Дело № Номер обезличен Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 октября 2010 года г. Оса Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е. с участием представителя истцов Ч.1 и Ч.2 С., действующего по доверенностям от 13 октября 2010 года представителей Ответчика Администрации ... муниципального района О., действующей по доверенности от 08.02.2010 года и В., действующего по доверенности от 29.09.2010 года представителя ответчика ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» А., действующей по доверенности от 25.08.2010 года Номер обезличен при секретаре Б. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осе гражданское дело по иску Ч.1 и Ч.2 к администрации ... муниципального района, государственному краевому учреждению «Управление капитального строительства Пермского края», третьему лицу закрытому акционерному обществу институт «...» о переносе накопительного канализационного колодца и дожимной насосной станции, у с т а н в и л : Ч.1 и Ч.2 обратились в суд с иском к администрации ... муниципального района, администрации ... городского поселения и ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края, третьему лицу ЗАО институт «...», в котором просили обязать ответчиков перенести сооружение - накопительный канализационный колодец и дожимную насосную станции ... «Общеобразовательной школы на 11 классов» на расстояние не менее 15 метров от забора, огораживающего земельный участок и домовладение по адресу: ..., ..., .... ..., мотивируя свои требования тем, что на основании свидетельств о регистрации права от 07.02.2008 г. они, истцы, являются собственниками земельного участка и домостроения, расположенного по адресу: ..., ..., ..., .... Рядом с их домом ведется строительство накопительного канализационного колодца и дожимной насосной станции, выходящих из ... школы Номер обезличен. При строительстве данных объектов нарушаются их, истцов, права, действующие в законодательстве в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Фактическое расстояние от наружной стенки накопительного колодца КНС до забора, ограждающего земельный участок домовладения ..., ... составляет 8 метров. В соответствии с табл.7.1.2, п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны от насосной станции производительностью до 0.2 тыс. м3 /сутки должен быть не менее 15 метров. Согласно ст. ст. 11, 12 ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52 ФЗ (ред. от 30.12.2008 г.) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства. При решении вопроса размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Таким образом, при размещении и строительстве накопительного канализационного колодца и дожимной насосной станции допущены нарушения вышеуказанных требований законодательства. Они, истцы, обращались в администрацию ... муниципального района и администрацию городского поселения о переносе накопительного канализационного колодца и дожимной насосной станции на положенное законом расстояние, но каких-либо действий со стороны должностных лиц о переносе вышеуказанных объектов на заявления не последовали. В судебном заседании представитель истцов С. на иске настаивал, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении, пояснил, что расстояние санитарной зоны следует исчислять от границы земельного участка, а не от дома, поскольку жилая застройка - это не просто дом, а это жилой дом с участком. Расстояние же от границы земельного участка до канализационного колодца составляет 8 метров, что является нарушением законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, создает угрозу здоровья семьи истцов, поэтому сооружения - накопительный канализационный колодец и дожимная насосная станция должны быть перенесены в соответствии с действующими нормами на расстояние 15 метров от забора, огораживающего земельный участок и домовладение истцов. Представители администрации ... муниципального района О. и В., а также представитель ответчика ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» А. иск не признали, ссылаясь на доводы, изложенные в отзывах на исковое заявление истцов, из которых усматривается, что расположение накопительного канализационного колодца и дожимной насосной станции ... объекта «Общеобразовательная школа на 11 классов» на расстоянии 8 метров от забора, огораживающего земельный участок и домовладение истцов, соответствует прошедшему экспертизу проекту и нормам действующего законодательства. Представитель третьего лица ЗАО Институт «...» в судебном заседании не присутствовал, присутствующая ранее в судебных заседаниях генеральный директор ЗАО институт « ...» Л. полагает, что иск удовлетворению не подлежит, при этом пояснила, что ЗАО Институт «...» первоначально разрабатывал проект в 2006 году и этот проект соответствовал строительным нормам и правилам, введенным в действие с 1 января 1986 года и действовавшим в 2006 году, согласно которым расстояние санитарно – защитных зон рассчитывалось от канализационных сооружений до границ зданий жилой застройки. От угла дома истцов до канализационной насосной станции расстояние составляет 20 метров. С введением в действие новых санитарных норм и правил ЗАО институт «...» разработал проект по установлению границ санитарно – защитной зоны, согласно разделу 4 которого предлагается сократить санитарно защитную зону от канализационной насосной станции до 8 метров во всех направлениях. Данный проект прошел надлежащую экспертизу федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Согласно выданному ФГУЗ «...» экспертному заключению Номер обезличен от 27.08.2010 года о соответствии санитарным правилам проектной документации, вышеуказанный Проект соответствует государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам. Администрация ... городского поселения с согласия участников процесса, в том числе истца, была исключена из числа ответчиков по делу определением суда от 27 сентября 2010 года, поскольку администрация ... городского поселения не является ни заказчиком строительства школы, не финансирует строительство школы и не имеет никакого отношения к ... школы. Допрошенные в качестве специалистов И. и Я.пояснили, что согласно проекта санитарная зона уменьшена до 8 метров, что соответствует нормам. При этом при уменьшении санитарной зоны в процессе эксплуатации необходимо проводить еще лабораторные замеры и исследования. Выслушав представителя истцов, представителей ответчиков, допросив в качестве специалистов И. и Я., исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска Ч.1 и Ч.2 Судом установлено, что истцы являются собственниками домовладения по адресу : ..., ..., .... От ... школы № Номер обезличен произведено строительство накопительного канализационного колодца и дожимной станции на расстоянии 8 метров от забора домовладения истцов, что подтверждается АКТАМИ от 02 сентября 2010 года л.д. 179 Согласно ПРЕДЛОЖЕНИЯ по установлению границ санитарно – защитной зоны УКС Пермского края от 14 сентября 2010 года следует, что ближайшими граничащими объектами канализационной насосной станции, предназначенной для обслуживания школы ... в ..., являются: существующий жилой дом истцов - 18 метров восточнее; забор от существующего жилого дома - 8 метров восточнее. л.д. 154 – 178). Данное обстоятельство никем из сторон не оспаривается. Согласно п. 1.10.СНиП 2.04.03. – 85, действующего в 2006 году на момент проектирования школы следует: «Санитарно – защитные зоны от канализационных сооружений до границ зданий жилой застройки, участков общественных зданий и предприятий пищевой промышленности с учетом их перспективного расширения следует принимать от насосных станций мощностью до 0, 2 тыс. куб.м./сутки - нормативное расстояние 15 метров. Насосная станция для обслуживания здания школы в .... ... мощностью до 0, 2 тыс. куб. м./сутки. Поскольку на момент составления проекта в 2006 году нормативное расстояние согласно п. 1.10.СНиП 2.04.03. – 85 от насосных станций мощностью до 0, 2 тыс. куб.м./сутки - составляло расстояние 15 метров, а от канализационного сооружения до границы здания, то есть до границы дома истцов это расстояние составляло 18 метров, то строительство канализационного сооружения на данном расстоянии, то есть на расстоянии 18 метров от дома истцов было спроектировано в соответствии с требованиями санитарного законодательства. В дальнейшем была принята новая редакция санитарных правил и норм и согласно п. 1.2 Постановления от 25 сентября 2007 года № 74 «О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ НОВОЙ РЕДАКЦИИ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200 – 03 САНИТАРНО - ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ» в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 N 25, Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61) (далее СанПиН) Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона). (в ред. Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61). Согласно п. 2.5 СанПиН Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. В соответствии с п. 3.3. СанПиН Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении. По утверждению представителя истцов расстояние 15 метров следует исчислять от границы земельного участка, потому что домовладение, то есть застройка, включает в себя дом и земельный участок, на котором он расположен. От границы же земельного участка до канализационного колодца расстояние составляет 8 метров, что является нарушением действующего СанПиН. Данное утверждение несостоятельно и опровергается содержанием вышеуказанного нормативного акта. Кроме того, согласно п. 1.10. СНиП 2.04.03. – 85, действующего в 2006 году на момент проектирования школы следовало, что Санитарно – защитные зоны от канализационных сооружений до границ зданий жилой застройки, участков общественных зданий и предприятий пищевой промышленности с учетом их перспективного расширения следовало принимались от насосных станций мощностью до 0, 2 тыс. куб.м./сутки на расстоянии 15 метров. Таким образом, законодателем было определено, что расстояние устанавливается от канализационных сооружений до границ зданий жилой застройки, а не до границ земельного участка, на котором расположено здание жилой застройки. Новая редакция СанПиН 2008 года установила нормативное расстояние санитарно – защитной зоны для канализационных очистных сооружений определено от насосных станций мощностью до 0. 2 тыс. куб.м. /сутки также 15 метров -- таблица 7.1.2. вышеуказанных СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция от 2008 г.) Указанной нормой закона не определено, что это расстояние должно быть от канализационных сооружений до границ участка. В настоящее время участок может быть по площади в несколько гектаров и дом на этом участке может располагаться на расстоянии в несколько десятков, а то и сотен метров от границы земельного участка.. Это не значит, что канализационные сооружения должны тем не менее располагаться именно от границы участка, а не от здания жилой застройки, которая расположена на участке. В настоящее время законодательством установлена граница от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении. То есть в данном случае объектом, до которого должна быть установлена санитарно - защитная зона до её внешней границы в заданном направлении является дом, а не земельный участок, поскольку загрязнение атмосферного воздуха от канализационного сооружения и физические воздействия (шум, вибрация, электромагнитные поля и т.д.) устанавливаются для людей, проживающих в доме, а не для участка. И поскольку ближайшими граничащими объектами канализационной насосной станции, предназначенной для обслуживания школы ... в ..., являются: существующий жилой дом истцов, расположенный на расстоянии 18 метров восточнее канализационного сооружения, а нормативное расстояние санитарно – защитной зоны для канализационных очистных сооружений определено от насосных станций мощностью до 0. 2 тыс. куб.м. /сутки 15 метров, при таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что канализационное сооружение расположено от дома истцов в соответствии с нормами и правилами, установленными СанПиН (в ред. 2008 г.), в связи с чем не имеется оснований обязывать ответчиков переносить спорное канализационное сооружение на расстояние 15 метров от забора, огораживающего земельный участок и домовладение истца. Согласно ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ГРАНИЦ САНИТАРНО - ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ в отношении объекта канализационной насосной станции общеобразовательной школы в ... ... – август 2010 года предложено сократить санитарно – защитную зону от КНС до 8 метров во всех направлениях л.д. 154- 166). Согласно экспертного заключения ФГЗУ «...» № Номер обезличен от 27 августа 2010 года следует, что от канализационной насосной станции в атмосферный воздух выбрасывается 8 загрязняющих веществ, из них: 2 вещества 2 – го класса опасности (азота диоксид, сероводород); 1 вещество 3-го класса опасности (этилмеркаптан); 3 вещества 4-го класса опасности (аммиак, углерода оксид, метилмеркаптан); 1 вещество с утвержденными ОБУВ (метан); 1 группа веществ, обладающих эффектом суммации -- (аммиак + сероводород). Согласно указанного заключения проектные материалы: «проект расчетной санитарно – защитной зоны канализационной насосной станции общеобразовательной школы в ... в ... Пермского края соответствует государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам л.д. 93 – 95). В соответствии с п. 4.3 вышеуказанных СанПиН Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 N 25) - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; - результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.); - систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух. (в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 N 25). Ссылка представителя истцов, о том что Предложение о сокращении санитарно – защитной зоны не может являться законным, поскольку не имеется решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя также не может служить основанием для удовлетворения иска. Решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя действительно не имеется. Указанное решение и заключение, как предусмотрено СанПиН (в ред. 2008 г.) принимается на основании: - действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; - результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.); -систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух. Однако натурных исследований в настоящее время не проводилось и не может быть проведено, поскольку данные исследования возможны лишь в процессе эксплуатации школы, а школа в настоящее время в эксплуатацию не сдана и не работает. Доказательств, что нахождение канализационного сооружения на расстоянии 18 метров от дома истцов и на расстоянии 8 метров от забора, ограждающего земельный участок истцов, на котором расположен дом, нарушает их санитарно - эпидемиологическое благополучие и создает угрозу здоровью истцов, не представлено. Никакого анализа расчетов, никакого заключения ни специалистов, ни экспертов, которое бы свидетельствовали, что строительство канализационного колодца на расстоянии 18 метров от дома нарушает допустимые санитарные нормы и правила и оказывает вредное воздействие на истцов, истцами не представлено. Согласно экспертного заключения и ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ГРАНИЦ САНИТАРНО - ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ следует, что анализ расчета рассеивания показал, что вклады загрязняющих веществ от КНС в расчетных точках и точках максимума составляют не более 0, 01 д. ПДК. Акустический расчет свидетельствует, что звуковое давление от источников шума КНС находится в пределах установленных допустимых уровней звукового давления и эквивалентных уровней звука для территорий, непосредственно прилегающих к жилым зданиям. Существующие конструктивные решения позволяют обеспечить необходимую звукоизоляцию для достижения нормативного уровня шума. Уровень шума от насосного оборудования КНС при прохождении через ограждение скрадывается до незначительного и не оказывает влияние на акустическую ситуацию прилегающих территорий. Для контроля уровня шума от проектируемого объекта предлагается проводить регулярный мониторинг с замерами уровней шума в расчетных точках. В письме заместителя руководителя Управления ... по Пермскому краю от 13.09.2010 года № 1-/9634 также указано, что «проект расчетной санитарно – защитной зоны канализационной насосной станции общеобразовательной школы в ... в г. ... Пермского края соответствует государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам л.д. 92). Доказательств, опровергающих содержащиеся в вышеуказанных документах утверждения о том, что проект расчетной санитарно – защитной зоны канализационной насосной станции общеобразовательной школы в ... в г. ... Пермского края соответствует государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам истцами и их представителем не представлено. Кроме того, согласно действующим нормам закона объект не может быть принят в эксплуатацию, если он будет построен с нарушениями санитарных норм и правил. Поэтому в данном случае права истцов на благоприятное санитарное состояние также защищены. Как было указано выше, в соответствии с п. 4.3 СанПиН (в ред. 2008 г.) Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены. Поэтому применительно к указанной норме закона, если в процессе эксплуатации школы и соответственно, канализационной насосной станции в результате натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух, как это предусмотрено СанПиН (в ред. 2008 г.) будет установлено, что нарушены санитарные нормы и в результате работы КНС будет превышен допустимый нормативный уровень шума, а также вклады загрязняющих веществ, что будет оказывать вредное влияние на здоровье истцов, истцы могут обращаться с требованием о защите своих прав в области выполнения требований соблюдения санитарного законодательства, то есть с требованием об изменении - увеличении санитарно – защитной зоны. Исходя из вышеизложенного, учитывая, что проектируемая канализационная насосная станция расположена на расстоянии 18 метров от дома истцов и на расстоянии 8 метров от забора, ограждающего придомовую территорию, а в силу действующего законодательства - п. 3.3 СанПиН Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении, а внешней границей в заданном направлении является дом истцов, так как загрязнение атмосферного воздуха от канализационного сооружения и физические воздействия (шум, вибрация, электромагнитные поля и т.д.) устанавливаются для людей, проживающих в доме, то есть нормативное расстояние от КНС до дома истцов фактически соблюдено, кроме того, согласно экспертного заключения № Номер обезличен от 27 августа 2010 года «проект расчетной санитарно – защитной зоны канализационной насосной станции общеобразовательной школы в ... в г. ... Пермского края соответствует государственным санитарно – эпидемиологическим правилам и нормативам, доказательств того, что построенная КНС на расстоянии 18 метров от дома истцов и 8 метров от забора, ограждающего придомовую территорию, при работе будет превышать допустимый нормативный уровень шума, а также вклады загрязняющих веществ и оказывать вредное влияние на здоровье истцов не представлено, при таких обстоятельствах исковые требования Ч.1 и Ч.2 следует оставить без удовлетворения. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л : В иске Ч.1 и Ч.2 обязать ответчиков, то есть администрацию ... муниципального района и государственное краевое учреждения «Управление капитального строительства Пермского края» перенести сооружение - накопительный канализационный колодец и дожимную насосную станцию ... «Общеобразовательной школы на 11 классов» на расстояние не менее 15 метров от забора, огораживающего земельный участок и домовладение по адресу: ..., ..., ..., ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение десяти дней. Председательствующий судья Дьячкова Т.Е.