Решение по делу об обязанности постановки на учет безхозяйной недвижимой вещи.



Дело   Номер обезличен

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июня 2010 года г. Оса

Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е. с участием помощника прокурора прокуратуры Осинского района Окулова А.В. представителя ответчика   - главы администрации ... сельского поселения Л.

при секретаре К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора
Оснского района Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов граждан,
неопределенного круга лиц, к администрации ... сельского поселения Осинского
района Пермского края, о возложении обязанности обратиться в Осинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет здания, с расположенной в нем биотермической ямой, находящегося на территории ... сельского поселения, ..., ... Пермского края, как бесхозяйной недвижимой вещи, с последующим обращением в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь в соответствии со ст. 225 ГКРФ,

установил:

Прокурор Осинского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту прав,
свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, к администрации
... сельского поселения Осинского района Пермского края, в котором просил
возложить на ответчика обязанность обратиться Осинский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет здания, с расположенной в нем биотермической ямой, находящегося на территории ... сельского поселения, ..., ... Пермского края, как бесхозяйной недвижимой вещи, с последующим обращением в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь в соответствии со ст. 225 ГК, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Осинского района Пермского края проведена проверка по заявлению Д., информации начальника Осинского территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю и начальника Главного управления МЧС России по Пермскому краю. В ходе проверки было установлено, что в октябре 2009г. на основании заключений экспертиз Осинского отдела ГУВК «...» в ..., а также ГУВК «...» ..., у мелкого рогатого скота (овец), принадлежащего владельцу личного подсобного хозяйства Д., был установлен бруцеллез. Постановлением главы ... муниципального района от 05.13.2009г. Номер обезличен с Дата обезличенаг. введены ограничительные мероприятия по бруцеллезу мелкого рогатого скота (карантин) на территории Осинского городского поселения в отношении владельца личного подсобного хозяйства Д. по адресу д. ... ... .... Постановлением главы Осинского муниципального района от Дата обезличенаг. утвержден план мероприятий по локализации и ликвидации эпизоотического очага по бруцеллезу мелкого рогатого скота на территории Осинского городского поселения {д. ... Согласно п. 7 данного плана, администрации Осинского городского поселения было предложено определить площадку для уничтожения убитых животных (методом сжигания) на отведенном участке территории Осинского городского поселения, согласованного с Роспотребнадзором и начальником ГУВК «... СББЖ».

Однако, согласно акту от Дата обезличенаг. на уничтожение мелкого рогатого скота (овец) в личном подворье Д., был проведен убой 12 голов овец с последующей утилизацией в биотермической яме.

В ходе проверки было установлено, что 12 овец, зараженных бруцеллезом, были утилизированы в биотермическую яму, расположенную на территории ... сельского поселения ..., около .... Однако, указанная биотермическая яма не

соответствует требованиями законодательства. Не соблюден режим санитарно-защитной зоны от биотермической ямы до жилых и общественных зданий 1000 метров. В указанную санитарно-защитную зону попадает большая часть ... и д. .... Территория биотермической ямы не огорожена глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. Отсутствуют замки на воротах скотомогильника и крышке биотермической ямы. Стены кирпичного строения, в котором расположена яма, имеют трещины. Согласно данных государственного кадастра недвижимости, здание расположено в кадастровом квартале: Номер обезличен, земельный участок под зданием не сформирован, его границы не определены, кадастровый номер не присвоен, данные о собственнике земельного участка и здания отсутствуют. Данные о том, что рядом с бывшей ... МТФ расположен скотомогильник, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

В соответствии с Приказом Минсельхоза РФ от 17.05.2005 N 81 "Об утверждении Перечня карантинных и особо опасных болезней животных" бруцеллез является особо опасной болезнью животных.

На основании п.п. 5.3, 5.4, 5.6, 5.9,6.2,, 6.10, 7.3 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" (утв. Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469) (РеД- от 16.08.2007) скотомогильники (биотермические ямы) размещают на сухом возвышенном участке земли площадью не менее 600 кв. м. Уровень стояния грунтовых вод должен быть не менее 2 м от поверхности земли. Размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до: жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) -1000 м; скотопрогонов и пастбищ - 200 м. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. Приемку построенного скотомогильника (биотермической ямы) проводят с обязательным участием представителей государственного ветеринарного и санитарного надзора с составлением акта приемки. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Сведения о собственнике, а также эксплуатирующей организации отсутствуют.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии со ст. 42 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об охране окружающей среды" при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В биотермической яме находятся биологические отходы, зараженные бруцеллезом. Не ограничен доступ населения к биотермической яме, что может привести к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих на территории ... сельского поселения, а также ущерба окружающей среде. В связи с отсутствием собственника, не приняты меры, исключающие не контролируемое уничтожение в указанной яме различных биологических отходов, в том числе и населением, проживающим на территории ... сельского поселения.

Статья 8 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предоставляет гражданам право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. ст. 18, 41, 42 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления.

В судебном заседании прокурор на иске настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении, при этом просил обязать ответчика обратиться с заявлением в связи с переименованием Осинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю в Осинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.

Представитель ответчика- глава администрации ... сельского поселения Л. иск не признал, ссылаясь на то, что в силу действующего законодательства на администрацию поселения не могут быть возложены требуемые прокурором обязанности обращаться в орган государственной регистрации с заявлением о постановке на учет биотермической ямы, а в дальнейшем с заявлением о признании права муниципальной собственности на эту яму.

Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, суд приходит к выводу, что иск прокурора в части обязать администрацию ... сельского поселения ... Пермского края обратиться в Осинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет здания, с расположенной в нем биотермической ямой, находящегося на территории ... сельского поселения, ..., ... Пермского края, как бесхозяйной недвижимой вещи, подлежит удовлетворению.

В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 225 ГПК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Судом установлено, что на территории ... сельского поселения имеется кирпичное строение с биотермической ямой по адресу: .... ..., ... сельское поселение, на юге д. ..., около 150 м от общественных зданий (пилорама) и 300 м от жилых зданий ..., в 500 м. от р. ..., в 100 м от дороги. Данное обстоятельство подтверждается кадастровым планом территории, планом размещения земельных участков, входящих в состав кадастрового квартала л.д. 8-11) и не оспаривается представителем ответчика.

Согласно сообщению Осинского отдела Управления ФРС по Пермскому краю в электронной базе данных Единого государственного реестра прав Осинского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю отсутствуют сведения о государственной регистрации права на кирпичное строение с биотермической ямой по адресу: .... ..., ... сельское поселение л.д. 6-7).

Таким образом, учитывая, что кирпичное строение с биотермической ямой по адресу: .... ..., ... сельское поселение не имеет собственника, и в силу ч.1 ст. 225 ГК РФ является бесхозяйной недвижимой вещью, а в соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, при изложенных обстоятельствах, поскольку недвижимая вещь -кирпичное строение с биотермической ямой расположена на территории ... сельского поселения, то в силу действующего законодательство необходимо возложить обязанность именно на администрацию ... сельского поселения обратиться в Осинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет здания, с расположенной в нем биотермической ямой, находящегося на территории ... сельского поселения, ..., ... Пермского края, как бесхозяйной недвижимой вещи.

Что касается требования прокурора обязать администрацию ... сельского поселения по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь в соответствии со ст. 225 ГК РФ, то в удовлетворении указанной части иска прокурору следует отказать.

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Судом установлено, что кирпичное строение с находящейся в нем биотермической ямой, является скотомогильником, предназначена для захоронения биологических отходов. И если она эксплуатируется с грубым нарушением ветеринарно - санитарных правил, это создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно, предполагает возникновение чрезвычайных ситуаций.

Однако в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 - ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно
- эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения
санитарно - эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению
санитарно - эпидемиологического благополучия населения является расходным
обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 п. 2 ст. 26. 3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. «ц» п. 2 ст. 26. 11 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии с п. 2. 1. 16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.

Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории ... муниципального образования Осинского муниципального района Пермского края бесхозяйного места захоронения биологических отходов.

Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника ... муниципальному образованию Осинского муниципального района Пермского края не передавались.

В этой связи не имеется оснований для возложения на администрацию ... сельского поселения Осинского муниципального района Пермского края обязанности по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обратиться б суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь в соответствии со ст. 225 ГК РФ.


На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198-194 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию ... сельского поселения Осинского района Пермского края обратиться в Осинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет здания, с расположенной в нем биотермической ямой, находящегося на территории ... сельского поселения, ..., ... Пермского края, как бесхозяйной недвижимой вещи.

В остальной части иска обязать администрацию ... сельского поселения по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь в соответствии со ст. 225 ГК РФ прокурору Осинского района Пермского края отказать.


Решение может быть обжаловано в районный суд в   течение десяти дней.


Пермский краевой суд через Осинский



Председательствующий судья


Дьячкова Т.Е.