Дело № Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 октября 2010 года г. Оса Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е. с участием помощника прокурора прокуратуры Осинского района Окулова А.В. представителя администрации Осинского муниципального района – главного специалиста сектора аналитической работы юридического отдела аппарата администрации Осинского муниципального района Пермского края П., действующего по доверенности от 05.03.2010 года при секретаре Б. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осе гражданское дело по заявлению прокурора Оснского района Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности по составлению декларации безопасности гидротехнического сооружения, расположенного на ..., д. ..., Пермского края и предоставлении ее в Западно-Уральское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, у с т а н о в и л : Прокурор Оснского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц администрации Осинского муниципального района, в котором просил: Обязать Администрацию Осинского муниципального района составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения, расположенного на ..., д. ..., Пермского края и предоставить ее в Западно-Уральское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Осинского района Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. В ходе проверки было установлено, что на территории ..., д. ..., ... имеется гидротехническое сооружение. На основании свидетельства о государственной регистрации права от 15.10.2007г. собственником данного гидротехнического сооружения является муниципальное образование Осинский муниципальный район. В соответствии с информацией Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 04.04.2008г. гидротехническое сооружение на ... района используется для рыборазведения, рекреации и обеспечения фермерских хозяйств ... и относится к 4 классу капитальности. В 2007г. экспертным центром ФГУП РосНИИВХ выполнен расчет зоны затопления и вероятного вреда при разрушении гидротехнического сооружения на ... в .... Согласно материалов расчета, плотина находится в предельно допустимом состоянии, уровень безопасности пониженный, требуется проведение капитального ремонта. В случае аварии в зону затопления попадают федеральная автотрасса, два нефтепровода, водовод Оса-Чернушка, д. Городище и часть с. Крылово. В соответствии с Законом Пермского края от 28.12.2007 N 177-ПК (ред. от 03.09.2009)"О краевой целевой Программе "Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008-2012 годы" предусмотрено проведение капитального ремонта гидротехнического сооружения на ... в 2009г. В целях реализации указанной программы между Министерством природных ресурсов Пермского края и Администрацией Осинского муниципального района заключен договор о финансировании от 10 марта 2009г. № 123. Имеется положительное заключение государственной экспертизы по проекту «Капитальный ремонт ГТС пруда на ...». 03.07. 2009г. между Администрацией Осинского муниципального района и ООО «...» заключен муниципальный контракт Номер обезличен на выполнение работ по капитальному ремонту указанного гидротехнического сооружения. 25.11.2009г. капитальный ремонт был закончен и составлен акт приемки законченного строительством объекта. Однако, согласно информации Администрации Осинского муниципального района от 17.09.2010г. отсутствует декларация безопасности и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения на .... В соответствии со ст. ст. 3, 8, 10, 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений. На стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию. Нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений. Кроме того, согласно «Перечню гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ Пермского края, подлежащих декларированию безопасности по состоянию на 01.04.2009г.» гидротехническое сооружение, расположенное на ... подлежит декларированию. Таким образом, в настоящее время отсутствует определенное законом обоснование безопасности и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения, расположенного на ..., что не позволяет обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов. В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании представитель прокуроры на удовлетворении своих требований настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении. Представитель администрации Осинского муниципального района П. иск не признал, пояснил, что для составления декларации нужны денежные средства, в настоящее время в бюджете района денежных средств не имеется. Но работы по составлению данной декларации ведутся и на 1-ый квартал 2011 года запланировано выделение денежных средств для проведения работ по составлению декларации. Кроме того составление самой декларации займет время в течение 270 календарных дней. Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск прокурора подлежит удовлетворению. Судом установлено, что в собственности муниципального образования «Осинский муниципальный район» имеется гидротехническое сооружение, выполненное из суглинистого и глинистого грунта с примесью щебня, общей площадью 840 кв.м, по адресу: ..., ..., д. ..., ..., что подтверждается СВИДЕТЕЛЬСТВОМ о государственной регистрации права от 15 октября 2007 года л.д. 19). В соответствии с Законом Пермского края от 28.12.2007 N 177-ПК (ред. от 03.09.2009)"О краевой целевой Программе "Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008-2012 годы" предусмотрено проведение капитального ремонта гидротехнического сооружения на ... в 2009г. В целях реализации указанной программы между Министерством природных ресурсов Пермского края и Администрацией Осинского муниципального района заключен договор о финансировании от 10 марта 2009г. № 123. Имеется положительное заключение государственной экспертизы по проекту «Капитальный ремонт ГТС пруда на ...». 03.07. 2009г. между Администрацией Осинского муниципального района и ООО «...» заключен муниципальный контракт Номер обезличен на выполнение работ по капитальному ремонту указанного гидротехнического сооружения. 25.11.2009г. капитальный ремонт был закончен и составлен акт приемки законченного строительством объект л.д. 7-18). В соответствии с информацией Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 04.04.2008г. гидротехническое сооружение на ... района используется для рыборазведения, рекреации и обеспечения фермерских хозяйств Осинского района и относится к 4 классу капитальности. В 2007г. экспертным центром ФГУП РосНИИВХ выполнен расчет зоны затопления и вероятного вреда при разрушении гидротехнического сооружения на ... в .... Согласно материалов расчета, плотина находится в предельно допустимом состоянии, уровень безопасности пониженный, требуется проведение капитального ремонта. В случае аварии в зону затопления попадают федеральная автотрасса, два нефтепровода, водовод Оса-Чернушка, д. Городище и часть с. Крылово л.д. 20). Согласно информации Администрации Осинского муниципального района от 17.09.2010г. отсутствует декларация безопасности и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения на .... В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;… В силу ст. 89 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;… Согласно абзаца 1 и 2 статьи 10 вышеуказанного Закона: «На стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности». В соответствии с абзацем 3 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" Нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;… Таким образом, в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность декларирования безопасности гидротехнического сооружения, расположенного на ... района. 20 октября 2009 года прокурором вносилось представление о принятии мер по устранению нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, в ответ на которое главой района от 16.11.2009 года было сообщено, что будут приняты меры по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения. На сегодняшний день, по истечении почти года предписание прокурора не исполнено. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривается. Утверждение представителя ответчика, что меры по составлению декларации предпринимаются, ведутся переговоры с организациями, которые будут заниматься разработкой декларации, не является основанием к отказу в иске. Поскольку администрация Осинского муниципального района является собственником гидротехнического сооружения и в силу действующего законодательства обязана обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, а обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется и на основании представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений, однако в настоящее время отсутствует определенное законом обоснование безопасности и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения, расположенного на ..., что не позволяет обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, в связи с чем на ответчика, в собственности которого находится гидротехническое сооружение на ..., необходимо возложить обязанность составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения, расположенного на ..., д. ..., Пермского края и предоставить ее в Западно-Уральское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : Обязать Администрацию Осинского муниципального района составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения, расположенного на ..., д. ..., Пермского края и предоставить ее в Западно-Уральское управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий судья Дьячкова Т.Е.