определение об оставлении искового заявления без рассмотрения (о предоставлении жилья)



Дело Номер обезличен

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Об оставлении искового заявления без рассмотрения

город Оса 25 ноября 2010 года

            Осинский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Д. с участием истца К.,

            Рассмотрев гражданское дело по иску К. к Администрации Осинского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилья,

У С Т А Н О В И Л:

            В Осинский районный суд обратилась К. с иском к Администрации Осинского муниципального района, Правительству Пермского края в котором просит: обязать администрацию Осинского муниципального района предоставить истцу жилое помещение вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм, за счет средств выделенных Правительством Пермского края на эти цели.

            В обоснование исковых требований истец указала следующее:

            Истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать лишена родительских прав решением Осинского районного суда от 29.0.41996 года, Отец лишен родительских прав решением Осинского районного суда от 09.12.1998 года.

На основании постановления администрации Свердловского района г.Перми от 23.08.1995 года Номер обезличен «а»  была установлена опека.

На основании постановления органа по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних лиц от 11.12.2007 года Номер обезличен истец была направлена в государственное учреждение. С 28.09.2008 года истец являлась воспитанницей ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом Номер обезличен», по достижении совершеннолетия выпустилась из детского дома.

Истец состоит на жилищном учете в администрации Осинского муниципального района, включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилья.

Жилья на праве собственности у истца нет, она не является нанимателем по договору социального найма (сообщение УФС по Пермскому краю от 01.10.2010 года, справка ГУП «ЦТИ» Пермского края» от 04.10.2010 года прилагаются).

В настоящее время истец является учащейся профессионального лицея Номер обезличен в городе Перми, срок окончания учебы 30.06.2011 года. Временно проживает в общежитии профессионального лицея Номер обезличен, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ..., ... до окончания обучения. После окончания лицея жить ей негде.

Администрации Осинского муниципального района жилье не предоставляет, поскольку не подошла очередь.

На основании ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, ст. 57 ЖК РФ, Постановления Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п, Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», истец просит суд предоставить ей жилое помещение.

Представитель администрации Осинского муниципального района в письменном отзыве исковые требования не признал, указав следующее:

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является расходным обязательством субъектов РФ (Пермского края). На уровень района переданы только полномочия по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются в порядке установленном в Постановлении Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п «Об утверждении Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей»».

Предоставление жилых помещений по договорам социального найма, согласно ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», является исключительной компетенцией органов местного самоуправления поселений (в данном случае администрации Осинского городского поселения). Ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» устанавливает, что жилищный фонд социального использования может находиться только в собственности поселений, в районе такого имущества быть не может.

Согласно статьям 14, 57 ЖК РФ предоставления жилых помещений так же относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. У администрации Осинского муниципального района нет полномочий по предоставлению жилых помещений, поэтому администрация является ненадлежащим ответчиком по иску К.

Согласно абз. 2 пункта 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В настоящее время истец К. является учащейся профессионального лицея Номер обезличен в городе Перми, т.е. право на получения жилья у К. еще не возникло.

Представитель Правительства Пермского края в письменном отзыве просил в иске отказать, указывая на следующее:

Закон, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12,1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями:  наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей;  отсутствие закрепленного жилого помещения;  окончание пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а  также в    учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

            Статьей 6 Закона Пермской области от 29,1 2.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 1939-419) установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан.

В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 184-ФЗ) по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается.

Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ - исключительная компетенция органов государственной власти субъектов РФ.

В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона №1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются, органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора.

Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой.категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 № 16-п.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» (далее - Закон.№ 2621-580) государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью, переданы органам местного самоуправления.

Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 2621-580).

Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях договоров социального найма детям-сиротам. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Федеральные средства ожидаются во втором полугодии 2010 года.

Таким образом, Правительство исполняет свои обязательства своевременно и полном объеме.

Из искового заявления следует, что К. Дата обезличена г.р, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из предоставленного письма администрации Осинского городского поселения «О предоставлении жилого помещения» от 13.09,2010 г. следует, что К. поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении с 25.04.2003 г.

В материалах дела отсутствует постановление, на основании которого она была поставлена на регистрационный учет для получения жилого помещения. При постановке на учет данный документ издается органом местного самоуправления в обязательном порядке. Отсутствуют сведения в отношении родителей К., подтверждающие факт отсутствия у них жилых помещений на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из БТИ, У ФРС, ЦТИ).

Так в силу статьи 71 Семейного Кодекса Российской Федерации ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями, в том числе на получение наследства,

В таком случае, при наличии права собственности или пользования жилым помещением К. не имеет права на обеспечение вне очереди жилой площадью.

В материалах дела имеется справка Профессионального лицея Номер обезличен от27.09.2010г. Номер обезличен, согласно которой К. в настоящее время является учащейся 3 курса ГОУ НПО ПЛ Номер обезличен, срок окончания учебного заведения – 30.06.2011.

Считает, что в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, у К. не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебное заседание не явились представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, просившие рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивала.

Суд, заслушав мнение истца, изучив представленные документы, приходит к следующему.

К. Дата обезличена г.р. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Данное обстоятельство подтверждается копией свидетельства о рождении истца л.д.14), решением Осинского районного суда от 29.04.1996 г. о лишении её матери - К.1 родительских прав, л.д.12-13), решением Осинского районного суда от 09.12.1998. о лишении родительских прав её отца – К.2 л.д.16-17).

К. на территории Осинского района состоит на регистрационном учете детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, что подтверждается справкой администрации Осинского муниципального района л.д.10), письмом Администрации Осинского городского поселения л.д.11). В списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий он числится под номером Номер обезличен.

Из представленных суду материалов дела – указанных решений Осинского районного суда, постановлений об учреждении опеки л.д.15), об устройстве в государственное учреждение л.д.6), следует, что жилье за К. не закреплялось.

Согласно выписке из Единого реестра прав на недвижимое имущество, справке ГУП «ЦТИ», следует, что за истцом не зарегистрированы какие-либо права на недвижимое имущество л.д. 8, 9).

Истец Находилась на полном государственном обеспечении ГКОУ «Детский дом Номер обезличен» до 28.02.2008., проживала по адресу: ... ... л.д.5).

В настоящее время истец проходит обучение в ГОУ НПО «Профессиональный лицей Номер обезличен» г.Перми, со сроком окончания учебного учреждения – 30.06.2011. л.д.7).

Таким образом, из материалов дела следует, что К. является лицом, оставшимся без попечения родителей, была поставлена на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, из числа лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий, проходит обучение в образовательном учреждении в очной форме.

Оценивая доводы сторон, суд учитывает следующее:

В соответствие со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствие с установленными законом нормами.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ ( в редакции от 22.08.2004 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видом профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

            Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки ( попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

           

Пунктом 6 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Аналогичные полномочия поселения установлены п.5 ч.1 ст.14 ЖК РФ.

Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе и детям, оставшимся без попечения родителей согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ должно осуществляться поселением. В случае рассматриваемого спора надлежащим ответчиком является Осинское городское поселение, на территории которого поставлен на учет истец. Требование к Осинкому городскому поселению истцом не заявлены.

Вместе с тем, данное обстоятельство само по себе не является основанием для отказа в иске, поскольку, истец как установлено судом, является лицом, оставшимися без попечения родителей до 18 лет, закрепленного жилья не имеет, состоит на учете как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, и имеет право на получение жилого помещения без очереди по окончанию учебного учреждения.

В настоящее время истцом К. не окончено пребывание в учебном заведении, поэтому суд считает заявленные исковые требования об обязании предоставления жилого помещения преждевременными, поскольку положения абз.2 ч.1 ст. 8 Федерального закона « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ прямо связывают предоставлении жилого помещения с фактом окончания учебного учреждения.

Предоставление жилого помещения до окончания учебного учреждения законом не предусмотрено.

Таким образом, истцу надлежит после окончания учебного учреждения обратиться в Осинское городское поселение с заявлением о предоставлении жилого помещения, а в случае непредставления жилья вправе обратиться в суд.

Согласно ст.222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если: истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.

При изложенных обстоятельствах, заявление К. о предоставлении жилого помещения, на основании ст.222 ГПК РФ, подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден установленный законом досудебный порядок предусматривающий предоставления жилого помещения детям, оставшимся без попечения родителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 223, 224 ГПК РФ,

                                                           О П Р Е Д Е Л И Л:

Исковое заявление К. к Администрации Осинского муниципального района, Правительству Пермского края, оставить без рассмотрения.

Разъяснить истцу, что она вправе обратиться в суд с иском о предоставлении жилого помещения после окончания пребывания в образовательном учреждении.

Определение может быть обжаловано в течение 10 дней с даты изготовления определения в окончательной форме в Пермский краевой суд через Осинский районный суд.

Определение в окончательной форме изготовлено 29 ноября 2010 года.

Судья Д.А. Пьянков

...