Дело Номер обезличен РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Оса 08 сентября 2010 года Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Д., с участием Прокурора - помощника прокурора Осинского района Федосеева А.Н. Представителя ответчика - Администрации Осинского муниципального района, Папуловой И.В., действующей по доверенности, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Осинского района о признании незаконным нормативно-правового акта, Установил: В Осинский районный суд обратился прокурор Осинского района с заявлением, в котором просит: Постановление главы Осинского муниципального района №444 от 16.06.2010г. «Об утверждении муниципальной ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования Осинского муниципального района на 2010 - 2012 годы» признать противоречащим федеральному законодательству, Уставу Осинского муниципального района и недействующим с момента принятия. В обоснование доводов к отмене нормативного акта указано следующее: 1) В соответствии со ст. 179.3 Бюджетного Кодекса РФ в местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном местной администрацией. Таким образом, исполнительный орган местного самоуправления -администрация Осинского муниципального района наделен БК РФ полномочиями только по установлению порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ. Самостоятельными полномочиями по принятию (утверждению) ведомственных целевых программ ст. 179.3 БК РФ местную администрацию не наделяет. При установлении порядка утверждения ведомственных целевых программ необходимо учитывать положения законодательства о местном самоуправлении. В силу ч.4 ст.7 Федерального закона №131-Ф3 от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также уставам, законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона №131-ФЗ устав муниципального образования является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования. Согласно ч.4 и ч. 10 ст. 35 Федерального закона №131-Ф3 от 6.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении. В силу ч.7 и ч.3 ст. 37 Устава Осинского муниципального района глава района представляет на утверждение Земского собрания планы и программы социально-экономического развития района, отчеты об их исполнении. Таким образом, действующее законодательство определяет, что порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ устанавливает администрация района, а полномочиями по принятию (утверждению) данных программ - наделен только представительный орган местного самоуправления (Земское собрание района). 2) В соответствии с ч.3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Аналогичная норма содержится в ч.2 ст47 Федерального закона №131-Ф3: «Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)», что соответствует также п.6 ст.8 Устава Осинского муниципального района. Граждане и организации вправе принимать участие в разработке и обсуждении программ (в т.ч. путем публичных слушаний), быть участниками программ (в т.ч. путем получения бюджетных субсидий), а также иметь доступ к полной информацию о ходе их реализации. Соответственно, Постановление главы Осинского муниципального района №444 от16.06.2010г. «Об утверждении муниципальной ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования Осинского муниципального района на 2010 -2012 годы» подлежит официальному опубликованию. Кроме того, необходимость опубликования данного нормативного правового акта предусмотрена непосредственно в п.2 оспариваемого Постановления главы Осинского муниципального района №444 от 16.06.2010г. В нарушение законодательства оспариваемый правовой акт опубликован не был, но применялся, в частности при разработке Постановления главы Осинского муниципального района №556 от 20.07.2010 г. «О поддержке малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе на территории Осинского муниципального района». Реализация незаконной ведомственной целевой программы- влечет нецелевое расходование бюджетных средств. Что затрагивает права муниципального образования, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц - всех граждан и организаций Осинского муниципального района, пользующихся объектами инфраструктуры, жизнеобеспечения, услугами муниципальных учреждений, финансируемыми за счет бюджета района. Представитель ответчика в письменном отзыве с заявленными требованиями не согласился, указав в обоснование доводов следующее: 1).В соответствии со ст. 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигновании на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляется в порядке, установленном местной администрацией. В соответствии со ст. 13 решения Земского собрания Осинского муниципального района от 25.10.2007 г. № 297 «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Осинском муниципальном районе» ведомственные целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета Осинского муниципального района, утверждаются главным распорядителем средств бюджета Осинского муниципального района в соответствии с порядком, установленным постановлением главы района. В заявлении о признании незаконным нормативного правового акта прокурор указал, что самостоятельными полномочиями по принятию (утверждению) ведомственных целевых программ ст. 179.3 БК РФ местную администрацию не наделяет. При установлении порядка утверждения ведомственных целевых программ необходимо учитывать положения законодательства о местном самоуправлении. Согласно п.4 ч. 10 ст.35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие программ развития муниципального образования. В силу ч.7 и ч. 3 ст. 37 Устава Осинского муниципального района глава района представляет на утверждение Земского собрания планы и программы социально-экономического развития района. Комплексная программа социально-экономического развития муниципального образования «Осинский муниципальный район» утверждена решением Земского собрания Осинского муниципального района № 243 от 31.05.2007 г, что не противоречит положениям законодательства о местном самоуправлении. Однако, положения законодательства о местном самоуправлении не наделяют полномочиями представительный орган - Земское собрание Осинского муниципального района по утверждению ведомственных целевых программ. К исключительной компетенции представительного органа муниципального образования относится принятие и утверждение программ развития муниципального образования, а не ведомственных целевых программ. Согласно Устава Осинского муниципального района глава района представляет на утверждение Земского собрания программы социально-экономического развития района, а не ведомственные целевые программы. Ведомственные целевые программы являются неотъемлемой частью Комплексной программы социально-экономического развития Осинского муниципального района, которая выносится на публичные слушания в порядке, установленном действующим законодательством. В связи с чем, Постановлением главы Осинского муниципального района от 16.06.2010 г. № 443 внесены изменения и дополнения в Постановление главы Осинского муниципального района от 14.04.2010 № 277 «Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ администрации Осинского муниципального района и Положения об экспертном совете по долгосрочным и ведомственным целевым программам». 2). Постановление главы Осинского муниципального района № 444 от 16.06.2010 г. «Об утверждении муниципальной ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования Осинского муниципального района на 2010-2012 годы» было опубликовано в официальном печатном издании «Осинское Прикамье» 07.09.2010 № 104. Считаем, что нормативный правовой акт принят в соответствии с действующим федеральным законодательством и не является противоречащим положениям законодательства о местном самоуправлении. Постановление главы Осинского муниципального района № 444 от 16.06.2010 г. «Об утверждении муниципальной ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования Осинского муниципального района на 2010-2012 годы» возможно признать недействующим лишь с момента принятия до момента опубликования, т.е до 07.09.2010 года, т.к законодательно предусмотрено официальное опубликование муниципальных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности граждан, что администраций района не было выполнено, ввиду отсутствия денежных средств. В судебном заседании прокурор просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме, настаивая на доводах указанных в заявлении об отмене правового акта. Представитель ответчика исковые требования об отмене нормативного акта не признала, указав на доводы, изложенные в письменном отзыве. Суд, заслушав мнение сторон, исследовав письменные материалы дела считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению частично. В судебном заседании установлено: 16 июня 2010 года Постановлением №444 главы Осинского муниципального района утверждена муниципальная ведомственная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования Осинского муниципального района на 2010 - 2012 годы». Пунктом 2 постановления предусмотрена его публикация в газете «Осинское прикамье». Целями утвержденной программы являются: обеспечение занятости и развитие самозанятости населения, увеличение производства продукции, содействие в развитии малых форм хозяйствования. Задачами программы являются: развитие малых форм хозяйствования, популяризация предпринимательской деятельности, предоставление владельцам ЛПХ, КФХ и ИП правовой и маркетинговой помощи, поддержка малых форм хозяйствования. Программой предусмотрены источники финансирования на период 2010-2012 г. из бюджетов Пермского края, Осинского муниципального района л.д.7-25). Оспариваемое Постановление главы Осинского муниципального района № 444 от 16 июня 2010 года опубликовано в газете «Осинское прикамье» №104 от 07 сентября 2010 года. Оценивая доводы сторон относительно отсутствия полномочий главы Осинского муниципального района на утверждение ведомственных целевых программ, суд исходит из следующего. Согласно ст. 179.3 БК РФ в федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Из указанной нормы следует, что местная администрация вправе определять порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных программ. Пунктом 25 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ №131 от 06.10.2003.) Местная администрация создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства; В соответствии с ч.1 ст. 37 ФЗ №131 от 06.10.2003. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу ст.41 Устава Осинского муниципального района Администрация Осинского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Осинского муниципального района, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, федеральными законами и законами Пермской области, Пермского края. Частью 2 ст.36, ч.2 ст. 37, ч.2 41 Устава Осинского района установлено, что главой администрации является глава Осинского муниципального района, который издает в пределах полномочий правовые акты. Частью 6 указанной ст.41 Устава администрация Осинского муниципального района обладает полномочиями по решению вопросов местно значения - создании условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; Положения п.4 ч.10 ст. 35 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003. действительно предусматривают исключительное право представительного органа местного самоуправления принимать планы и программы развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении. Аналогичные положения содержатся в ст.23 Устава Осинского муниципального района. Вместе с тем, ведомственная целевая программа не тождественна программе развития муниципального образования, поскольку определяет комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи, стоящей перед распорядителем средств бюджета (конкретным ведомством), описываемой измеряемыми целевыми индикаторами, тогда как программа развития муниципального образования определяет направления развития, их цели, способы и сроки достижения вцелом для муниципального образования и может предусматривать выполнение конкретных целевых и ведомственных программ. Исходя их характера утвержденной оспариваемым постановлением программы она не является, по мнению суда программой развития муниципального района вцелом и касается вопросов создании условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, отнесенных к компетенции администрации Осинского района. Полномочия местной администрации, установленные ст.37 ФЗ №131 от 06.10.2003. и конкретные полномочия администрации Осинского муниципального района, установленные ч.6 ст.41 Устава Осинского муниципального района не исключают возможность принятия данным органом ведомственных программ для решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции местной администрации, в том числе создании условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях. Таким образом, исходя из буквального толкования положений ст.179.3 БК РФ и п.4 ч.10 ст.35 ФЗ №131-ФЗ от 06.10.2003., ст.41 Устава Осинского муниципального района, не следует, что утверждение ведомственных целевых программ является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления и в частности Земского собрания Осинского района. Исходя из доводов заявления, следует, что местная администрация вправе определять порядок утверждения программы представительным органом, который в свою очередь утверждает целевую программу. Данная трактовка положений ст. 179.3 БК РФ суду представляется неверной, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 37, ч.6 43 ФЗ №131 от 06.10.2003. местной администрацией издаются правовые акты в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Порядок принятия правового акта Земским собранием Осинского района предусмотрен ст.24 Устава Осинского муниципального района. Таким образом, определение порядка утверждения правового акта (в том числе программы) представительным органом не входит в полномочия местной администрации и в частности администрации Осинского муниципального района. Иное противоречило бы принципу разделения властей на представительную и организационно-распорядительную. Решением Земского собрания Осинского муниципального района от 25 октября 2007 г. N 297 утверждено Положение о бюджетном процессе в Осинском муниципальном районе в части 3 ст.13 прямо установлено, что ведомственные целевые программы, реализуемые за счет средств бюджета Осинского муниципального района, разрабатываются, утверждаются и реализуются главным распорядителем средств бюджета Осинского муниципального района в соответствии с порядком, установленным постановлением главы района. Таким образом, поскольку утверждение ведомственной целевой программы не относится к исключительным полномочиям представительного органа местного самоуправления, а определение местной администрацией порядка утверждения правого акта представительным органом противоречит действующему законодательству, суд считает, что положениями ст.179.3 БК РФ в их совокупности с положениями ч.1 ст. 37, ч.6 43 ФЗ №131 от 06.10.2003., ст.41 Устава Осинского района, Положения о бюджетном процессе Осинского муниципального района предполагают, что ведомственная целевая программа может утверждаться местной администрацией в лице ее главы. Поэтому, суд полагает, что в данном случае глава Осинского муниципального района вправе собственным постановлением определять порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ и, собственно, утверждать разработанную ведомственную программу. Суд считает, что заслуживают внимание доводы заявления о нарушении порядка опубликовании оспариваемого нормативного акта. В соответствии с ч.3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Аналогичная норма содержится в ч.2 ст.47 Федерального закона №131-Ф3 согласно которой муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), а также в п.6 ст.8 Устава Осинского муниципального района. Непосредственно пунктом 2 оспариваемого постановления установлено, что он подлежит публикации. Суд считает, что оспариваемое постановление затрагивает права и свободы граждан, поскольку утверждает ведомственную целевую программу предполагающую расходование бюджетных средств на период 2010 -2012 годы Поскольку Постановление Главы Осинского муниципального района №444 от 16.06.2010г. не было опубликовано в установленном законом и уставом порядке, оно подлежит признанию недействующим с момента принятия - 16 июня 2010 года до момента официального опубликования 07 сентября 2010 года. Решение суда в силу ст.253 ГПК РФ подлежит публикации в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт - газете «Осинское прикамье». На основании изложенного и руководствуясь ст.198,199 ГПК РФ, Решил: Заявление прокурора Осинского района удовлетворить частично. Постановление главы Осинского муниципального района №444 от 16.06.2010г. «Об утверждении муниципальной ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования Осинского муниципального района на 2010 - 2012 годы» признать противоречащим федеральному законодательству, Уставу Осинского муниципального района и недействующим и недействующим с момента принятия - 16 июня 2010 года до момента опубликования - 07 сентября 2010 года. Опубликовать Решение суда о признании нормативного правового акта незаконным и недействующим в газете «Осинское прикамье». Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в окончательной форме в Пермский краевой суд через Осинский районный суд. Судья Д.А. Пьянков