Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ г. Оса Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е. с участием прокурора С. представителя органа, решение которого оспаривается, территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района - председателя комиссии И. при секретаре Д. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осе гражданское дело по заявлению Т. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии (далее ТИК) <данные изъяты> муниципального района, у с т а н о в и л : Т. в ТИК <данные изъяты> муниципального района представила на регистрацию документы кандидата в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу №, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Решением ТИК <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № Т. было отказано в регистрации в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу №, в связи с нарушением требований пункта 7 ст. 35 Закона Пермского края № 525 - ПК от 09.11.2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» в части заверения подписных листов. Т. обратилась в суд с жалобой на указанное решение, просила его отменить и обязать территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания, мотивируя тем, что в обжалуемом решении указано, что ею, Т., допущено нарушение требований п.7 ст. 35 Закона Пермского края № 525 - ПК от 09.11.2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». Однако, в чем конкретно выразилось допущенное нарушение не указано. Дословно решение ТИК указывает на заверение подписных листов. Что подразумевается под указанным выражением в обжалуемом решении не конкретизировано. По утверждению Т., решение ТИК <данные изъяты> муниципального района противоречит закону и необоснованно лишает её, Т., права на выдвижение кандидатом в депутаты Земского Собрания. Все данные о себе как кандидате представила в заявлении и иных документах. Никаких нарушений заполнения подписного листа либо его формы не имеется. Кроме того, на основании п. 1.1 ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 избирательная комиссия обязана - при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Никаких уведомлений, извещений о каком - либо несоблюдении закона либо неполноты сведений о кандидате избирательная комиссия её, Т., не известила. В соответствии с п. 5 Постановления Центризбиркома РФ от 23.03.2007 года № 203/1272-4 «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2», пункта 24, подпунктов «б,1», «б,2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Если избирательная комиссия в срок, установленной пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списков кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б,1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона. В судебном заседании Т. не присутствовала. От неё поступила телефонограмма, в которой она просит рассмотреть дело в её отсутствие. Представитель ТИК <данные изъяты> муниципального района И. требования Т. не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на заявление Т., из которого усматривается, что отказано Т. в регистрации в депутаты на основании Закона, в частности, в связи с тем, что заявителем был нарушен п. 7 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», а именно: в подписных листах № и № не произведено заверение подписей избирателей кандидатом в депутаты Т. - напротив её фамилии не проставлена собственноручно её подпись. В связи с чем рабочей группой было признано недействительными 12 подписей. В результате количества подписей для регистрации не достаточно. Выслушав представителя территориальной избирательной комиссии, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении заявления Т. отказать, суд приходит к выводу, что заявление Т. удовлетворению не подлежит. В соответствии с п. 8 ст. 37 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации соответственно уровня выборов. Порядок организации и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». Форма подписного листа при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае установлена п. 3 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». В соответствии с п. 7. ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 ПК (ред. от 29.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае»Каждый подписной лист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование и код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. После чего каждый подписной лист заверяется также: (в ред. Закона Пермского края от 29.11.2010 N 717-ПК). а) кандидатом (если подписи собираются в поддержку самовыдвижения кандидата, выдвижения кандидата избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу), который напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения; Как следует из представленных подлинников подписных листов, в листах №№ 3 и 5 не имеется собственноручной подписи кандидата в депутаты Т. Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, а также основания для признания подписей недействительными. В соответствии с п.п. ж п. 11 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» указаны основания для признания подписей недействительными и, в частности, считаются недействительными: «все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и(или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуютдействительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно». То есть избирательный закон исключает какой - либо иной способ заверения подписного листа кандидатом, кроме собственноручного, а нарушение данного правила устанавливает в качестве основания для признания всех содержащихся в таком подписном листе подписей недействительными. Как установлено судом, из представленных подлинников подписных листов усматривается, что в листах № не имеется собственноручной подписи кандидата в депутаты Т. В результате проверки общее количество недействительных подписей было установлено 12, что составило 36% от отобранных для проверки подписей. Данное обстоятельство подтверждается содержанием 2-х подписных листов, где отсутствуют подписи Т. Согласно п.1.1. ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов сподписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. (п. 1.1 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ) Таким образом, поскольку уточнения и дополнения могут вноситься в уже представленные документы, но при этом уточнения могут вноситься лишь в документы, содержащие сведения о кандидате, однако на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата установлен запрет, при таких обстоятельствах действия избирательной комиссии по неизвещению заявителя за три дня до дня заседания избирательной комиссии об установленном нарушении в заполнении подписного листа не являются противоречащими требованиям избирательного законодательства, поскольку внесение любых изменений, уточнений или дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата, представленные в избирательную комиссии, законом исключается, поэтому при изложенных обстоятельствах решение избирательной комиссии является законным и отмене не подлежит. Таким образом, поскольку решение ТИК об отказе в регистрации кандидату в депутаты является законным, не имеется оснований для удовлетворения требования обязать ТИК <данные изъяты> муниципального района зарегистрировать Т. в качестве кандидата в депутаты Земского собрания. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198, 261 ГПК РФ, суд р е ш и л : В удовлетворении заявления Т.: Отменить Решение Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района Т. и обязать Территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района зарегистрировать Т. в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания <данные изъяты> муниципального района отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения. Председательствующий судья Т.Е. Дьячкова