Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Оса Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е. с участием прокурора Б. заявителя М. и его представителя Д., допущенного представлять интересы по определению суда от ДД.ММ.ГГГГ представителя органа, решение которого оспаривается, территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района председателя комиссии И. при секретаре О. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осе гражданское дело по заявлению М. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии (далее ТИК) <данные изъяты> муниципального района, у с т а н о в и л : М. в ТИК <данные изъяты> муниципального района представил на регистрацию документы кандидата в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу №, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Решением ТИК <данные изъяты> муниципального района от 01.02.2011 года № М. было отказано в регистрации в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу №., в связи с нарушением требований пункта 7 ст. 35 Закона Пермского края № 525 - ПК от 09.11.2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» в части заверения подписей избирателей лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. М. обратился в суд с жалобой на указанное решение, просил его отменить и обязать территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания, мотивируя тем, что в обжалуемом решении указано, что им, М., допущено нарушение требований п.7 ст. 35 Закона Пермского края № 525 - ПК от 09.11.2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». Однако, в чем конкретно выразилось допущенное нарушение не указано. Дословно решение ТИК указывает на заверение подписей избирателей лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата. Что подразумевается под указанным выражением в обжалуемом решении не конкретизировано. По утверждению М., решение ТИК <данные изъяты> муниципального района противоречит закону и необоснованно лишает его, М., права на выдвижение кандидатом в депутаты Земского Собрания. Все подписные листы заверены собственноручной подписью, лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидату. Каких - либо существенных нарушений заполнения подписного листа либо его формы не имеется. Кроме того, на основании п. 1.1 ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 избирательная комиссия обязана - при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Никаких уведомлений, извещений о каких - либо несоблюдениях закона либо неполноты сведений о кандидате избирательная комиссия его, М., не известила. В соответствии с п. 5 Постановления Центризбиркома РФ от 23.03.2007 года № 203/1272-4 «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2», пункта 24, подпунктов «б,1», «б,2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Если избирательная комиссия в срок, установленной пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списков кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б,1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона. В судебном заседании М. и его представитель Д. на удовлетворении своих требований настаивали, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении, пояснили, что о том, что отказ в регистрации был основан на том, что в подписных листах не проставлена дата лицом, осуществляющим сбор подписей, узнали только в судебном заседании. Ранее об этом заявителя никто не извещал. Кроме того, по утверждению заявителя и его представителя, это нарушение не может расцениваться как существенное, поскольку в подписных листах имеются собственноручные подписи лиц, поддерживающих самовыдвижение заявителя кандидатом в депутаты Земского собрания. Также, согласно п. 8 ст. 37 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», имеющего приоритет над Законом субъекта Российской Федерации и предусматривающем порядок заполнения подписного листа и его заверения, не предусмотрено, что в подписном листе лицо, осуществляющее сбор подписей, должно ещё поставить дату. Представитель ТИК <данные изъяты> муниципального района И. требования М. не признала, пояснила, что отказано М. в регистрации в депутаты на основании Закона, в частности, в связи с тем, что заявителем был нарушен п. 7 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», поскольку в подписных листах, сданных М., не было проставлены даты лицом, осуществляющим сбор подписей. Выслушав заявителя, представителя территориальной избирательной комиссии, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления М. отказать, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 7. ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 ПК (ред. от 29.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. … (в ред. Закона Пермского края от 29.11.2010 N 717-ПК). Как следует из представленных подлинников подписных листов, лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, в нарушение вышеприведенной нормы закона действительно не поставило дату внесения подписи. При этом согласно п.1.1. ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. (п. 1.1 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ) А также, в соответствии с п. 3 Постановления Центризбиркома РФ от 23.03.2007 года № 203/1272-4 «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2», пункта 24, подпунктов «б,1», «б,2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» - Если кандидатом, избирательным объединением самостоятельно не осуществлены действия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Разъяснений, и по результатам проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов выявлены обстоятельства, указывающие на наличие оснований для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренных подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона, то избирательной комиссии необходимо учитывать следующее. В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов. В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки. На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения. Незамедлительно после проведения заседания избирательной комиссии решение избирательной комиссии вручается присутствующему на заседании кандидату, его представителю, уполномоченному представителю избирательного объединения либо направляется в адрес кандидата, его представителя, уполномоченного представителя избирательного объединения. Также, согласно 5. вышеуказанного Постановления Центризбиркома Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией оботсутствии каких-либо сведений, предусмотренных Федеральным законом, иным законом, в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах и (или) о наличии среди них документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона, не устранят указанные недостатки либо устранят их не в полном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктов "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона. Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрациикандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона. Избирательная комиссия отказав заявителю в регистрации его как кандидата в депутаты Земского собрания, фактически отказала по основанию в.1 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» При № 67 от 12.06.2002 года «наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона»; (пп. "в.1" введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ) Судом установлено, что избирательная комиссия не известила М., как предусмотрено действующим законодательством, за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документах, также не уведомила, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение. Утверждение представителя ТИК о том, что М. о времени проведения проверки подписных листов на 31 января 2011 года был извещен, не свидетельствует, о том, что ТИК было выполнено требование действующего законодательства и он был надлежаще уведомлен о недостатках в документах, представленных им для регистрации в кандидаты в депутаты, поскольку в СПРАВКЕ о приеме подписных листов, собранных в поддержку кандидата в депутаты Земского собрания, где имеется подпись М. не отражено, какие недостатки имеются в представленных им документах и какие конкретно из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона и в чем состоит данное нарушение. И кроме того, данная справка является именно СПРАВКОЙ о приеме подписных листов, собранных в поддержку кандидата в депутаты Земского собрания, в которой отражено время сдачи в ТИК подписных листов. Таким образом, поскольку ТИК <данные изъяты> муниципального района в нарушение действующего законодательства не известила М., как предусмотрено действующим законодательством, за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документах, также не уведомила, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, фактически о допущенном нарушении М. узнал лишь в судебном заседании, где было установлено, что нарушение выразилось в том, что в подписных листах лицом, осуществлявшим сбор подписей, не внесена дата, в то время, как в решении ТИК указано, что нарушение допущено «в части заверения подписей избирателей лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата», при таких обстоятельствах избирательная комиссия, в силу п. 5 Постановления Центризбиркома РФ от 23.03.2007 года № 203/1272 -4 не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата. И поскольку данное решение ТИК <данные изъяты> муниципального района от 01 февраля 2011 года в отношении заявителя принято в нарушение действующего законодательства, оно подлежит отмене. Что касается требования М. обязать ТИК <данные изъяты> муниципального района зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Земского собрания, то данное требование не может быть удовлетворено. В силу ст. 261 ГПК РФ суд правомочен признать оспариваемое решение соответствующей избирательной комиссии незаконным. Однако регистрация кандидата в депутаты относится к компетенции соответствующей комиссии. Исходя из изложенного для восстановления в полном объеме нарушенных избирательных прав заявителя суд считает необходимым указать об обязанности территориальной избирательной комиссии решить вопрос о регистрации М. в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания <данные изъяты> муниципального округа в соответствии с нормами действующего законодательства. Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 261 ГПК РФ, суд р е ш и л : Отменить Решение Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района от 01 февраля 2011 года № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района М.. Обязать Территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района решить вопрос о регистрации М. в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания <данные изъяты> муниципального округа в соответствии с нормами действующего законодательства -- Федерального закона № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Закона Пермского края № 525 - ПК от 09.11.2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». В удовлетворении требования - обязать территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района зарегистрировать М. в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания <данные изъяты> муниципального района М. отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения. Председательствующий судья Т.Е. Дьячкова