Дело Номер обезличен РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Город Оса 19 августа 2010 года Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А. при секретаре К., с участием представителя истца - администрации Осинского городского поселения С., действующей по доверенности, Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление администрации Осинского городского поселения к комитету имущественных отношений администрации Осинского муниципального района о признании права собственности, УСТАНОВИЛ: В Осинский районный суд обратилась Администрация Осинского городского поселения с иском к Комитету имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района в котором просит: Признать за муниципальным образованием «Осинское городское поселение» право собственности на квартиры № 1 (один), 3 (три), 4 (четыре), 7 (семь), 9 (девять), 12 (двенадцать), 22 (двадцать два), расположенные в жилом доме Номер обезличен (...), в г.... Пермского края. В обоснование требований представитель истца указала следующее: В соответствии с пунктом 6 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. В связи с этим часть 2 статья 50 указанного выше закона предусматривает, что в собственности поселений для исполнения своих полномочий может находится жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Для реализации полномочий возложенных действующим законодательством и в целях исполнения вопросов местного значения вновь образованного муниципального образования - Осинское городское поселение Земским Собранием Осинского муниципального района Пермского края от 04.10.207 года № 295 «О безвозмездной передаче муниципального имущества» было принято решение передать безвозмездно из муниципальной собственности Осинского муниципального района в собственность Осинского городского поселения квартиры № 4 (четыре), 7 (семь), 12 (двенадцать), 22 (двадцать два), 9 (девять) в жилом доме, находящемся по адресу: Пермский край г.... ул....,... (...). 15 октября 2007 года между МО «Осинский муниципальный район» и МО «Осинское городское поселение» в отношении указанных выше квартир был подписан акт Номер обезличен о приеме-передаче зданий (сооружений). 27 ноября 2007 года решением Думы Осинского городского поселения Пермского края Номер обезличен «О принятии имущества в муниципальную собственность Осинского городского поселения из муниципальной собственности Осинского муниципального района» было принято решение о безвозмездном принятии указанных выше квартир в собственность Осинского городского поселения. 31.12.2008 года Земским Собранием Осинского муниципального района Пермского края было также принято решение Номер обезличен «О законодательной инициативе» с целью передачи в будущем указанных выше квартир в собственность Осинского городского поселения. Однако изменения в закон о разграничении имущества, находящегося в собственности муниципальных образований (Осинского муниципального района и Осинского городского поселения) Пермского края в отношении указанных выше квартир внесены не были. 25.03.2008 года решением Думы Осинского городского поселения Пермского края Номер обезличен «Об утверждении перечня объектов муниципального имущества, принимаемых в собственность Осинского городского поселения также было принято дополнительное решение о безвозмездном принятии в собственность Осинского городского поселения, квартиры № 1 (один) и квартиры 3 (три) в жилом доме Номер обезличен (...) по ул.... в г.... Пермского края. В настоящее время собственником указанных выше квартир является МО «Осинкий муниципальный район». Однако, данное имущество, не может находится в собственности Осинского муниципального района, так как обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства не относится к вопросам местного значения муниципального района, тем самым жилищный фонд не может находиться собственности муниципального района. Кроме того, на сегодняшний день на федеральном уровне отсутствует закон, регулирующий безвозмездную передачу имущества между муниципальными образованиями, за исключение федерального закона от 22.08.2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принята федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Пункт 11.1. статьи 154 указанного выше Федерального закона принят для обеспечения выполнения требований статьи 85 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» о безвозмездной передаче в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности между муниципальными образованиями, в связи с разграничением вопросов местного значения (статья 50). В целях реализации федерального закона № 122-ФЗ был принят закон Пермского края от 26.02.2009 года № 395-ПК «О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края», предусматривающий порядок согласования перечня имущества подлежащего разграничению и перечень документов, необходимых для принятия закона Пермского края о разграничении муниципального имущества. Данный закон утратил силу 31.12.2009 год Срок, установленный статьей 85 ФЗ № 122-ФЗ для разграничения имущества истек. В связи с вышеизложенным Осинское городское поселение не имеет возможности реализовывать возложенные действующим законодательством полномочия в данных квартир являющихся жилищным фондом, так как не является собственником указанных выше квартир. Представитель ответчика в письменном отзыве л.д.43) указал, что не имеет возражений относительно заявленных требований администрации Осинского городского поселения о признании права собственности на квартиры №1,3,4,7,9,12,22, расположенные в жилом доме по адресу: г...., ул...., .... Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований настаивала, указав на доводы, изложенные в исковом заявлении. Суд, заслушав мнение представителя истца, изучив представленные документы, считает, что исковые требования администрации Осинского городского поселения подлежат удовлетворению. В судебном заседании установлено: Осинское городское поселение наделено статусом муниципального образования в соответствии с Законом Пермской области от 10.11.2004 №1717-348 «Об утверждении границ и наделении статусом муниципальных образований Осинского района Пермской области», то есть, создано после вступления в силу ФЗ №131-ФЗ от 16.09.2003. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно свидетельствам о регистрации права, право собственности на жилые помещения по адресу: г...., ул...., д.... кв.№1,3,4,7,9,12,22 зарегистрировано за муниципальным образованием «Осинский муниципальный район» л.д. 26, 27,28,29, 30, 32, 33) Решением Думы Осинского городского поселения Номер обезличен от 27.11.2007. данные жилые помещения были приняты в муниципальную собственность Осинского городского поселения л.д.23). Решением Думы Осинского городского поселения Номер обезличен от 25.03.2008. были приняты в муниципальную собственность Осинского городского поселения жилые помещения - квартиры №1,3 в доме по адресу: г...., ул...., д.... л.д.31). Согласно письму председателя Комитета имущественных отношений Администрации Осинского муниципального район Осинский муниципальный район передал в собственность Осинского городского поселения имущество - квартиры №1,3,4,7,9,12,22 в доме Номер обезличен по ул.... в г.... л.д.34). Таким образом, администрациями муниципальных образований были согласованы перечни подлежащего передаче в собственность городского поселения имущества, в связи с чем Земское собрание Осинского муниципального района в порядке, установленном Законом Пермского края №395-ПК от 26.023.2009. «О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края» обращалось с законодательной инициативой в Законодательное Собрание Пермского края о внесении дополнений в Закон Пермского края от 18.12.2006. №3412-802 «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Осинского муниципального района». л.д.25). Изменения в указанный Закон Пермского края №3412-802 от 18.12.2006. внесены не были. Действие закона Пермского края N 395-ПК от 26 февраля 2009 года «О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края» окончено 31 декабря 2009 года. Оценивая доводы сторон, предоставленные документы суд исходит и следующего: Согласно п. 4 Положения об управлении и распоряжении имуществом Осинского муниципального района (утвержденным Решением Земского собрания Осинского муниципального района Номер обезличен от 31.01.2008.) органом, наделенным полномочиями управления и распоряжения муниципальным имуществом, является комитет имущественных отношений администрации Осинского муниципального района (далее - Комитет). Таким образом, Комитет имущественных отношений является надлежащим ответчиком по делу. Частью 1 ст.215 ГК РФ установлено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно п.6 ч.1 ст.14 ФЗ №131 от 16.09.2003. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:…обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства… В силу п.3 ч.2 ст. 50 ФЗ №131 в собственности поселений могут находиться: … жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда. Ст.50 ФЗ №131 не предусмотрено нахождение в муниципальной собственности жилого фонда. Аналогичные положения содержатся в статье 52 Устава Осинского муниципального района, ст.4 Положения об управлении и распоряжении имуществом Осинского муниципального района (утвержденным Решением Земского собрания Осинского муниципального района Номер обезличен от 31.01.2008.) которыми также не предусмотрена муниципальная собственность Осинского муниципального района на жилые помещения. Из указанных норм следует, что жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, в целях обеспечения исполнения установленных законом полномочий по обеспечению жильем граждан по договорам социального найма, могу принадлежать лишь муниципальным поселениям. Наличие жилого фонда в собственности муниципальных районов, и в частности Осинского муниципального района действующим законодательством и собственными муниципальными актами не предусмотрено. В соответствии ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Частью 2-3 ст.53 Устава Осинского муниципального района установлено, что органы местного самоуправления Осинского муниципального района вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти Пермского края и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Осинского муниципального района устанавливается муниципальными правовыми актами, принимаемыми Земским Собранием Осинского муниципального района. Порядок разграничения имущества между муниципальными образованиями и основания возникновения права собственности установлены частью 11.1 ст.154 Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Данной нормой установлено, что в целях обеспечения выполнения требований статьи 85 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" безвозмездная передача в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в соответствии с установленным указанным Федеральным законом разграничением вопросов местного значения и со статьей 50 указанного Федерального закона производится в следующем порядке. Разграничение имущества осуществляется между:… вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы;… Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" видами имущества. До 1 января 2009 года в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе. Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований. Порядок согласования перечня имущества, подлежащего передаче, порядок направления согласованных предложений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований органам государственной власти субъектов Российской Федерации и перечень документов, необходимых для принятия правового акта субъекта Российской Федерации о разграничении имущества, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации. Споры о праве собственности на имущество, в отношении которого в связи с разграничением полномочий ставится вопрос о передаче из собственности одного муниципального образования в собственность другого муниципального образования, разрешаются судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Наличие судебного спора по отдельным объектам имущества не является основанием для приостановления передачи иных объектов имущества. Орган местного самоуправления, владеющий имуществом, подлежащим передаче, обязан его передать, а орган местного самоуправления, в собственность которого указанное имущество передается, обязан его принять на основании правового акта субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок после вступления данного правового акта в силу. В случае, если устав хотя бы одного из муниципальных образований, указанных в настоящей части, не утвержден в течение указанного срока, срок отсчитывается со дня утверждения соответствующего устава. Перечни передаваемого имущества, включающие в себя муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, которые подлежат передаче, а также иного имущества утверждаются правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность. Основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями. Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, возникает с момента, устанавливаемого законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, положения ч.11.1 ст.154 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004. связывают порядок разграничения имущества и возникновение муниципальной собственности поселений с изданием соответствующего закона субъекта РФ. Во исполнение указанных положении ч.11.1 ст.154 ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004. на территории Пермского края был принят Закон Пермского края N 395-ПК от 26 февраля 2009 года «О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края», действие которого истекло 31 декабря 2009 года. Действующими нормативными актами Пермского края порядок передачи имущества при его разграничении не установлен. Учитывая, что данный вопрос напрямую не урегулирован действующим законодательством суд, в силу ст. 6 ГК РФ считает необходимым разрешить дело исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости. Как следует из материалов дела Муниципальное образование «Осинский муниципальный район» в лице соответствующих органов передало в собственность муниципального образования «Осинское городское поселение» спорное имущество, а органы Осинского городского поселения приняли передаваемое имущество. То есть имела место сделка по которой право собственности на указанные жилые помещения перешло к Осинскому городскому поселению. Таким образом, поскольку сторонами было принято однозначное и определенное решение о передаче имущества закрепленное в соответствующих муниципальных актах и акте приема-передачи имущества, и с учетом того, что на момент рассмотрения дела Закон Пермского края № 395-ПК, предусматривающий порядок передачи данного имущества утратил силу, то для достижения целей законодательства о местном самоуправлении, исходя из необходимости правовой определенности по вопросу, связанному с разграничением правомочий между муниципальными образованиями, и выраженного муниципальными образованиями согласия, как на передачу, так и на принятие упомянутых объектов в муниципальную собственность городского поселения, суд считает, что исковые требования Администрации Осинского городского поселения подлежат удовлетворению. На основании ст.198-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать за муниципальным образованием «Осинское городское поселение» право собственности на квартиры по адресу: Пермский край, Осинский район, ..., ..., ... кв.1 Пермский край, Осинский район, ..., ..., ... кв.3 Пермский край, Осинский район, ..., ..., ... кв.4 Пермский край, Осинский район, ..., ..., ... кв.7 Пермский край, Осинский район, ..., ..., ... кв.9 Пермский край, Осинский район, ..., ..., ... кв.12 Пермский край, Осинский район, ..., ..., ... кв.22 Данное решение является основанием для регистрации права собственности в соответствующем регистрирующем органе. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с даты изготовления решения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Осинский районный суд. Решение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2010 года. Председательствующий судья Д.А.Пьянков
Решением Земского собрания Осинского муниципального района Номер обезличен от 04.10.2007. по акту приема-передачи Номер обезличен от 15.10.2007. из муниципальной собственности Осинского муниципального района в собственность Осинского городского поселения безвозмездно переданы квартиры №4,7,9, 12,22 в доме №89 по ул.... г.... л.д.22, 24).