Решение по делу об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии.



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     ДД.ММ.ГГГГ                                                                            г. Оса

Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Дьячковой Т.Е.

с участием прокурора С.

заявителя Т. и её представителя Д., допущенного представлять интересы по определению суда от 08 февраля 2011 года

представителя органа, решение которого оспаривается, территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района председателя комиссии И.

при секретаре      О.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Осе гражданское дело по заявлению Т. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии (далее ТИК) <данные изъяты> муниципального района,

у с т а н о в и л :

     Т. в ТИК <данные изъяты> муниципального района представила на регистрацию документы кандидата в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района, выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Решением ТИК <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Т. было отказано в регистрации в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района по одномандатному избирательному округу , в связи с нарушением требований пункта 3 ст. 35 Закона Пермского края № 525 - ПК от 09.11.2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» в части внесения сведений о кандидате.

    Т. обратилась в суд с жалобой на указанное решение, просила его отменить и обязать территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района зарегистрировать её в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания, мотивируя тем, что     в обжалуемом решении указано, что ею, Т., допущено нарушение требований п.3 ст. 35 Закона Пермского края № 525 - ПК от 09.11.2009 года «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае». Однако, в чем конкретно     выразилось допущенное нарушение не указано. Дословно решение ТИК указывает на внесение сведений о кандидате. Что подразумевается под указанным выражением в обжалуемом решении не конкретизировано.

    По утверждению Т. решение ТИК <данные изъяты> муниципального района противоречит закону и необоснованно лишает её, Т., права на выдвижение кандидатом в депутаты Земского Собрания. Все данные о себе, как кандидате, она представила в заявлении и иных документах. Никаких нарушений заполнения подписного листа либо его формы не имеется.

Форма подписного листа и основные требования к его заполнению предусмотрены п. 8 ст. 37 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Избиратель,участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

    Кроме того, на основании п. 1.1 ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 избирательная комиссия обязана - при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.

Никаких уведомлений, извещений о каких - либо несоблюдениях закона либо неполноты сведений о кандидате избирательная комиссия её, Т., не известила.

В соответствии с п. 5 Постановления Центризбиркома РФ от 23.03.2007 года № 203/1272-4 «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2», пункта 24, подпунктов «б,1», «б,2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Если избирательная комиссия в срок, установленной пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списков кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б,1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона.

         В судебном заседании Т. и её представитель Д. на удовлетворении своих требований настаивали, приведя в обоснование доводы, изложенные в заявлении, пояснили, что о том, что отказ в регистрации был основан на том, что в подписных листах не указана должность кандидата в депутаты, ранее об этом заявителя никто не извещал. Кроме того, по утверждению заявителя и его представителя, это нарушение не может расцениваться как существенное, поскольку согласно п. 8 ст. 37 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, имеющего приоритет над Законом субъекта Российской Федерации и предусматривающем порядок заполнения подписного листа и его заверения, не предусмотрено, что в подписном листе кандидат в депутаты должен указывать должность. Также в средствах массовой информации, в газете «Осинское Прикамье» было сообщено, что самостоятельно выдвинули свои кандидатуры 14 депутатов, в том числе Т., МУ «<данные изъяты> центральная районная больница», <данные изъяты>, депутат ЗС.

      Представитель ТИК <данные изъяты> муниципального района И. требования Т. не признала, пояснила, что отказано Т. в регистрации в депутаты на основании Закона, в частности, в связи с тем, что заявитель в подписном листе не указала должность, как того требует закон.

Выслушав заявителя, её представителя, представителя территориальной избирательной комиссии, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Т. об отмене оспариваемого решения удовлетворить и обязать территориальную комиссию решить вопрос о регистрации Т. в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания <данные изъяты> муниципального округа, суд приходит к выводу, что заявление Т. удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что кандидат в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района Т. в подписных листах в поддержку своей кандидатуры не указала должность, которую она выполняет.

Данное обстоятельство заявителем не оспаривается, подтверждается содержанием подписных листов.

В соответствии с п. 8 ст. 37 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации --

Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом. Избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Ссылка представителя заявителя на указанную норму закона, не свидетельствует, что федеральный закон не предусматривает указание должности кандидата в депутаты в подписном листе.

В первую очередь, данная норма свидетельствует, что «Форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом».

     Применительно к п. 8 ст. 37 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации соответственно уровня выборов.

Порядок организации и проведения выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае регулируется Законом Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

Форма подписного листа при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае установлена п. 3 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае».

    Так, согласно п.3 ст. 35 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» следует, что в подписном листе указывается дата голосования, а также:

а) при сборе подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата - фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата изанимаемая им должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа), наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства кандидата, наименование и(или) номер избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. По желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о его согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному (многомандатному) избирательному округу.

Законом предусматривается процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, а также основания для признания подписей недействительными.

         Согласно п.п. ж п. 10 ст. 36 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525 - ПК (ред. от 18.11.2010) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае» следует, что:

       «все подписи в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и(или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) в дате внесения подписи указанным лицом и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и(или) кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и(или) кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения указаны не в полном объеме или не соответствуютдействительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно;

В соответствии с п.1.1. ст. 38 ФЗ № 67 от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписямиизбирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

Таким образом, поскольку уточнения и дополнения могут вноситься в уже представленные документы, при этом уточнения могут вноситься в документы, содержащие сведения о кандидате, но на внесение любых уточнений и дополнений в подписные листы избирателей в поддержку выдвижения кандидата исключается, при таких обстоятельствах действия избирательной комиссии по неизвещению заявителя за три дня до дня заседания избирательной комиссии об установленном нарушении в заполнении подписного листа не являются противоречащими требованиям     избирательного законодательства, поскольку внести изменений или дополнений в подписные листы, представленные в избирательную комиссии, исключается.

Утверждение представителя заявителя о том, что в средствах массовой информации, в газете «Осинское Прикамье» было сообщено, что самостоятельно выдвинули свои кандидатуры 14 депутатов, в том числе Т., МУ «<данные изъяты> центральная районная больница», <данные изъяты>, депутат ЗС, не может служить основанием к удовлетворению заявления заявителя, так как     действующим законодательством прямо предусмотрено, что в подписном листе     кандидат в депутаты должен указать основное место работы или службы и занимаемую им должность, независимо от того, где еще будет сообщено о том, какую должность занимает кандидат в депутаты.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 261 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

    В удовлетворении заявления Т.:

    Отменить Решение Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации кандидата в депутаты Земского собрания <данные изъяты> муниципального района Т..

Обязать Территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> муниципального района зарегистрировать Т. в качестве кандидата в депутаты Земского Собрания Осинского муниципального района     отказать.

      Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение пяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий судья                                   Т.Е. Дьячкова