимых, по его мнению, средств и конкретный требуемый размер финансирования, который должен был быть осуществлен Правительством Пермского края.

             Соответственно, не подлежат удовлетворению требования прокурора об обязании администрации Осинского муниципального района приобрести благоустроенные жилые помещения для истцов и передать их в собственность Осинского городского поселения, поскольку Осинский муниципальный район не является лицом, предоставляющим жилые помещения, детям, оставшимся без попечения родителей по договорам социального найма, а приобретение жилья обусловлено поступлением средств из бюджета Пермского края и федерального бюджета, распределение которых относится к полномочиям Правительством Пермского края, но не к полномочиям Осинского муниципального района.

            На основании изложенного и руководствуясь ст.198,199 ГПК РФ,

 

Решил:

  Исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить частично.

  Обязать администрацию муниципального образования «Осинское городское поселение» за счет средств бюджета Пермского края, предусмотренных для этих целей, представить В., Г., Я. каждому, вне очереди, по договору социального найма жилого помещения, благоустроенное жилое помещение, применительно к условиям муниципального образования «Осинское городское поселение», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте муниципального образования «Осинское городское поселение», общей площадью не менее нормы предоставления.

  В удовлетворении других исковых требований отказать.

             Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермский краевой суд через Осинский районный суд с даты изготовления решения суда в окончательной форме.

  Решение в окончательной форме изготовлено 02 марта 2010 года.

              Судья Д.А. Пьянков